Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксплуатация – это (использование) присвоение прибавочного продукта на основе собственности на средства производства в сфере производства




 

Доля собственника и называется прибавочным продуктом, а остается необходимый продукт. В связи с этим, налоги форой эксплуатацией не является.

 

3) Этап генезиса гос-ва. Период классообразования. Период формирования социальной дифференциации. Несмотря на то, что появилось эксплуатация, нет сословий и классов. Чужаки и рабы работают в коллективном фонде. Все общинники находятся в одинаковом положении. Хотя, появилась эксплуатация, не было классов. Для классов необходимо, чтобы средства производства концентрировались в частных руках и возникли частные хоз-ва основанные на эксплуатируемом труде. Как же возникла социальная дифференциация? Не путать с имущественным неравенством. Путаница из-за того, что имущественное неравенство легло в основу социального неравенства.

Как мы помним, все должности в общине были выборные. Каждое должностное лицо занималось только управлением. Должностные лица не работали. Как же они тогда кормились? Они управляют общинной и коллективным фондом. Следовательно, часть доходов им давалось для содержания. Какой-то участок (В соседской общине на 2 этапе) в коллективном фонде выделяли не в собственность должностному лицу, а чтобы урожаи с этой земли шел к нему. Но участок остаётся в прямой коллективной собственности общины. Вождю дают только часть доходов. Но должность выборная. Следовательно, доход меняют, поэтому нет отношений эксплуатации. Чтобы занять должность, нужно было выиграть выборы. Во все времена у всех народов выглядят одинаково. Кандидаты говорят, что если выберете, то при мне жить станет легче. Любой дурак скажет это. Ка выяснить, кого действительно выбрать? Здесь играл роль кого выбрать. Все общинники находятся в равных условиях. Тот, кто больше старается, получит лучше урожаи. Бездельник получит худший урожаи. Ели общинник не может свое хоз-во нормально вести. Ему нельзя доверить общинное хозяйство. Принцип редистрибуции (В основе имеет, кто больше знает и умеет, тот имеет больший авторитет). Помимо личного труда он может похвастаться тем, как организовывает свое хоз-во. Свою семью. Как выбрать из всех самый лучший?

 

Человек накопил опыт по управлению. Если человек долго занимает должность. То опыт накапливается не только у него, но и у его родственников, братьев, то есть в данной семейной группе. Опыт передается другим в семье. Представление об особой юридической силе вождя переносится и на его сыновей. Но классов и сословий еще нет. Его могли переизбрать. Для семьи ситуация, когда выделяют их человека, очень выгодна. Для содержания, вожди получали часть урожая с общинной земли. Если человека выбирают постоянно из одной семьи, то они накапливают опыт по управлению, то получаются доп. источник доходов, чего у других кандидатов быть не может. Общинники более предпочитают их, так как они умеют больше. И эти семьи, раз имеют больше урожая, то имеют больше богатств, то у них больше шансов выиграть выборы. То есть одна семья сильно выбивается выше с каждым разом. И таким образом, для данной семейной группы такая ситуация очень выгодна. Вожди имеют постоянный источник доходов. Доходы от коллективного фонда давали гораздо больше богатств. То есть люди поделились на очень богатые и достаточно бедные. Раз семье выгодно это, то семья (этот род) стремится закрепить за собой эту функцию и управление тоже. Единственный способ для этого, сделать эти функции наследственной привилегией этой семьи.

Почему на эту должность должен быть избран данный человек? Из-за того, что мой отец, брат, дядя тоже были вождями. Указывают на то, что люди из их семьи правили уже давно. С того момента, когда функции управления и должность становятся наследственной привилегией данной семейной группы, с этого момента в общине появляется слой общинной знати. Должность остается выборной, даже когда появятся первые гос-ва. Любой из них может претендовать на должность, то есть может быть избран. Нет никакого порядка престолонаследия. Любой из членов данной семьи мог претендовать на роль вождя.

 

Некоторые авторы думают, что раз монархия, то выборности не было. Но это не так. Монархов тоже выбирали сначала. Выборность это лишь способ формирования органов гос. власти. Выборность это один из способов. Это не признак первобытного общества.

 

Появляется слой общинной знати, когда за семей закреплялись право вождя наследственной с выборной. Они сочетаются. Люди всегда жили общинами. Одновременно с этим появляются рядовые общинники. Различаются они не правами на жизнь, землю и имущество и т.д., а в том, какое место в системе управления и производства они занимают. Слой общинной знати складывается как слой занимающейся управлением. Ели бы они этим не занимались, то не считались общинной знатью. Одни управляют, а другие не управляют, а продолжают работать на земле. В этом разница.

