КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7 антропогенное воздействие на гидросферу
Содержание лекции: Истощение, загрязнение и засорение водных ресурсов. Классификация загрязнений. Характеристика основных гидрополлютантов. Антропогенные изменения в Мировом океане. Самоочищение водоемов. • Гидросфера – водная оболочка Земли, включающая ресурсы океанов, рек, озёр, прудов, болот, подземных вод, т. е. все воды, не связанные физически и химически. • Общемировые запасы воды: моря и океаны - 94–97 %; пресная вода - 2,5–2,8 %, (в т.ч. ледники - 85 (% от объёма пресной воды); реки - 0,004; озёра - 0,6; подземные воды - 14; пары атмосферы - 0,05; почвенная влага - 0,3). • В России запас поверхностных пресных вод равен 28 000 км3 (из них 82 % содержится в озере Байкал). Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет её источник(монгольская пословица) Общее водопотребление: Водоёмкость человеческого хозяйства достигла 20 тыс км3/год, что составляет почти 11 % годового стока всех рек мира. Доля использования воды в основных отраслях водопотребления к общему потреблению воды в стране (1991 г.), %
• В сельском хозяйстве высокое водопотребление связано в основном с орошаемым земледелием: чтобы вырастить 1 т пшеницы за вегетативный период требуется 1500 м3, 1 т риса – 8000 м3, 1 т хлопка – 5000 м3. “Водоёмкость производства” - объём воды (м3), необходимый для производства 1 т продукции.
Использование воды в коммунальном хозяйстве: Расход воды для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей в разных странах и городах л/(сут · чел):
Источники загрязнения природных вод: • сточные воды промышленных предприятий; • сточные воды коммунального хозяйства городов и других населённых пунктов; • стоки систем орошения, поверхностные стоки с полей и других сельскохозяйственных объектов; • атмосферные выпадения загрязнителей на поверхность водоёмов и водосборных бассейнов. Общий объём промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых стоков составляет ≈ 1300 км3 /год. Общая масса загрязнителей гидросферы ≈ 15 млрд т /год. Классификация загрязнений • Механическое (засорение) – затопленные деревья при сплаве леса, банки и прочий мусор. • Химическое (загрязнение) – наличие в воде органических и неорганических веществ токсического и нетоксического действия. • Бактериальное и биологическое (заражение) – наличие в воде патогенных микроорганизмов, грибов и мелких водорослей. • Радиоактивное – загрязнение радиоактивными веществами. • Тепловое – выпуск подогретых вод. Повышение температуры воды приводит к уменьшению содержания растворённого кислорода, увеличению токсичности загрязняющих воду примесей, нарушению биологического равновесия, смене видового состава водных организмов.
Ориентировочные количества массовых загрязнителей океана и континентальных вод планеты
Гидрополлютанты: • Нефть – вязкая маслянистая жидкость, имеющая тёмно-коричневый цвет, специфический запах и слабую флуоресценцию. • Тяжёлые металлы. В основном загрязнителями гидросферы являются хром, никель, медь, цинк, свинец, ртуть, кадмий. • Пестициды – собирательный термин, охватывающий химические соединения различных классов, применяемые для борьбы с вредными организмами в сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности и многих других случаях. Первый пестицид ДДТ (дуст) изобретён в 1938 г. швейцарским химиком Мюллером
Содержание лекции: роль почвы как источника пищевых ресурсов. Основные причины утраты почвенного слоя: эрозия почв, загрязнение химическими веществами, прямое уничтожение. Проблема применения пестицидов, накопления твердых промышленных и бытовых отходов. Ресурсный аспект взаимодействия человека и природы. Истощение запасов полезных ископаемых. Антропогенное воздействие на биологические ресурсы.
• Литосфера – верхняя оболочка Земли от 50 до 200 км. • Рыхлый поверхностный слой Земной коры – почва (педосфера). Почва сформировалась из минеральных и органических веществ и населена гетеротрофными микроорганизмами и червями. Площадь земель, не затронутых хозяйственной деятельностью, % (по данным съемок из космоса)
Причины утраты почвенного слоя: Эрозия почвы (от латинского erosia - разъединение) - многообразные процессы разрушения и сноса почвенного покрова потоками воды или ветра (водная и ветровая). Неправильные методы земледелия: введение монокультур, отсутствие севооборота и возвращения в почву питательных веществ. Нарушение правил агротехники: машинная деградация почвы. Нарушение баланса воды в почвах. Приводит к перераспределению гумуса в структуре почвы и изменению её качественного состава. Эрозия, вызванная выпасом скота: ускоренное поедание травы и выбивание почвы. Загрязнение почвы. На землю попадает примерно 85–90 млрд т/год антропогенных отходов. Источники загрязнения почвы: • Бытовые отходы (отходы жизнедеятельности человека – остатки пищи, мусор и т. п.). • Твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий. • Атмосферные выпадения токсичных веществ (выбросы промышленных предприятий и транспорта, осаждающиеся на поверхность земли). • Сельскохозяйственные отходы и применяемые в агротехнике ядохимикаты. Общая масса терраполлютантов составляет примерно 85–90 млрд т/год. Список городов России с различными категориями загрязнения почв металлами:
Применение пестицидов Проблемы, вызванные использованием пестицидов: • приспособляемость и развитие устойчивости вредителей к применяемым препаратам; • восстановление и вторичные вспышки численности вредителей, повышение их агрессивности; • рост затрат на применение в возрастающих дозах всё новых и более дорогих пестицидов; • отрицательное воздействие на природную среду и здоровье человека. Природные ресурсы – важнейшие компоненты окружающей среды человека, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества. • Неисчерпаемые ресурсы - количественно неиссякаемая часть природных ресурсов (вода, солнечная энергия, внутриземная энергия, воздух). • Исчерпаемые ресурсы – те, количество которых уменьшается по мере их добычи или изъятия из природной среды: - невозобновимые ресурсы – они либо не восполняются (медь, алюминий, железо и т. д.), либо их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь, горючие сланцы); - возобновимые ресурсы – те, которые самовоспроизводятся (почвы, растительные и животные ресурсы). Металлы: 99 % массы континентальной земной коры составляют: кислород, кремний и ещё семь химических элементов. К распространенным металлам относят (Al, Mg, Ti, Fe). Остальные металлы геохимически редки. Содержание химических элементов в литосфере, % Биологические ресурсы: Биоразнообразие является важнейшим условием существования экосистем. Потери леса представляет очень серьёзную экологическую угрозу: • Сокращается биомасса и продуктивный потенциал биосферы. Идёт ослабление газовой функции биосферы и её способности строго регулировать состав атмосферы. • Уменьшается вклад транспирации (испарение) в круговорот воды на суше. Это приводит к изменению режима осадков и климата. • Вместе с лесом исчезают многие виды, уменьшается биологическое разнообразие. Может быть утрачена существенная часть генофонда планеты.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |