Художественное проектирование костюма как соста- вная часть всей проектной деятельности человека, опреде- ляется основами композиции. Разнообразие ассортимента современной одежды требует от дизайнера принципиаль- ных различий в подходах к проектированию одежды в за- висимости от ее назначения, условий производства и тенден- ций развития индустрии модного бизнеса.
Основы композиции, на которые опирается в своем твор- честве художник-проектировщик, являются признаком ор- ганизующей, гармонизирующей и связующей величины — художественной системы.
Костюм, построенный по законам композиции, является частью художественной системы.
В зависимости от задач, стоящих перед процессом про- ектирования одежды, различают несколько видов художе- ственных систем [32]:
автономная художественная система (проекти- рование единичных моделей костюма);
художественная система «семейство» (проекти- рование моделей на основе базовой формы);
художественная система «гарнитур» (проекти- рование полного набора изделий конкретного назначения);
художественная система «комплект» (проекти- рование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых, служащих основой базового гардероба);
художественная система «ансамбль» (проекти- рование закрытого комплекса изделий, выражающего худо- жественный образ человека);
художественная система «коллекция» (проектирование коллекций моделей различного типа и назначения).
Вся одежда делится на ассортиментные группы. Опреде- ляющих факторов деления несколько:
половой признак и возраст носителя одежды;
сезон использования одежды;
· 4. Проектирование комплекта и ансамбля
Гардероб современного человека почти полностью со- стоит из комплектов. Это позволяет его владельцу комби- нировать отдельные предметы одежды между собой, про- являя индивидуальное видение в создании своего образа. Соединяя между собой единичные изделия одежды, можно каждый раз получать новые варианты костюмов.
Комплект (в переводе с латинского означает «пол- ный»)— это полный набор единичных предметов одежды, имеющих общее функциональное назначение и стилевое решение. Художественная система «комплект» является условием достижения высокого потрибительского уровня вещей его составляющих, так как одежда и дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения.
Характерной особенностью комплекта является взаимо- заменяемость его частей в зависимости от назначения. Вещи в комплекте равнозначны друг другу, поэтому за- мена одного предмета одежды на другой, не нарушает его художественную целостность.
Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок,
· 100
Глава IV. Проектирование одежды
брюк, блузок, свитеров и т. д. Комплект в своем исполь- зовании предполагает возможность изменения образа кос- тюма в зависимости от ситуации. Единичные предметы одежды комплекта предполагают изменение своего функци- онального назначения при использовании их в других комплектах (из делового в нарядный, из повседневного в дорожный и т. п.). Поэтому комплект — это открытый комплекс предметов одежды, каждый составляющий элемент которого самостоятелен и взаимозаменяем.
Художнику-проектировщику необходимо ставить перед собой задачи расширения функциональных возможностей отдельных вещей комплекта. Это дает потребителю воз- можность увеличения вариантности составления индиви- дуальных образов костюмов. Возможность заменять от- дельные части комплекта повышает его практическое ис- пользование. Чаще всего, единство составляющих комплект предметов одежды обеспечивается соответствием их друг другу по форме, силуэту, цвету, декору. Возможность комби- нирования предметов одежды является в современном обществе одним из главных требований, предъявляемых потребителем к одежде. Наибольшее распространение система «комплект» получила в повседневной бытовой одежде. В этой связи, важнейшей является возможность изменять стилевые характеристики комплектов. Например, если к брюкам и водолазке добавить парку, то такой ком- плект можно отнести к прогулочному стилю. Если же, парку заменить на жакет с английским воротником, то такой комплект будет соответствовать стилю комфортной классики. Приемы стилевой трансформации должны учи- тываться дизайнерами при проектировании одежды в системе «комплект». Такой подход позволяет расширить рамки гардероба современного человека при минимальном количестве вещей, его составляющих.
Этот подход к составлению гардероба был широко рас- пространен в 70-х годах XX века и получил название «ра- ционального» или «базового» гардероба. В настоящее вре- мя в повседневной одежде комплекты почти полностью вы-
W
Комплект молодежной одежды,
созданный по принципу примыкания
форм Комплект молодежной одежды,
созданный по принципу
пересечения форм
теснили ансамбли.
Одной из задач, стоящих перед дизайнерами проектиру- ющими одежду в системе «комплект», является поиск новых способов комплектования различных элементов одежды друг с другом, дающих возможность создавать непривычные, яркие образы в различных стилевых направлениях.