 

В хозяйстве общины появлялись люди, не принадлежавшие к общине: чужаки и рабы. Таким образом, на 3 этапе генезиса гос-ва появляются 4 соц. слоя или группы. Нет классов и сословий, потому что чужаки и рабы работают на чужой земле.

 

Термины для обозначения этих слоев в разных народах обозначаются в основном одинаково.

 

Малый и великий – это обозначение принадлежности к тому или иному слою. Для классовой нужны частные хоз-ва на эксплуатируемом труду.

Как появилась частная и государственная собственности? За небольшим исключением небольшой группы исследователей не знает, как это произошло, так как мало источников возникновение частной собственности и государственной.

 

В Месопотамии, самый последний этап первобытного общества получил название протописьменность. 3000 – 2750 год до н. э. Первые письменности. Письменность появилась из-за хозяйствования. Коллективный фонд стал таким большим, что в голове удержать такое кол-во было невозможным, и Месопотамцы стали писать на глинных табличках. И делали запись. И все записи с коллективного фонда. После обжигания, глина была твердой как камень. Эти таблички нашли, прочитали и выяснили следующее: Протописьменный период делится на 2 этапа:

1) 3 тыс. – 2850 год до н.э. – когда прочитали таблички этих 1,5 столетий, выяснили, что в хозяйстве все больше и больше становилось доля чужаков и рабов. Коллективный фонд растет. Естественный прирост не успевает, то нужны доп. руки рабочие. К концу этого этапа, к средине 29 века до н.э. Труда чужаков и рабов в коллективном фонде полностью вытесняет и заменяет труд общинников. Общинники вообще перестают работать в коллективном фонде. То есть они могут больше времени тратить на свою землю. Поэтому рядовые общинники не возражали. Но это имело далеко идущие последствия. Возникновение частной и государственной собственности основывалось на основе традиций и обычаев того времени и на основе принципа трудовой собственности, который гласит, что пока сам работаешь и сам производишь, то ты имеешь право на эту землю и производимый продукт. Это приводит, к тому что общинники перестали работать в коллективном фонде, они теряют право на землю коллективного фонда и на производимый там продукт, исходя и принципа трудовой собственности. Для общин и знати эта ситуация очень удобна, так как раньше когда работал общинник на этой земле, надо было организовать и ждать пока общинники свои наделы вспахают и соберут урожаи. Когда общинники престали работать, то теперь чужаки и рабы работали сразу, то есть происходит экономическое обособление коллективного фонда. Коллективный фонд обособился. Когда общинники потеряли права на коллективную землю, то становится возможным перераспределение имущества коллективного фонда. Произошло на 2 этапе протописьменного периода

2) 2850 – 2750 годы до н.э. Накануне появления первых государств. От этого этапа найден еще более важный документ, который показал как появилась частная собственность. Была найдена глиняная табличка, на которой был нанесен текст, связанный с передачей земли в собственность нескольких должностных лиц общины. Очень долгое время считали, что знать начала захватывать власть на общинную землю, но этого не могло быть, так как дружина не справилась бы с общинным ополчением. Победить общинное ополчение знать не может. Значит силой захватить землю, только если будет поддержка ополчения. Сама община передает знати эту землю. Чтобы кормить и содержать этих должностных лиц. Община передает меньшую часть коллективного фонда. 1,5 тыс. гектар. Около тысячи гектаров получил глава общины (Должность называлась Эвен). Доход с этой земли составлял 2 млн. литр зерна или 12 тыс. центнеров, а остальные были разделены между пятью должностными лицами. Жрица – 122 гектара (330 тыс. литров зерна). Меньше всех получил жрец прорицатель – 64 гектар (130 тыс. литров зерна). Остальные в среднем получили по 100 гектаров. Главный торговый посредник. Главный судья получил около 95 гектаров. Или военачальник или глава чужаков он получил около 100 гектаров. Должностные лица общины получили землю. Эта земля взялась из земель, которые они получили в качестве урожая. Теперь им передается еще и земля, где этот урожаи выращивался. Каждый присоединил к своему наделу земли. 1000 гектаров получил глава общины. Почему он получил в 10 раз больше остальных? Если вождь со своей семьей выйдут обрабатывать 1000 гектар? Нет, поэтому земля передалась не сама по себе, а вместе с работниками. Теперь они работают на вождя, жрицы, предсказателя, судью и тогда ли. Если здесь работали рабы, то они передаются в собственность этих людей. Появились крупные хоз-ва, эксплуатируемые на труде. Можно ли эту собственность назвать трудовой? Нет, так как знать не обрабатывает своим трудом эту землю. А земля у них остается, значит - это означает, что появился новый вид собственности. Частная собственность. Теперь чужаки и рабы работают на каждого конкретного человека, а не на всю общину. Появилась крупная частная собственность. Собственность знати. А как быть с правами общинников с их наделами? Их наделы теперь стали рассматриваться как мелкая частная собственности. Появилась частная собственность. А почему Эвену дали 1000 гектаров? А причина в том, что собственность правителя изначально рассматривалась не как частная, а как государева собственность и доходы с этой земли он должен был использовать на общественные труды, на государственные нужды возникающего государства. Выбирают уже из рода правителей. То есть переходит из поколения в поколения. Собственность правителя сформировала так называемое дворцовое хозяйство. Дворцовое хоз-во стало самой ранней формой гос-нного хоз-ва. Большая часть от коллективного фонда, сформировали так называемое храмовое хоз-во. Достояние Бога. Сколько же секторов экономики сформировалось? Частные земли образовали Общинно-частный сектор экономики. Дворцовое хоз-во, а позднее было включено храмовое хоз-во составляли гос-нный сектор экономики, основанный на государевой собственности (доходы шли на государственные и общественные нужды). В государственном секторе экономики не могло быть частной собственности.

Какие же сословия и классы сложились к этому времени?

Сословия (Правовые категории населения, которые отличаются правовым статусом и принадлежность по сословию передается по наследству). Сословия находят отражения в законодательстве. Сословия отличаются по 2 признакам:

1) Наличие и отсутствие права свободы. Лицо, обладающее правом свободы, с т. з. права он субъект права. Чтобы быть субъектом права, нужно иметь правосубъектность. Складывается из 2 элементов. 1) Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности. Правоспособность возникает с рождения. Правоспособность от рождения может появиться только у свободнорожденного. Правоспособность получал несвободный, когда он становился вольноотпущенником. 2) Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности. Чтобы человек мог это делать, он должен соображать, что он делает. С достижением определённого возраста возникает частичная дееспособность. То есть появляются какие-то элементы дееспособности. С достижением возраста совершеннолетия, становится полностью дееспособным. Несмотря на это есть категория людей, которая, даже достигнув совершеннолетия, может быть признана или ограниченно дееспособными или полностью. А вот если лицо не страдает психическими заболеваниями, судом могут быть признаны, недееспособным, лица, страдающие такими отклонениями, как растратчики, игроки в азартные игры, алкоголики. С точки зрения с психиатрии, что это здоровые люди. Почему их ограничивают? С точки зрения права, у них дефект формирования воли. Они страдают пороками. В силу того, что они слабовольные, то они не могут побороть этот дефект, то им требуется внешний фактор. Дееспособность делится на 2 составных элемента: 1) Сделкоспособность. И 2) деликтоспособность способность нести самостоятельную юридическую ответственность. От рождения ребёнок не может иметь деликтоспособность и сделкоспособность.

По статусу свободны. С точки зрения права – рабы это объект права. 2 признака: Наличие или отсутствие статуса гражданства: Для того периода гражданами могли быть члены общины. Нужно было иметь землю в собственности. Если в современном обществе статус гражданства связан с политическими связами, то в том обществе статус гражданства связан с правом собственности на землю. Те, кто входили в общинный коллектив обладали наибольшим комплексом прав. Община защищает права общинников. Имеют статус свободы (Это граждане). И имеют статус гражданства, так как имеют землю. Какое же сословие они формируют? Сословие полноправных свободных.

Чужаки тоже свободны, но они в коллектив общины не входят. И не ту них земли, следовательно, не входят в гражданство и формируют сословие неполноправных граждан.

Рабы не имеют статуса свободы. И не имеют статуса гражданства. Максимально умаления правоспособности. Объекты пава и имущества. Для людей того времени это категория имущества., но современные исследователи выделяют их в сословие несвободных. У всех народов эти сословия приблизительно одинаковы. Люди, человека, народ.

Люди – людин на Руси. Это общинники.

Чужаки – людьми не считаются. К ним причисляются термины, которые унижают их статус. Смерд на Руси

Рабы – робы и холопы.

То есть везде одинаковые сословия.

 

Входившие в общину:

Общинная знать

Рядовые общинники

 

Не общинники:

Чужаки

Рабы

 

Входившие в общину обладали наибольшими правами и свободами. Больше общинников никто не имел. Формируют сословие полноправных свободных.

Сословие неполноправных свободных чужаки, а рабы – вещь.

 

О рабах:

Рабы не имели никакого имущества. Вообще не имели права собственности на никакие вещи. Множество статей показываются, что не было у них своих имуществ. Не было имущества, передававшееся по наследству. Откуда ни берут имущество для обработки земли? Это имущество их господина. Рабский пекулий – это имущество, которое господин выделяет своему рабу для ведения своего хозяйства. Имущество пекулия, доходы, и сам раб являются собственностью господина. Юридически у раба нет никакого имущества. Он даже не держатель этого имущество. Вещь не может иметь права. Правом обладают только субъекты права. Рабы не могли заключать сделки. Некоторые авторы учебников пишут, что они могли заключать договоры. Рабы, как объекты права не имеют правоспособности. То есть они перестают быть свободными. Рабы не должны иметь и дееспособности. В отличи от коровы и собаки, раб мог совершать осознанные действия. За рабами признавалась ограниченная дееспособность. Они могли совершать действия не юридического характера, которые не порождают юридических последствий, которые приносят пользу господину. Это работа по хозяйству. Для приобретения горшков, нужно отнести деньги, заключить договор купле-продажи горшков, и принести горшок. Рабы из этого могли относить деньги и приносить горшки. Сделка заключается на хозяином. Стороной в договоре выступает господин. Ответственность несет господин то он и считается стороной в договоре. В данном случае, раб выступает ка средство, которое относит деньги, приносит горшки.

Рабы не могут защищать свои интересы в суде. Все претензии предъявят господину. Единственный случай, когда допускается участие в суде, когда правовой статус этого человек неизвестен. Или он раб, или нет. Но когда доказывается, что он раб, судебное разбирательство заканчивается и тот становится рабом. По общему правилу, показания раба нельзя заслушивать. Но иногда, при отсутствии надлежащих свидетелей, допускалось заслушивание показания рабов, но были оговорки (Под пытками, или показания причислялись к показаниям детей, умалишенных).

Защищает ли закон жизнь и здоровье рабов? Если раб считается потерпевшим, то в этом случае он должен быть признан потерпевшим. То это значит, что он должен получить возмещение. Но это не правда. Возмещение получает господин и соответственно господин считается потерпевшим. Считается как право собственности.

Рабы не могут вступать в брак. Им дозволяется только сожительство. Для того, чтобы у господина был приплод.

Как же определить правовой статус раба? Для того чтобы быть свободным (Субъектом права). Субъект права должен иметь правосубъектность. Состоит из правоспособности (Но у раба нет никаких прав и обязанностей). Дееспособность складывается из 2 элементов. Сделкоспособность (Нет этого у раба) и деликтоспособность (этого тоже нет). Нет всех элементов правосубъектности, то не являются субъектами права. Значит рабы = объекты права. По статусу свободы возможно только 2 состояния: Или объект права или субъект права. Никаких полусубъектов или полуобъектов права нет. Значит никаких полусвободных никогда не существовало. Обычно говорится о чужаках, они свободны, но ограничены в земле. У чужаков есть все элементы правосубъектности, значит они свободны, но у них нет права собственности на землю.

Классы в отличии от сословий, это социально-экономические категории населения, которые отличаются социально-экономическими связами. Классы отличаются по 4 признакам:

1) Является собственником средств производства или нет?

2) Является производителем или нет?

3) Является ли организатором или исполнителем?

4) Каким образом какую долю продукта получают? Есть всего 2 доли продукта. Необходимый продукт, тот который получает работник. Вторая доля – это прибавочный продукт, которые получает собственник средств производства.

Общинная знать:

1) Собственники средств производства.

2) Не производители.

3) Организаторы

4) Как собственники средств производства получают прибавочный продукт.

Это класс эксплуататоров. Класс лиц, использующих чужой труд на своих средствах производства.

 

Рядовые общинник:

1) Собственники средств производства.

2) Производители

3) И организаторы и исполнители.

4) Как работники они получают необходимы продукт. И как собственники они получают прибавочный продукт.

Весь продукт произведенный на своей земле, забирают себе. Они составляют отдельный класс мелких неэксплуатируемых производителей. Рядовые общинник – это новый класс.

 

Чужаки и рабы с точки зрения права абсолютно разные категории населения, но с точки зрения социально=экономического статуса. Большая часть находится в одинаковом положении

 

Чужаки:

1) Являются не собственниками средств производства. Из чужаков иногда формируется служилая знать, когда идут на службу к государю. Служилая знать выступала как владелец служебных наделов. Но основная масса не являлись собственниками.

2) Основная часть чужаков это исполнители, как организаторов производства

3) Основная масса получает только необходимый продукт, но служилая знать получала прибавочный продукт.

Служилая знать относится к классу эксплуататоров. А остальные к эксплуатируемым.

Рабы:

1) Не собственники средств производства

2) В основной массе производителей. Есть рабы слуги, которые не работают в производстве. Поэтому в основной массе.

3) Рабы выступают как исполнители. И в основной массе как работники получают необходимый продукт. Их кормит, содержит господин. За счет своей доли продукта.

Класс эксплуатируемых производителей.

Любое древнее общество возникает под этими 3 сословиями и классами. У всех обнаруживается эта социальная структура. В древнем обществе, собственники земли входят в общину.

Главным видом собственности становится частная собственность.

Древняя Русь возникла как варварское государство.

У всех них 3 класса и сословия.

Тема 2: Государство и право в период существования ранней формы государства (Общины – государства) и раннего рабовладельческого общества. Хронологические рамки темы (Конец 4 тыс. до н.э. – середина 3 тыс. до н.э.

Возникновения государственного строя на основе обычаев государственного права ранней формы государства. (общины государства) На примере Египта и Месопотамии. Те ж рамки.

Вопрос посвящен государственному праву. Государственное право прежде всего регламентируют порядок формирования органов власти.

Очень долгое время в законах государственно-правовых правоотношений не существовало. Основным источником государственного права являлся государственный обычаи, который является разновидностью государственного обычаи. Он не имеет строго фиксированной формы. Становление органов государственной власти основывался на правовых обычаях. Люди того времени об этом знали, но так как не было записано, то некоторые данные были истрачены. Восстановление происходит по историческим источникам. В законах об этом ничего нет. Государственные органы управления вырастают и прежних органов управления. Но мы не видим в законах Ур-Намму и Шульги, так как И Ур-Намму и Хаммурапи создали большие государства. И создали новый аппарат управления, но тем не менее в законах об этом ни слова. Потому что порядок формирования органов управления порядок их деятельности, определялись лично главой государства, соответственно и Хаммурапи выступал создателями деспотических монархий. Для того, чтобы не ограничивать свою власть, они не записывают законы. Если они это зафиксировали бы, то они бы ограничили себя. И в общинах государства, и в территориальных гос-вах не было записано государственное регулирование. В деспотических монархиях монархи не желали ограничения власти со стороны закона. В до буржуазный период основным источником выступал государственный обычаи.

 

Начнем с Египта. Так как в Египте возникли первые общины государства. Очень долгое время, до конца 6 тыс. до н.э. Долина реки Нил была не населена.

Все первые государства возникали в долинах рек. До начала процесса генезиса государства, эти населения не были заселены. Эти земли были ценны только для работающих на земле.

А почему именно в долинах рек возникли первые государства? Авторы учебников приводят только климатический фактор. Но, исходя из этого, все государства должны возникнуть только на экваторе. Но ни одно государство не возникло на экваторе. Причина в том, что одного климатического фактора не достаточно. Действует геоклиматическая причина. Земля выступала как основное средство производства. 1) Естественное плодородие почвы. 2) Трудоемкость обработки земли.

На экваторе климат теплый, но тяжелый для обработки земли, поэтому в Африке и в этих районах н было плужного земледелия. Там всегда только мотыгами работали. Там не возникает первых государств.

В первых цивилизациях: 1) Очень плодородные почвы. Определяется самм 36 (степень плодородия почвы). На одну долю почвы приходится 36 доли урожая. 2) Очень легкий в обработке. На экваторе такого нет. А в долинах тропических рек это все было.

Античные государства: Земля была менее плодородной. Самм – 6. И более тяжелые в обработке. Египтяне могли обрабатывать землю медными орудиями. В Месопотамии – бронзой. То если не брать крито-микенский период. То античная Греция - это стальные орудия труда. Появление государств у Германце, у славян, то получается плодородие самм 1,5 и самм 2. Почва еще беднее. Хотя и германцы и славяне знали стальные орудия труда. Тем не мене гос-во появляется только во 2 половине первого тыс. н.э. так как тяжелые условия в обработке земли.

Там, где тепло, там, где очень плодородные земли и там, где очень легкие в обработке земли. Это было в долинах рек выше. Поэтому именно там появились первые государства.

 

В Египте. Исторически, до конца 6 тыс. до н.э. в Египте, населения не было. Исторически сформировалось две образа. Северный и Нижний Египет. Долина реки.

Охотники тут не селились, так как были тяжелые условия жизни. В конце 6 тыс. до н.э. глобальное изменение климата меняется. В конце 5 тыс. до н.э. Сахара начла превращаться в пустыню. Люди переселились на восток, в долину реки Нил. В начале 5 тыс. до н.э. появились первые поселения.

С этого времени начинается период генезиса гос-ва в Египте. В Египте это получало название архаический или додинастический. Второй этап генезиса гос-ва начинается в 1 половине 4 тыс. до н.э., когда происходит переход к соседской общине и появляется трудовая собственность.

Откуда известно, что появилась собственность? По археологическим признакам. То есть находятся знаки для различной собственности. Письменности нет, но знаки собственности есть.

3 этап генезиса гос-ва охватывает середину 4 тыс. до н.э. Период классообразования. Когда появляются 4 социальные группы. Общинная знать, родовые общинники, чужаки и рабы. На основе трех эти х групп формируются 3 класса и сословия.

На 3 этапе генезиса гос-ва появляется так называемое патестарное общество, то есть общество, в котором идет процесс классообразования и возникает предыдущее государственное образование, которое в науке получило название вождество (От английского слова Chiefdom). То есть государство с монархической формой правления.

Как появляются такие вождества? Это связано в с процессом синойкизма. Синойкизм – это поселение вместе с селением. Отдельные поселения, которые раньше были отдельными, поселяются в более крупную соседскую общину. Например, Киев возник на объединении 2 поселений. Процесс синойкизма везде. Одно из поселений становится главным. Там располагаются органы управления государства. Это по-прежнему соседская община, только теперь она большая. И получает название территориальная община. Примерно 5-6 тыс. человек. В результате синойкизма еще более усложняется система хозяйствования. Хозяйство становится многоотраслевым. Усложняется и увеличивается коллектив общины. Усложнение системы хозяйствования приводит к усложнению функции управления. Усложнение функции управления проявляется в том, что еще более усложняется система власти. Иерархия власти. Над территориальной общиной становится большой вождь. Ему подчиняются главы отдельных поселений. Главам отдельных поселений подчиняются главы родов. Это еще не гос-во, а предгосударственное образование. Нет классов. Пока их нет, то первобытное общество еще не закончилось.

Если брать Египет. Отдельные поселения назывались «Топы», а отдельные общины назывались Сепат или Хесп. Несколько территориальных общин объединяются, так как: 1) Фактор экономический. Создание единой системы ирригации. 2) Необходимость защиты от внешних врагов. 3) Одна из общин начинает подчинять своей власти других.

Они объединяются в боле крупную территориальную общину. Когда несколько территориальных общин объединяются – сложное вождество. Это не хоз-во отдельной общины, а конгломерат территориальных общин. Численность возросла в 15-16 тыс. Это привело к еще большему усложнению системы хозяйствования. На переходе между простым и сложным вождеством появляется община-государство. Это появляется в 33 веке до нашей эры. Считывается около 9 номов.

В Египте оно получило название додинастических периодов. В главе общины гос-ва стоял правитель, чья должность называлась Адз. На Греческом языке их начали называться Номархами. Этот самый номарх сосредотачивал власть в своих руках. У этого Адза мы наблюдаем выполнение: 1) Административных функций. Они набирают в штат своих работников. 2) Военные функции. У Адза есть своя дружина и + он возглавляет ополчение. 3) Выполняет судебные функции. Является высшей судебной инстанцией и апелляционной. По государственным преступлениям он являлся судом первой инстанции. 4) Выполняет религиозные функции. Является верховным жрецом общинных культов.

Различные функции управления концентрируются в одних руках. Мы наблюдаем появление монархической формы правления. А ранних монархии продолжали выбирать правителей, но выбирали не из всех, а из рода правителей. Выборность может сохраняться. В Египте выборность быстро исчезла.

Какой тип монархии? Права главы общины были ограничены органами общинного управления. Советом знати. То есть важнейшие решения обсуждались в совете знати, а самые важные на народном собрании утверждалась. Мы видим, что самый первый тип монархии – это ранняя монархия. Ограниченная монархия.

Второй орган в общине получил «Джаджат» - совет знати. Совет знати вырастает на основе прежнего совета старейшин., а потом заменяется советом знати. Только это совет знати всей общины государства. Совет знати – это совещательный орган при правителе. Раз суд не отделен от администрации, то они выполняют функции судей. Чиновники были жрецами. В Египте это особенно проявляется. Судьи выполняли религиозные функции. Выполняли военные функции. Совет знати фиксировали сделки с землей.

Народное собрание. Вырастает из народного собрания первобытной, соседской общины. Все общинники данного государства собираются в главном поселении (Город). Там же собирается народное собрание. Народное собрание это временный орган., который собирался для решения самых важных дел. Этот орган не может быть постоянно действующим. Это подтверждаются, что не было демократии, так как орган созывной и не функционировал всегда. Решался вопрос о власти, земле, мире. Это собрание взрослых мужчин воинов. Народное собрание было гражданской формой выражения общинного мнения.

В каждой территориальной общине было свои 3 главных органа управления. И в каждом поселении тоже были свои такие же 3 органа. На Руси также было. Как и на Древней Руси, между общинами государствами возникает борьба за главенство. В 32 веке до н.э. Египет объединяется. Сначала в 2 Египта, а потом в единый.

В Месопотамии идут те же самые процессы. Но на 500 лет позже. В Месопотамии в период генезиса государства начинается в 8 тыс. до нашей эры. Переход к производящему хоз-ву. Проблема заключается в том, что собственно сама Месопотамии так же как долина реки Нил была неудобная для проживания. Сначала земледельцы селились на окраинах, а потом собственно Месопотамии начинает заселяться на начало 5 тыс. до н.э. К этому времени Месопотамия была заселена земледельцами. Первый этап генезиса гос-ва приходится на архаический период. Длился до начала 4 тыс. до н.э.

В начале 4 тыс. до н.э. происходит переход к соседской общине. Начинается второй этап генезиса гос-ва. Это известно по археологическим источникам. Появились знаки собственника. Третий этап генезиса государства выпадает на вторую половину 4 тыс. до н.э. Это период Уру. Это период классообразования. Это период, когда возникает патестарное общество. Это период возникновения вождества. Исследователи обнаружили, что поселения объединяются. В этих вождествах формируется иерархия власти. В период Уру возникают простые вождества. Территориальные общины. Все эти процессы генезиса гос-ва завершаются в т.н. протописьменный период. 30- середина 28 веков до н.э. Протописьменный – это первописьменный, когда зарождается письменность. И на первом этапе протописьменного периода, а это 3 тыс. 2850 годы до н.э. Труд чужаков и рабов постепенно вытесняет труд общинников из коллективного фонда. Среди рабов преобладали женщины и дети назывались Нгеме. Мужчины рабы назывались (Эрад). В то время не было защитного вооружения. Оружие было наступательным. Мужчин обычно в плен не брали, а убивали. В плен брали женщин и детей. Исследователи предполагают, что когда дети подрастали, то их переводили в класс чужаков.

На втором этапе протописьменного периода. Это 2850 – 2750 года до н.э. За эти сто лет. В связи с тем, что общинники перестали работать в коллективном фонде. Они потеряли свои земли в коллективном фонде. Поэтому произошло перераспределение земли. Община часть земель и работников передает общинной знати, чтобы знать кормилась в этих земель. При появлении первых гос-в, знать управляла безвозмездно. Община передает часть земель. Появляются крупные частные хоз-ва, основанные на труде рабочих. В протописьменный период возникают сложные вождества. В Лагаше было 10 территориальных общин (100 тыс. человек, община-государство). В середине 28 века до н.э. – конец 24 века до н.э. начинается т.н. ранний династический период. Это означает, что, когда появились первые общины-государства, начинается период цивилизации (от лат civitas – община-гос-во) Период классового общества. В Месопотамии, сложилось 17 общин-государств. На базе сложных вождеств. Назывались они на Шумерском языке (Ки). Одно из поселений становилось главным, обносилось оборонительными сооружениями. В этой общине гос-ве, так же как и в Египте складывается 3 органа управления: 1) Глава общины гос-ва (Эн), а позднее Энси. Различные функции управления концентрируются в одних руках. 1) Административные 2) законодательные через 400 лет. 3) Судебные. 4) Военные 5) Религиозные. Формируется монархическая форма правления. Формируется не путем государственного переворота. Должность правителя избирается, то есть любой член рода может претендовать на эту должность. Они друг друга резали, так как любой родственник был конкурентом. Из них могли выбирать на народном собрании. Выборность это лишь способ формирования органов управления. Власть правителя, так же как в предыдущем случае ограничена органов управления. Это ранняя монархия. 2) Совет знати. Те же самые функции. Совещательный орган при правителе. 3) Народное собрание. Отличия этого народного собрания в том, что это собрание не отдельной территориальной общины, а всей общины гос-ва. Соответственно, также как и везде народное собрание собиралось для решения важнейших дел. Голосование происходило самым простым способом. Это голосование криком. Правитель, на главной площади собиралось собрание. Помост (Возвышение на площади). На возвышении сидят правители. Вокруг члены совета знати, либо сидят, либо стоят. Один вносит предложение. Потом либо правитель или член совета знати выходят к народу и предлагают. Если большинство кричит Хэйм, то пусть будет. Если кричат Наам, то предложение будет отторгнуто. Если было сомнение, то предлагали разойтись на кучки. И чья кучка будет больше, то и принимали. Такой способ голосования позволяет принимать быстро решение. Возводя итог. Мы видим одну и ту же закономерность. Самым ранним способом формирования органов государственной власти является ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ ОБЩИННОГО УПРАВЛЕНИЯ Первобытной соседской общины (Глава общины, совет, собрание общины) в органы государственного управления, когда эти органы помимо функции управления начинают выполнять политические функции, то есть функции защиты частной собственности. Это время появления государственного принуждения.

Обратить внимание на то, что эти органы возникают на основе органов первобытной общины. Кроме того, обратить внимание на то, что органы управления общины-государства были приспособлены к управлению маленькой территории с ограниченной численностью граждан. Это видно на примере народного собрания. Если государство не большое, то народное собрание может собираться. Если попробовать собрать народное собрание граждан РФ.

В тот период, государственное право не знало института представительства. Связано это с тем, что государственное право того периода не знало института представительства. То есть каждый гражданин представлял свои права лично, приходя на народное собрание. Институт представительства появится в период средневековья. Законы принимал правитель.

Государство имеет ряд признаков:

1) Публичная власть, отделенная от народа. В древности народом были люди (Граждане).

2) Система налогообложения. Зародышем системы налогообложения являлось создание коллективного фонда. Изначально не урегулировано. Часто принимает вид полюдья.

3) Территориальное деление. В основе административного территориального деления лежит общинное деление. Отдельная община становится административной территориальной единицей. Территориальные общины становятся территориальными единицами общины государства.

Если есть эти 3 признака, то гос-во уже есть. Везде, где есть эти 3 признака, мы видим, что гос-во уже есть. Это гос-во выполняет ряд функции:

1) Функция управления. Система хозяйствования усложнилась. Коллектив вырос. Никакое такое большое и сложное общество не может существовать без системы управления. Организация нормального управления для развития производства. Если гос-ва не выполняет эту функцию, то возникают проблемы.

2) Функция защиты существующих общественных отношений. Функции защиты частной собственности. Гос-во одна из важнейших функции – это принуждение. Правовые нормы обеспечивались силой государственного принуждения.

3) Функция защиты частной собственности. Функции принуждения. В 19 веке функцию принуждения представляли как: Зрительно рисовали, что грязный, тощий раб ковыряется в поле. А рядом стоят зажравшийся хозяин. Но это примитивное представление о принуждении. Функция принуждения изначально присуще государству. Государство защищает сложившиеся отношения. Защищает частную собственность от посягательств не собственников. Например, внешние враги. Граждане создают общий фонд, откуда идут средства на содержание воинов. Государство должно защитить собственников от преступников. Государство начинает гарантировать и защищать личные имущественные права граждан. С точки зрения общины, лицо за пределами общины не гражданин. Так как чужие начинают работать на гос-во, то их жизнь и здоровье тоже защищаются. Правитель заинтересован в защите своих чиновников. Создается специальный аппарат управления. Который получил название государственный аппарат. Аппарат принуждения. Эти органы, если граждане не собираются выполнять правила, установленные данным гос-вом, то эти органы должны принудить к их исполнению. Для содержания этого гос. аппарат нужны были средства. А их брали из общинных земель. Из государственного сектора экономики, гос-во может брать средства для их содержания. И из налогов. На общие потребности, общинники выделяют часть своих доходов. Коллективный фонд было: Храмовое хоз-во и остальная часть отдавалась знати. Основными источниками должны быть доходы с государственной собственности. Без государственного регулирования экономики, прогрессирование экономики невозможно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.