Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система внутреннего контроля




Специфика

Финансовый учет и отчетность для различных видов организационных может иметь свою специфику. Любое юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

· имущественная обособленность;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени;

· организационное единство.

Хозяйственными товариществами признаются организации и общества признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество принадлежит обществу или товариществу на праве собственности.

Хозяйственные общества могут создаваться в виде акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Хозяйственные товарищества создаются в виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности, основанное на их совместном труде и объединении имущественных паев. Часть паевого фонда включает и неделимый фонд, который не подлежит разделу.

Порядок создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий определен ГК РФ. Они создаются только на основе государственной или муниципальной собственности. Уставный фонд такого предприятия – сумма имущества, закрепленного за ним собственником для осуществления коммерческой деятельности.

Некоммерческой организация это организация, которая не имеет в качестве основной цели – извлечение прибыли. Она также не распределяет полученную прибыль между участниками. Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей. Для выполнения целевых программ таким организациям следует иметь смету на определенный период времен.

Специфику имеют и так называемый «малый бизнес», которому сейчас уделяется в экономике страны большое внимание.

 

Создание действенной системы внутреннего контроля позволяет контролировать не только сохранность денежных средств и имущества, законность и целесообразность финансовых и хозяйственных операций, но и дисциплину персонала организации. Система внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая включает организованные внутри данного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации, её своевременной готовности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспечение сохранности имущества организации.

Цель такой системы - своевременное предотвращение нерациональных или неправильных действий, а также ошибок при обработке информации.

Органы контроля:

· специализированные органы внутрихозяйственного контроля – различные отделы контроля, отдел внутреннего аудита, ревизионная комиссия и прочее;

· подразделения и сотрудники хозяйствующего субъекта, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля – руководство предприятия, руководители отделов и служб, бухгалтерия и прочее.

Объекты контроля:

· активы и обязательства;

· центры ответственности;

· виды хозяйственной деятельности.

Средства контроля:

· материально-технические средства, помещения, измерительные приборы;

· финансовые средства;

· процедуры и методы контроля.

Механизм контроля представляет собой воздействие субъекта на объект с помощью средств контроля.

Инвентаризация является одним из основных инструментов контроля.

 

Тема 4. Специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде

Вопросы:

1. Особенности компьютерной обработки данных

2. АРМ бухгалтера

 

1. Особенности компьютерной обработки данных

В основе применения автоматизированного учета заложен главный принцип - автоматизация бухгалтерского учета на основе применения компьютеров и оргтехники. Существуют всевозможные программы, которые можно адаптировать к любому технологическому процессу. (В колледже используются следующие программы: «Компас», «Инфо-бухгалтер», «1-С» и др.) Данные с первичных документов систематически вводятся. Эти данные группируются, создаются базы данных. И на их основании можно составлять накопительные ведомости.

 

Этапы организации АСУ бухгалтерским учетом.

· Создание АРМ бухгалтера.

· Создание локальных сетей

· Создание единой системы обработки учетной информации со средствами организационной и вычислительной техники.

Приведем отличия компьютерной обработки данных от обработки неавтоматизированной:

· Единообразие выполнения операций;

· Разделение функций и внедрение системы дополнительного внутреннего контроля;

· Потенциальные возможности появления и неточностей;

· Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации;

· Инициирование выполнения операций на компьютере.

Основные достоинства внедрения АСУ - сокращение числа утомительных счетных операций, сокращение затрат рабочего времени, повышение скорости принятия решений, повышение культуры труда, повышение эффективности деятельности бухгалтерской службы и т.д.

 

2. АРМ бухгалтера

Персональные компьютеры обеспечивают формирование первичных документов и учетных регистров, что дает возможность организовать автоматизированное рабочее место (АРМ) с использованием диалогового режима. АРМ организуется на базе персонального компьютера, который может использоваться автономно или в связи с другими.

При проектировании АРМ бухгалтера следует выделить техническое обеспечение и программное обеспечение.

Стадия технического обеспечения – приобретение и создание условий для рационального и эффективного применения компьютера, комплектация соответствующей периферией. Программное обеспечение – инструментарий, с помощью которого бухгалтер на своем рабочем месте может вести весь процесс обработки данных на компьютере, начиная с ввода информации и заканчивая получением регистров бухгалтерского учета.

С вводом в эксплуатацию АРМ бухгалтера происходит распределение функций между бухгалтером и собственно персональным компьютером.

Бухгалтер выполняет следующие операции:

1. сбор первичных документов;

2. контроль их достоверности;

3. ввод данных в компьютер;

4. запись данных на носители;

5. управление обработкой данных;

6. получение регистров выходной информации;

7. контроль, анализ и регулирование расчетов.

Все вычислительные и группировочные операции, выборку, формирование и хранение информационных массивов, а также печать выходных ведомостей выполняет персональный компьютер.

АРМ бухгалтера дает возможность сократить время обработки, а также ликвидировать разрыв во времени между хозяйственным процессом, получением первичной информации, её обработкой и выдачей итоговой информации.

Если на предприятии создается несколько АРМ бухгалтера, то их целесообразно объединить с помощью единой сети, что позволит обеспечить автоматизацию бухгалтерского учета.

 


Тема 5. Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности

Вопросы:

1. Учетная политика предприятия

2. Хозяйственные операции как объект деятельности

 

1. Учетная политика предприятия

Учетная политика предприятия - совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявленная предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей деятельности предприятия.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» каждое предприятие обязано:

1. Установить перечень конкретных элементов учетной политики;

2. По каждому элементу раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:

1. Изменение законодательства РФ или нормативных актов;

2. Разработка новых способов ведения бухгалтерского учета предприятия без ущерба достоверной информации;

3. Реорганизации предприятия, смена собственника, изменение видов деятельности и др.

Изменения должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения, соответствующими организационно-распорядительными документами.

Главная задача учетной политики – максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Основные моменты учетной политики предприятия:

1. Методика бухгалтерского учета. Включает в себя направления

· критерии отнесения к основным фондам и производственным запасам

· порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов

· порядок погашения стоимости нематериальных активов

· порядок списания стоимости основных средств, не превышающей 20 000 рублей

· порядок проведения переоценки основных средств

· порядок признания ТЗР и методы списания ТЗР

· порядок финансирования ремонта основных средств

· метод оценки приобретения и списания производственных запасов и материальных ценностей

· порядок списания и распределения косвенных расходов

· формирование учетных групп материальных ценностей

· метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

· способ учета выпуска продукции

· способ погашения расходов будущих периодов

· метод определения выручки

· порядок создания резервов по сомнительным долгам

· порядок создания и использования ФСН

· и т.д.

2. Техника ведения бухгалтерского учета. Включает в себя:

· план счетов

· форма организации учета

· технология обработки учетной информации

· организация внутрипроизводственного контроля

· организация составления отчетности

· инвентаризация имущества и обязательств

3. Организация бухгалтерской службы. Включает в себя:

· права и обязанности главного бухгалтера

· место бухгалтерии в системе управления

· порядок взаимосвязи с другими службами

· состав и соподчиненность бухгалтерской службы

· и т.д.

К разработке учетной политике организации предъявляются следующие требования:

· полнота;

· своевременность;

· осмотрительность;

· приоритет содержания над формой;

· рациональность;

· непротиворечивость

Завершающим этапом анализа правильности выбранной учетной политики предприятия является финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия за период.

Элементы финансового анализа.

Рассмотрим отдельные аналитические характеристики отчетности:

¨ Чистые активы – величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету. К активам относятся:

1. Нематериальные активы

2. Основные средства

3. Незавершенное строительство

4. Долгосрочные финансовые вложения

5. Прочие внеоборотные активы

6. Запасы

7. Дебиторская задолженность

8. Краткосрочные финансовые вложения

9. Денежные средства

10. Прочие оборотные активы

К пассивам относятся:

1. Целевое финансирование и поступление

2. Заемные средства

3. Кредиторская задолженность

4. Расчеты по дивидендам

5. Резервы предстоящих расходов и платежей

6. Прочие пассивы

¨ Аналитический баланс – получается из исходного путем уплотнения отдельных статей и дополнением его показателями структуры и динамики (горизонтальный, вертикальный, трендовый и др.)

¨ Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – способность превращаться в денежные средства. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняется соотношение:

q А1 больше или равно П1

q А2 больше или равно П2

q А3 больше или равно П3

q А4 меньше или равно П4,

Где А1 –наиболее ликвидные активы, А2 – быстро реализуемые активы, А3 – медленно реализуемые активы, А4 – трудно реализуемые активы, П1 – наиболее срочные обязательства, П2 – краткосрочные пассивы, П3 – долгосрочные пассивы, П4 – постоянные или устойчивые пассивы. Текущая ликвидность (ТЛ) - свидетельствует о платежеспособности на ближайший период

ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2)

Перспективная ликвидность (ПЛ) – прогноз платежеспособности на основе будущих поступлений и платежей

ПЛ=А3-П3

¨ Платежеспособность – способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам. Общий показатель платежеспособности определяется:

L=(А1+0,5А2+0,3А3): (П1+0,5П2+0,3П3) больше или равно1.

 

2. Хозяйственные операции как объект деятельности

Факты хозяйственной деятельности – основной объект бухгалтерского наблюдения Хозяйственные процессы (обеспечение, производство, продажа) следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной деятельности. В результате совершения отдельных фактов хозяйственной деятельности финансовое положение остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации. Такие факты называются хозяйственными операциями. Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные факты, вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования.

Порядок отражения на счетах учета хозяйственных операций зависит от учетной политики предприятия.

Каждая хозяйственная операция, происходящая на предприятии, изменяет состав средств предприятия, или источников их формирования, или одновременно и то, и другое. Различают следующие типы хозяйственных операций.

При этом изменения могут происходить как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, поэтому все операции можно сгруппировать на четыре основных типа.

1. Изменяется состав средств предприятия, т.е. перемещения внутри актива. При этом валюта остается постоянной.

2. Изменяются источники формирования средств, т.е. перемещения внутри пассива. При этом валюта остается постоянной.

3. Изменяется одновременно состав средств предприятия и источники их формирования в сторону увеличения. В этом случае валюта увеличивается на это же число, но принцип баланса сохраняется.

4. Одновременно происходит изменение в составе средств предприятия и в источниках их формирования, но в сторону уменьшения. В этом случае валюта уменьшается на это же число, но принцип баланса сохраняется.

При анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят следующие задачи:

· идентификация операции по времени;

· оценка операции;

· классификация операции

В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этим права и обязанности возникают:

· из договоров и иных сделок, не противоречащих законодательству;

· из актов государственных органов и органов местного самоуправления;

· из судебных решений;

· в результате приобретения имущества на законных основаниях;

· в результате создания произведений науки, литературы и иных результатов интеллектуальной деятельности;

· вследствие причинения вреда другому лицу;

· вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

· вследствие других событий гражданско-правового характера.

Юридическую основу разрешения и обоснования хозяйственной ситуации создает документ, который в свою очередь служит основанием для отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете.

 

 


Тема 6. Бухгалтерская информация и бухгалтерская отчетность в системе управления предприятием

Вопросы:

1. Информация в системе управления предприятием

2. Отчетность предприятия и ее роль

3. Документация и документооборот

 

1. Информация в системе управления предприятием

Учетная информация является основой для выработки управленческих решений, принимаемых как внешними, так и внутренними пользователями бухгалтерской информации. Бухгалтерская информация в системе управления организацией может быть полезной только при выполнении основных функций бухгалтерского учета: информационной, контрольной, обратной связи и аналитической.

Планирование представляет собой наиболее важную функцию в системе управления производством на предприятии. На стадии планирования бухгалтер должен иметь ясное представление об имеющихся финансовых альтернативах, предполагаемой прибыли, потребностях в денежных средствах.

Учетная информация содержит сведения, необходимые для осуществления такой функции как контроль.

На аналитической стадии управления происходит анализ финансовой отчетности организации. Каждая из форм отчетности выполняет отдельную, возложенную на неё информационную задачу.

1. Бухгалтерский баланс – отражает финансовую и инвестиционную деятельность организации на отчетную дату;

2. Отчет о прибылях и убытках – отражает текущую деятельность организации за отчетный период;

3. Отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и приложения к бухгалтерскому балансу – отражают дополнительную информацию о текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации;

4. Пояснительная записка к годовому отчету – содержит информацию, позволяющую пользователям более детально оценить финансовое положение организации;

5. Итоговая часть аудиторского заключения – подтверждает достоверность данных бухгалтерской отчетности.

Данные бухгалтерского учета и связанная с ними информация могут быть представлять интерес, как для легальных, так и для нелегальных её пользователей. Коммерческая тайна – это конфиденциальная информация, которая позволяет её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

 

2. Отчетность предприятия и ее роль

Бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Отчетная дата - дата, по состоянию на которую должна составляться бухгалтерская отчетность.

Пользователь бухгалтерской отчетности - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса.

Анализ отчетности позволяет определить истинное финансовое положение фирмы.

Основная задача отчетности - это изыскание резервов роста эффективности производства, увеличение рынка сбыта, повышение качества и количества продукции и т.д.

Реформация баланса - изменение статей бухгалтерского баланса после утверждения годового отчета, связанное с окончательным распределением прибыли. Оставшаяся прибыль после всех отчислений и взносов присоединяется к уставному капиталу или другим фондам, т.е. после реформации баланса прибыль за прошлый год в нем отсутствует.

Схема последовательности действий бухгалтера при подготовке годовой отчетности.

                   
   
   
 
 
 
   
Выявление балансовой прибыли
 
   
 

 

 


Определение налогооблагаемой выручки. Расчет НДС. Заполнение налоговой декларации.

               
   
 
     
 
 
   
 
Расчет налогооблагаемой прибыли, заполнение справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчеты налога от фактической прибыли»

 

 


Расчет налогов, относимых на себестоимость продукции: Заполнение налоговых деклараций

 

Получение данных для отчетности
Выявление и списание затрат, относящихся к реализованной продукции (работам, услугам). Закрытие счета 90 «Реализация продукции»

Произвести реформацию баланса
Анализ сделок

Заполнить формы баланса
по реализации продукции:

продажная цена выше

реализованной продукции

?

                   
   
     
 
     
Подготовка и сдача отчетности за I квартал
 
 
 
 
   

 


Состав и требования к отчетности.

Различают виды отчетности:

- квартальная

- годовая

Состав годовой отчетности

1. Бухгалтерский баланс для годовой бухгалтерской отчетности по форме № 1.

2. Отчеты о прибылях и убытках по форме № 2.

3. Отчет об изменениях капитала по форме № 3.

4. Отчет о движении денежных средств по форме № 4.

5. Приложение к бухгалтерскому балансу по форме № 5.

6. Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6.

7. Аудиторское заключение.

8. Пояснительная записка.

9. Расчет налогов и сборов в бюджет.

Малые предприятия в соответствии с законодательством в состав своей отчетности включают только форму № 1 и форму № 2.

Основное требование, которое предъявляется к информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности – полезность. Критериями полезности являются:

· Достоверность;

· Правдивость;

· Нейтральность;

· Уместность (релевантность);

· Своевременность;

· Понятность;

· Сопоставимость.

Ответственность за правильность составления отчетности несет руководитель предприятия, главный бухгалтер, плановая служба.

 

Пользователи отчетности и сроки ее составления.

Квартальная отчетность должна быть сдана предприятием до 30 числа, следующего за кварталом месяца.

Годовая отчетность сдается до 1 апреля (90 дней по окончании года). Отчетный год длится с 1 января по 31 декабря включительно.

Ряд предприятий обязан публиковать свою отчетность в периодической печати в течение 150 дней после окончания финансового года.

К ним относятся:

- банки

- открытые акционерные общества

- страховые компании

- инвестиционные фонды

- и подобные им организации

Отчетность публикуется после обязательной аудиторской проверки и подтверждения ее достоверности.

Кроме того, аудиторская проверка проводится в случаях, определенных законодательством, по инициативе собственника, учредителей, по инициативе налоговой службы.

 

Пользователи отчетности:

1. Собственник имущества или учредители.

2. Налоговая инспекция.

3. Другие государственные органы и предприятия, контролирующие работу предприятия или заинтересованные в этом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.