Вещи в комплекте должны быть согласованы определен- ным образом. Главными принципами согласования отдельных предметов одежды в комплекте являются пропорциональное соотношение и пластическое сопряжение форм.
Формы костюма сопрягаются между собой в комплекте в трех возможных вариантах [17]:
принцип примыкания частей костюма;
принцип взаимного пересечения форм друг с дру- гом;
принцип зависимости форм, располагающихся на расстоянии друг от друга.
Принцип примыкания частей костюма — наиболее простой способ сопряжения. Он действует там, где форма составлена из двух частей — верхней и нижней. Напри- мер, комплект из блузки и юбки. Край блузки просто при- мыкает к поясу юбки. (Край верхней части комплекта — блузки заканчивается там, где начинается нижняя часть — юбка.)
Принцип взаимного пересечения форм друг с другом действует в тех случаях, когда комплекты состоят из трех и более вещей. Многослойность в одежде — пример такого сопряжения форм.
Принцип зависимости форм, располагающихся на рас- стоянии друг от друга, действует в комплектах, в которых верхние и нижние части находятся на расстоянии и не примыкают друг к другу. Примером такого комплекта мо- жет служить летний топ и шорты. Также этот принцип действует в отношении дополнений, входящих в комплект. В этом случае формы обуви, сумок должны соответствовать формам одежды.
Главная задача дизайнера при составлении комплекта
102
Глава IV. Проектирование одежды
одежды из единичных готовых вещей заключается в гра- мотной организации формы. Эта задача решается ос- новными выразительными средствами композиции, рас- смотренными выше (контраст — нюанс, симметрия — асимметрия, метр — ритм и др.). Важным условием соз- дания комплекта является выбор нужных пропорций, сос- тавляющих комплект частей.
Ансамбль (в переводе с французского означает «вмес- те», «сразу») — это совокупность составляющих костюм предметов одежды и дополнений, соответствующая конкрет- ному художественному замыслу.
Ансамбль — более сложноорганизованная художественная система по сравнению с комплектом. Ансамбль несет в себе художественный образ конкретного человека, выра- женный в продуманной связи и соподчинении одежды и дополнений.
В ансамбле, в отличие от комплекта, предметы одежды и дополнения не просто согласованно связаны, но и подчи- нены друг другу. В ансамбле все его составные части носятся одновременно. Ансамбль состоит не только из предметов одежды, но включает в себя обувь, головные уборы, платки, шарфы, чулки, аксессуары и т. п.
При проектировании ансамбля ставится задача раскры- тия единого композиционного замысла. Ансамбль имеет главную и второстепенные части. Дизайнер начинает ра- боту над ансамблем с определения его главной части, ко- торая продиктована образом и назначением ансамбля. Со- подчинение частей ансамбля и выделение композиционного центра основываются на законах композиции костюма.
Ансамбль — это полностью закрытая система костюма. Взаимодействие элементов ансамбля обусловлено единым стилем, конструкцией, материалами и функциональным назначением. Ансамбль создает завершенный художес- твенный образ человека, в этой системе нельзя без нару- шения целостности образа что-либо изъять или что-либо дополнить и изменить.
В современном повседневном мире моды ансамбли
Комплект молодежной одежды, состоящий из куртки и юбки, созданный по принципу зависимости форм, располагающихся на расстоянии друг от друга
103
· Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Костюм, решенный
в художественной системе
«ансамбль»
почти полностью вытеснены комплектами, но существуют виды костюмов, которые проектируются в художественной.
системе «ансамбль». К таким видам относятся свадебные костюмы, костюмы для торжественных случаев, эстрадные, вечерние, нарядные костюмы и т. д.
При проектировании костюма в системе «ансамбль» используют три основных принципа:
принцип пластической сопряженности;
принцип ритмической сопряженности;
принцип контраста, нюанса, подобия. Принцип пластической сопряженности основан на
построении пластического развития формы костюма. Плас- тическая связь частей ансамбля предполагает «перетекание» одной формы элемента ансамбля в сопряженную с ней другую форму следующей части ансамбля. Линии, определяющие пластику предметов одежды в ансамбле, определяют харак- тер очертаний и конфигураций линий других составляющих элементов ансамбля и наоборот.
Принцип ритмической сопряженности основан на ритми- ческой организации движения нескольких элементов формы ансамбля. Большую роль в согласованности ритмов в ансамбле играют симметрия и асимметрия частей формы костюма.
Принцип контраста, нюанса, подобия связывает эле- менты формы ансамбля в зависимости от выбранного выра- зительного средства композиции костюма.
Подобие диктует повторение одного элемента костюма в построении всех частей формы ансамбля.
Контраст противопоставляет элементы костюмной фор- мы. Нюанс является переходным звеном от контраста к подо- бию.
Ансамбль всегда связан с предметной средой, окружа- ющей человека. Художественная система «ансамбль» в кос- тюме способствует наиболее полному раскрытию образности формы. Через систему «ансамбль» наиболее характерно вы- ражается историческая эпоха, даются характеристики связи костюма человека с архитектурой, интерьером и всей окру- жающей средой.
104
Глава IV. Проектирование одежды
5. Цветовое проектирование одежды
Вопросы цветового проектирования костюма разнооб- разны и могут рассматриваться в контексте различных требований и факторов цвета в одежде. Изучение их сту- дентами осуществляется на теоретических и практических занятиях дисциплины «Цвет в костюме». Ниже рассмат- риваются лишь некоторые аспекты данной темы.
Колористика проектируемых изделий определяется ря- дом требований. Значимость каждого конкретного вида требований диктуется функциональностью изделия, его практическим назначением и ассортиментной группой, в которую это изделие входит.
Физиологические требования вызваны определенным строением органа зрения человека. Они определяют созда- ние оптимальных условий восприятия цвета костюма зри- телем, связанных с утомлением зрения, явлениями зри- тельных иллюзий (иррадиация, цветовой контраст и др.)
Психологические требования характеризуют область эмоционального воздействия цвета на человека. Они опре- деляют явления цветовых ассоциаций, эмоционального восприятия различных колоритов, личностных цветопред- почтений.
Эстетические требования продиктованы эстетическим идеалом общества, его цветовой культурой, тенденциями модной цветовой гаммы сезона.
Коммуникативные требования характеризуют цвет, как элемент формы костюма, в соответствии с его семан- тикой, традициями использования, сформированными сте- реотипами потребления.
Эталонные требования основаны на существующих нормах цветовоздеиствия на организм человека, разработан- ных цветовых эталонах, каталогах, нормативах и стандар- тах.
В зависимости от назначения проектируемого костюма к нему предъявляются определенные требования. Так, спецодежда предназначена для выполнения определенных профессиональных действий (одежда слесарей, наладчиков,
Эскиз костюма из молодежной коллекции «Город...»
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма*
Эскизы коллекции молодежной одежды «Город...»
ремонтников, медицинского персонала, кон- дукторов и т. д.). Цвет такой одежды должен проектироваться в соответствии со стандартами и нормативами, учитывающими явления зри- тельного напряжения и усталости глаз, чита- емости и различимости цветов и оттенков, цветовой сигнализации и др. К такой одежде предъявляются физиологические, эталонные и коммуникативные требования.
В проектировании деловых костюмов на первое место выдвигаются эстетические, психо- логические, коммуникативные требования. Это связано с тем, что цвет призван играть урав- новешивающую роль, создавать зрительный ком- форт при длительном общении, концентриро- вать внимание для выполнения служебных обя- занностей и т.п.
Модная цветовая гамма определяет доми- нирующий тип колористики одежды, проек- тируемой для промышленного производства. Новая промышленная коллекция одежды должна
удовлетворять потребность в новизне, но не радикальной, а продуманной и успешно сочетаемой с цветовой гаммой предыдущих сезонов.
Настроение и характер сезонной цветовой палитры определяют около десяти основных оттенков. В развитии модной цветовой гаммы каждого сезона наблюдается ряд закономерностей.
Цикличность смены модных цветовых тен- денций, в основном, соответствует циклам раз- вития модной формы и силуэта костюма. Как правило, новая форма, сообщая тенденции мод- ных силуэтов, пропорций и объемов, приходит к нам в черном цвете. Черный цвет наиболее емко выражает силуэт и пространственно-объем- ные характеристики костюма. По мере своего развития и видоизменения форма теряет остроту и знаковость, поэтому цветовое решение уходящей формы характеризуется общим сложным колоритом и преобладанием оттеночных решений цвета.
Влияние на основные тенденции модной цветовой гаммы оказывают региональные осо- Проектирование коллекций
Коллекция (в переводе с латинского означает «собра- ние») — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исто- рический или художественный интерес.
Художественная система «коллекция» в проектировании одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей идеей, эмоционально-художественной выразительностью об- раза, единством стиля, формы, цветового решения и при- меняемых материалов.
Коллекция может состоять из различных элементов — единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений, аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно завершен и обладает целостностью. В свою очередь, кол- лекция, состоящая из таких костюмов, представляет со- бой гармоничную цельную систему, в которой каждый эле- мент (костюм) связан с другими составляющими и нао- борот. Вся коллекция строится по законам композиции. Коллекция — это не механическое объединение разных моделей в одну группу. Коллекцию как художественную систему отличают признаки, присущие любой пластической композиции.
Главный признак коллекции моделей — ее цельность. Цельность коллекции достигается путем использования в ней гармонизирующих факторов:
стилевое единство;
единство формы;
единая цветовая грамма;
единая структура и фактура материалов;
единство образного решения.
Важным признаком коллекции, от которого зависит эмоционально-образное воздействие на зрителя, является динамика. Динамичность коллекции предполагает раз- витие по основным направлениям:
основной идеи коллекции;
композиционного решения;
108
Глава I V. Проектирование одежды
Творческие эскизы коллекции одежды для
школьников
109
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Творческие эскизы коллекции одежды из трикотажных полотен для школьников
конструктивного решения;
тонального ряда коллекции;
цветового ряда коллекции.
Центральная идея коллекции должна разви- ваться от модели к модели, представляя на суд зрителя все возможные варианты и нюансы раз- вития главной идеи. Если сравнить централь- ную идею коллекции с бриллиантом, то дизай- нер выступает в роли огранщика-ювелира, за- ставляющего бриллиант сверкать новой гранью, раскрывая в каждой модели коллекции его кра- соту.
Композиционное построение коллекции дик- тует наличие в ней композиционного центра. Дизайнеру необходимо выбрать одну или нес- колько моделей костюмов, которые наиболее полно и убедительно выразят идею коллекции. Эти модели, являющиеся кульминацией всей коллекции, могут быть выделены следующими выразительными элементами знаковой системы костюма:
формой и силуэтом;
объемом;
пластикой;
колоритом;
фактурой;
декором.
Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность ню- ансов кроя.
Декоративное решение коллекции должно четко продумываться от модели к модели. Кол- лекция не должна быть перегружена декором. Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн одежды» украшательством моделей. Количество декора в каждой модели должно быть разным. Модели, выполняющие роль композиционно-
110
Глава IV. П роекти рова ние одежды
Эскизы коллекции молодежной одежды
Э.М, Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Творческие эскизы коллекции одежды для учебы под девизом «Сдать только на пять»
го центра в коллекции и являющиеся по сути кульминацией, выражающей центральную идею и замысел автора, могут иметь самое яркое и насыщенное декоративное решение.
Обязательным условием грамотно разрабо- танной коллекции является построение развития ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой тональный композиционный центр, причем он не всегда может совпадать с центральными моделями 112
коллекции. Работа над тоновым решением коллек- ционного ряда — серьезная задача для начинающего дизайнера. Наряду с построением тонального развития ряда дизайнер выстраивает свое видение ряда цветового. Развитие колорита коллекции начинается с выбора цветового композиционного центра. Наиболее сильным по своему образно- эмоциональному воздействию на зрителя явля- ется вариант, когда в коллекции моделей то-
Глава IV. Проектирование одежды
нальныи и цветовой композиционные центры совпадают. Тонально-колористическое решение строя коллекции звучит в унисон центральной идее, помогая раскрывать автору свои замыслы и образы.
Коллекция моделей, как любая пластическая композиция, объединяющая несколько элементов вместе, предъявляет к составляющим ее частям (костюмам) требование общно- сти одного или нескольких признаков этих элементов. Современная одежда объединяется в коллекции в зависи- мости от следующих факторов:
ассортимента (коллекции пальто, костюмов, платьев, брюк, белья и т. п.);
возраста и пола (коллекции молодежной одежды, муж- ской, детской и т. д.);
сезона (коллекции зимних пальто, летних платьев и т.п.);
функционального назначения (коллекции деловой одеж- ды, для отдыха, занятий спортом и т. п.);
стиля (коллекции классических костюмов, фольклор ных и т. п.);
используемых материалов (коллекции трикотажных изделий, меховых изделий, льняных костюмов и т. п.);
образного источника или мотива творчества (например, коллекция по мотивам древнерусского зодчества; творчества К. Малевича; культуры и быта уральского казачества и т. п.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление