Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6. Отечественная философия 8 страница




 

Осталось не более десятилетия до того, когда возможность предотвратить угрозы, с которыми сейчас сталкивается человечество, будет упущена, и перспективы для выживания резко уменьшатся. Поэтому уже сегодня необходимы фундаментальные изменения всей человеческой деятельности, которые невозможны без учета достижений новейших технологий.

 

 

5. Духовный прогресс

 

Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития любой личности. Но сам по себе он еще не обеспечивает улучшения человеческой нравственности, ведь человеческое сознание обладает относительной независимостью от бытия и собственной внутренней активностью. СЭП только создает условия для совершенствования человеческой личности, но в нем же возникают условия и для ее деградации: в современном мире немало такого, что способно искалечить человеческую душу.

 

Человек – не марионетка в руках СЭП. Условия жизни общества не определяют однозначно наш внутренний мир, ценностные ориентации и идеалы. Выбор пути собственного развития остается за каждым. СЭП не может вести к осуществлению лучших человеческих идеалов, если не сопровождается духовным прогрессом общества, духовным совершенствованием людей. Это совершенствование должно быть результатом их сознательного внутреннего стремления жить в соответствии с высшими нравственными, гуманистическими идеалами. Без такого стремления никакой проект общественного устройства не способен обеспечить лучшего будущего человечества.

 

Духовный прогресс складывается из разнообразных процессов в сфере общественного сознания. Процессы эти протекают очень неравномерно: периоды расцвета духовной жизни общества сменяются временами ее упадка. Крупные достижения в одних областях духовного производства сочетаются с застоем в других. Гармоническое развитие всех видов духовной культуры в истории встречается редко (эпоха Возрождения в Италии XV-XVI вв.), чаще в духовной жизни общества на каждом этапе ведущей становится одна из форм общественного сознания (в Древней Греции V-IV вв. до н.э. – философия, в средневековой Европе – религия, в России XIX в. – искусство, художественная литература).

 

В каждом обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла образоваться в другом месте и в другое время. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в общественном сознании разных народов в различные исторические эпохи, не позволяет установить какие-то единые критерии духовного прогресса, по которым можно было бы напрямую сравнивать и оценивать уровень достижений во всех странах и на всех этапах истории. Каждая исторически определенная культура имеет свои достижения, которыми не обладает никакая другая. Бессмысленно сравнивать, что "лучше" или "прогрессивнее" – учение Платона или Гегеля, произведения Шекспира или Достоевского, Библия или Коран; любые явления культуры – продукт своего времени, и не учитывая этого, невозможно понять их значение в духовной культуре человечества.

 

Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, можно заметить общие тенденции. Они проявляются по-разному в разные периоды истории у разных народов, однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества, в основе которого – РОСТ КУЛЬТУРЫ: накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Основное направление этого роста – развитие знаний, которое ускоряется с изобретением письменности и информационной технологии. В перспективе индустрия знаний станет главной сферой человеческой деятельности. Знание, информация – основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство – не просто сумма знаний, оно включает в себя продукты духовного производства, связанные не только с познавательной, но и с другими функциями общественного сознания: ценностно-ориентационной, целеполагающей и коммуникативной. Особенную роль играет искусство, в котором сочетаются все функции и философия, в которой осмысливаются ценности и идеалы общественного бытия.

 

 

Создавая культурные ценности, через рост культуры увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, которое идет по нескольким основным направлениям:

 

1. Развитие духовных потребностей. В отличие от материальных, биологических потребностей, которые ограничены и мало изменяются на протяжении истории, духовные потребности способны неограниченно расширяться. Происходит постепенное возвышение человеческих потребностей: первоначально все силы направлялись на удовлетворение материальных потребностей, духовное производство играло служебную роль; с развитием общества все большее значение приобретают социальные потребности (в гражданских правах, социальном равенстве, справедливости, разумном устройстве общества). Но вместе с этими практическими потребностями у человека развиваются непрактичные, бескорыстные духовные потребности. Мощной силой становится потребность в духовном творчестве, то есть не просто ради заработка, какой-то пользы, а для бескорыстного развития и утверждения своей личности. Постепенно в обществе распространяется убеждение, что производство материальных благ – лишь необходимое условие для производства духовных ценностей. Таким образом, историческое развитие ведет к росту духовности человечества, к приоритету духовных потребностей над материальными.

 

Духовность выражалась и в гордом пренебрежении мирскими благами, и в увлеченности творчеством, ради которого отвергались милости власть имущих, и в религиозном аскетизме отшельников, и в героизме борцов за свободу. Современный буржуазный образ жизни, превращение денег, выгоды, прибыли в главные ценности ведет к духовному оскудению личности, сведению интересов к чувственным удовольствиям, развлечениям. Хотя и в сфере материальных потребностей имеются некоторые волнения духа (например, Остап Бендер очень любил (деньги) и страдал (от их недостатка), они не имеют ничего общего с духовностью. Проблема упадка духовности, связанная с идеями "красивой жизни" и "потребительским раем эпохи НТР", стала глобальной проблемой человечества.

 

 

2. Распространение гуманистического сознания в обществе. Сущность гуманизма – человеколюбие, утверждение ценности человеческой личности, ее прав на счастье, признание солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Идеи гуманизма, звучащие в религии, философии, искусстве всех народов, формируются в эпоху Возрождения в особое течение общественной мысли и прочно входят в духовный арсенал человечества. И хотя распространение гуманизма – медленный и противоречивый процесс, все-таки гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой отношений между людьми. Даже политические решения уже не считаются вне морали, а подвергаются нравственной оценке.

 

В идеалах гуманизма непосредственно выражаются главные принципы общественного прогресса: сохранение человечества и свободное развитие каждой личности, поэтому любые процессы должны соответствовать этим идеалам, чтобы считаться прогрессивными. Не может быть самоцелью рост научных знаний, если наука пользуется антигуманными средствами. Не может быть самоцелью развитие искусства, если оно оторвано от человеческой жизни. И научное, и художественное развитие только тогда будет духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.

 

3. Развитие духовной свободы человека. Нельзя сделать человека счастливым насильно; гуманизм неотделим от духовной свободы, является ее условием и результатом. НТП и СЭП освобождают человека от рабского подчинения внешним силам (природным и социальным). Но в отличие от внешней – экономической, политической, гражданской – свободы, духовная свобода – это внутренняя свобода, свобода сознания, свобода выбора. Она не в том, чтобы чувствовать себя свободным абсолютно от всех ограничений, делать и мыслить все, что хочется, и быть раскованным, что приводит к несвободе от своих же страстей и влечений. Подлинная духовная свобода – это свобода разума. Бремя свободы обязывает человека все время самостоятельно совершать свой свободный выбор и нести за него всю ответственность.

 

 

Из истории и собственного опыта каждый знает, что соблюдение даже элементарных норм нравственности нередко требует от человека мужества и даже готовности к самопожертвованию, что легче живется тому, кто не связывает себя высокими нравственными принципами. Быть свободным – нелегкая задача, она требует от человека напряжения духовных сил, раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни, критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе. Поиски смысла могут продолжаться всю жизнь и сопровождаться тревогой, беспокойством, внутренней борьбой и даже конфликтами с окружающими. Но в этом и проявляет себя свободная воля человека, ведь среди многообразных жизненных обстоятельств, вариантов ему самому приходится выбирать, что предпочесть, как поступить, как оправдать свое поведение.

 

Как свидетельствует история, все попытки осчастливить людей насильно, без их свободного выбора, оборачиваются трагедией. Человек не мыслит счастья без сохранения своей личности, своего уникального и неповторимого "Я", не может быть человек счастлив, отказавшись от своей духовной свободы.

 

Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, даже если это достигается ценой собственной жизни. Путь к совершенствованию мира и человека бесконечен, ведь именно неудовлетворенность жизнью, самим собой рождает стремление изменить мир, преобразовать существующую действительность в соответствии с избранным идеалом, с представлением о том, как должно быть. И чем сложнее окружающий мир, чем разнообразнее связи каждого человека, тем больше усилий требуется от личности, чтобы определить свою позицию, сознательно и свободно сделать свой выбор.

 

Каждый человек должен сам сформировать свое личностное отношение к идеалам гуманизма и понимание степени осуществимости их в данных условиях. Для этого ему нужны и знания, и духовное богатство, и развитые духовные потребности, которые помогает формировать философия.

 

 

Тема 3.1. Философия и научная картина мира

 

1. Понятие научной картины мира

2. Картины мира мыслителей древности

3. Эволюция механической картины мира

4. Развитие представлений о строении вещества

 

 

1. Понятие научной картины мира

 

Под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

 

В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять.

 

Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. Неплохо об этом сказал В. И. Ульянов*: «...человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания».

 

Мы рассматриваем физические, химические, биологические науки. Общей формой систематизации, которая осуществляет синтез результатов этих наук со знаниями мировоззренческого порядка, является естественнонаучная картина мира. Это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Ядром естественнонаучной картины мира служит картина мира лидирующей на данном этапе развития науки - физики, т. е. физическая картина мира. Участие биологии в формировании естественнонаучной картины мира заключается в обосновании идеи сохранения, в разработке принципов эволюции, в решении проблемы человека как биосоциального существа. Таким образом, мы будем в основном рассматривать объединение знаний на основе физической картины мира, но это совсем не значит, что формируется она только на уроках физики.

 

Не только физические, но и многие химические и биологические явления невозможно объяснить, не обращаясь к основным закономерностям и теориям, которые изучаются на уроках физики. Да это и понятно: ведь физика изучает наиболее простые и наиболее общие виды движения материи, которые лежат в основе более сложных видов, изучаемых на лекциях по химии и биологии.

 

Чтобы понять современную научную картину мира, надо знать, как она развивалась.Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.*

 

В период развития феодального общества наряду с земледелием развивается ремесленничество, появляются мануфактуры. Их рост создает предпосылки для возникновения науки, опирающейся на эксперимент. Вначале опыты были примитивными и проводились без всякой системы - это было время «ползучего эмпиризма», но они подготавливали почву для новых опытов, приводили к открытию закономерностей, которые использовались для объяснения явлений природы, построения картины мира. В это время производство было примитивным; основным видом движения, с которым оно имело дело, было механическое движение. Естественно, что первыми были открыты и исследованы законы механики, они стали основой научного объяснения мира: XIV-XVIII вв. - это время расцвета механической картины мира.

 

XVIII в.- век промышленного переворота в Англии и буржуазной революции во Франции, начало расцвета капитализма. Развитие техники ставит вопрос о мощных источниках энергии, стимулирует их поиски. В связи с этим появляются новые отрасли знания - учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Выяснение природы соответствующих явлений приводит к появлению гипотез о различных «невесомых» материях: теплороде, флогистоне, электрических и магнитных жидкостях. Подготавливается почва для возникновения представлений об электромагнитном поле, которые прийдут в науку с открытием Фарадея. С его именем связан последующий переломный этап классической физики. Открытие электромагнитного поля изменило взгляд на мир - механическая картина мира,, согласно которой мир представлялся состоящим из пустоты и неизменных, не имеющих внутренних различий (бескачественных) частиц, пребывающих в бесконечном механическом движении, сменяется электродинамической картиной мира. Согласно этой картине в мире нет пустоты, он заполнен электромагнитным полем, все явления объясняются взаимодействием электрических зарядов.

 

С 1910 г. в науку начинают входить квантовые представления, представления о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц и наступает время новой, современной картины мира.

 

2. Картины мира мыслителей древности

 

Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы в период от 600-х до 500-х гг. до н. э. Древние мыслители каждый по-своему искали единое в многообразии явлений окружающего мира.

 

Родоначальник греческой науки Фалес, основатель философской школы в Милете, полагая началом всего воду, считал, что Вселенная в процессе зарождения возникла из воды. Диоген Лаэртский, историк древности, писал о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств». Действующие в мире силы Фалес отождествлял с «душами», а также с богами. Например, по его мнению, магнит имеет душу, потому что он притягивает железо. Фалес учил, что все знания надо сводить к единой основе: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения».

 

Другой мыслитель древности - Анаксимандр первоначалом всего сущего считал «апейрон» - некое бесконечное и неопределенное начало. Все состоит из алейрона и из него возникает. Части изменяются, целое же остается неизменным. Апейрон все из себя производит сам. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю, воду, воздух и огонь. Земля оказывается в центре как самое тяжелое, она окружена водной, воздушной и огненной сферами. Под действием небесного огня часть воды испаряется и из Мирового океана выступает часть суши. Вокруг Земли расположены три кольца, как ободы колеса. В нижнем ободе множество отверстий, сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь,- это звезды. В среднем ободе одно отверстие - это Луна. В верхнем также одно - Солнце. Ободы вращаются вокруг Земли, с ними вращаются и отверстия - так объяснялось движение Солнца, Луны и звезд. Отверстия способны частично или полностью закрываться - таким образом объясняли солнечные и лунные затмения.

 

Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросили чешую и стали сухопутными животными. Человек зародился в громадной морской рыбе и уже взрослым вышел на сушу, потому что без родителей он бы не выжил. Такой была картина мира Анаксимандра. Нам она кажется абсурдной, в ней не сходятся концы с концами, но это была первая попытка научного объяснения мира: ведь богам в этой картине нет места и сферы деятельности.

 

Анаксимен, ученик и последователь Анаксимандра, все формы природы сводил к воздуху. Он считал, что все тела возникают из воздуха через его разрежение и сгущение и превращаются снова в воздух; что небесные тела движутся не над Землей, а вокруг нее; что Солнце - это Земля, которая раскалилась от своего быстрого движения.

 

Анаксагор - слушатель Анаксимена, как пишет о нем Диоген Лаэртский. В центре внимания Анаксагора проблема качественного превращения тел («Каким образом из не-волоса мог возникнуть волос и из не-мяса-мясо?»), у него можно найти в зародыше идеи строения мира из элементов («Кости состоят из маленьких косточек, внутренние органы - из таких же маленьких органов; кровь - из бесчисленного множества капелек крови; золото - из кусочков золота; земля - из мелких земель, огонь - из огней, влага-из влаг, подобным же образом и все остальное»). Анаксагор считал, что вначале мир был в состоянии хаоса, все «семена» в нем были перемешаны (под «семенами» он понимал первичные, самые мелкие частицы), затем они разделились и из них образовались вещи. Анаксагор учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды являются раскаленными камнями, что «ветры возникают оттого, что солнце разрежает воздух, молнии есть трение туч». Так думал человек, который жил более 2000 лет тому назад.

 

В системе мира Гераклита роль единой субстанции играет огонь, вечно движущийся, вечно развивающийся. Источником движения Гераклит считал борьбу противоположностей. Мир - это непрерывное развитие, непрерывное изменение, обновление существующего. В этом непрерывном изменении огонь становится водой, вода - землей, и обратно: земля - водой, вода - огнем. Оба противоположных процесса существуют вместе: «путь вверх и вниз - один и тот же».

 

Другой мыслитель древности Эмпедокл в качестве первоначала мироздания принимал четыре стихии - землю, воду, воздух и огонь, которые считал пассивными, а все процессы в мироздании объяснял борьбой двух антагонистических начал - любви (сила притяжения) и ненависти (сила отталкивания). Он считал, что любовь и ненависть попеременно одерживают верх, вследствие чего мироздание проходит последовательно четыре фазы космического цикла. Эмпедокл четко высказывает идею сохранения тождественной себе субстанции.

 

Послушайте, как убедительно звучат его слова: «Сумасшедшие считают, что может возникнуть что-то, чего никогда не было, или исчезнуть без следа что-то существующее. Я постараюсь открыть вам истину. В природе нет возникновения того, что может умереть; нет полного уничтожения; ничего, кроме смешивания и разделения соединенного. Только неучи называют это рождением и смертью».

 

Основатель античной атомистики Демокрит полагал, что «начала Вселенной суть атомы и пустота». Атомы Демокрит представлял как неделимые, плотные, непроницаемые, не содержащие в себе никакой пустоты частицы, они могут иметь самую разнообразную форму (шарообразную, угловатую, вогнутую, выпуклую и т.д.). В этом он видел объяснение разнообразия явлений и их противоположностей друг другу. Атомы «вихрем несутся во Вселенной и порождают все сложное-огонь, воду, воздух, землю,- ибо все они суть соединения каких-то атомов, которые не подвержены воздействиям и неизменны в силу своей твердости». Демокрит и другие греческие атомисты считали, что движение - вечное свойство вечных атомов. Атомы бескачественны, т. е. лишены цвета, запаха, вкуса и т. д. Все эти качества возникают в субъекте в результате взаимодействия атомов с органами чувств. Атомисты первыми стали учить о субъективности чувственных ощущений.

 

Мир в целом для атомистов - беспредельная пустота, наполненная многими мирами, число которых бесконечно, потому что они образованы бесчисленным множеством атомов самых различных форм. Земля одинаково удалена от всех точек области космоса, а поэтому неподвижна; вокруг нее движутся звезды.

 

В вопросе о происхождении жизни Демокрит придерживался материалистических взглядов Анаксимандра и Эмпедокла. Живое возникло из неживого вследствие действия законов природы, без всякого творца. Согласно Демокриту, после образования Земли поверхность ее вздулась, образовав покрытые тонкой кожицей гнилостные пузыри, внутри которых были живые плоды. После того как пузыри увеличились и лопнули, из плодов образовались люди и животные. Демокрит пытался объяснить, почему в его время не рождаются живые существа из пузырей Земли: Земля уже не та, и небо не то; только иногда можно заметить, как в гниющей земле зарождаются живые существа. Это ошибочное мнение о самозарождении червей, гусениц, насекомых долго бытовало в науке. Так, у Овидия можно прочитать: «Из павших кон^й боевых черно-желтые шершни родятся».

 

Говоря о картинах мира, созданных древними мыслителями, более подробно следует остановиться на картине мира, которую создал Аристотель. Эта картина мира продержалась в науке почти два тысячелетия.

 

Аристотель - древнегреческий философ и ученый. Всеобъемлющий ум, мудрость и авторитет Аристотеля содействовали тому, что его учение так долго господствовало в науке. Его труды насчитывают много томов, их можно считать энциклопедией научных знаний того времени: в них встречаются рассуждения, относящиеся к физике, космогонии, биологии, метеорологии, математике, политике, этике, риторике и др.

 

Обратимся к физическим воззрениям Аристотеля и постараемся понять, почему его космогония и физика оказались чрезвычайно удобными для церкви.

 

Мир Аристотеля состоит из пяти стихий - земли, воды, воздуха, огня и эфира. Материя в его понимании - это то, «из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает». Материя у Аристотеля делима до бесконечности, он не признает пустоты. Все многообразие веществ на земле Аристотель конструирует из таких активных качеств, как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля - сочетание холодного с сухим, огонь - теплого с сухим, воздух - теплого с влажным, вода - холодного с влажным. Эти четыре элемента существуют в мире, где все бесконечно меняется, где наблюдаются различные виды движения: возникновение, уничтожение, перемещение в пространстве пре-рывное и непрерывное, равномерное и неравномерное.

 

В небесном мире все тела состоят из некоего вещества - эфира, который заполняет все пространство над землей, водой, воздухом и огнем. Эфир вечен, он не меняется и не превращается в другие элементы. Небесные тела движутся, совершая непрерывные круговые движения.

 

Вселенная Аристотеля конечна, ее ничто не объемлет, вне ее находится только перводвигатель - бог. Бог Аристотеля безличный. Под его жизнью Аристотель понимает деятельность его разума, сам бог и есть чистый деятельный разум. Представления Аристотеля о боге весьма не конкретны. Но Аристотель не мог обойтись без бога, так как без него он не мог объяснить движение звезд, планет, Луны и Солнца. Согласно Аристотелю, все небесные тела прикреплены к сферам, движутся не сами тела, а эти эфирные сферы.* Первую сферу, на которой находятся звезды, движет бог, движение первой сферы передается другим сферам, все ниже и ниже, вплоть до Земли, где вследствие несовершенства подлунных элементов совершенное круговое движение распадается на множество несовершенных. Космос Аристотеля вечен во времени и вечно его движение, но вечность движения - результат вечной деятельности бога.

 

Одна из центральных проблем, которая занимала Аристотеля,- проблема механического движения. Основным положением его механики является утверждение: «Движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие...»**. Очевидно? Конечно. Прекратите двигать книгу, и она будет спокойно лежать на столе. Перестаньте тянуть санки, и они остановятся. Но очевидность не всегда доказательство истины. Вчитайтесь еще раз в тезис Аристотеля: утверждение, заключающееся в нем, совершенно не учитывает проявления инерции. Нам понятно, что для движения тела, которое находится вне действия других тел, не надо никакой движущей силы, оно будет двигаться равномерно и прямолинейно сколь угодно долго уже потому, что существует и обладает массой. Но Аристотель не увидел проявления инерции в окружающем мире, он заставил бога денно и нощно вращать небосвод. В объяснении, например, движения стрелы, выпущенной из лука, Аристотель исходил из утверждения, что природа «боится пустоты»: стрела выталкивает воздух и воздушные массы, устремляясь в пустоту, образовавшуюся за стрелой, толкают ее.

 

Натурфилософские взгляды древних греческих мыслителей кажутся нам наивными. Но именно греческими учеными были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строенияяматерии и материального мира, проблема движения, проблемы жизни и эволюции и др.

 

3. Эволюция механической картины мира

 

Первый сокрушительный удар по системе мира Аристотеля нанес выдающийся польский ученый Николай Коперник. В мае 1543 г. увидело свет его сочинение «О вращениях небесных сфер». В обращении к читателю, напечатанном на титульном листе, автор указывал, что в книге рассмотрены движения звезд и планет, «представленные на основании как древних, так и современных наблюдений; развитые на новых и удивительных теориях». Обращение заканчивалось словами: «Поэтому, усердный читатель, покупай, читай и извлекай пользу. Да не входит никто, не знающий математики». С выходом этой книги в науке началось формирование представлений о гелиоцентрической системе мира.

 

В системе мира Коперника Земля вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами вокруг Солнца. Сфере звезд Коперник приписал покой. Так Земля перестала быть центром мироздания, стала обычной планетой Солнечной системы. Эти взгляды противоречили вековым, установившимся представлениям о мире, поддерживаемым не только наукой, но и церковью. К отрицанию системы мира, созданной Аристотелем, Коперника привели размышления над этой системой: диаметр сферы, на которой укреплены звезды, огромен, поэтому она должна иметь невероятно большую скорость, чтобы успеть обернуться вокруг Земли за сутки. Почему природа именно так устроила мир? Не проще ли было Земле вращаться вокруг своей оси, ведь эффект был бы тот же... И Коперник приходит к выводу, что вращается Земля.

 

«Почему не признать,- пишет он,- что небу принадлежит только видимость суточного обращения, действительность же его - самой Земле, так что здесь происходит то, о чем сказано в «Энеиде» Вергилия: «От гавани мы отплываем, а земли и села от нас убегают. Ибо когда корабль движется спокойно, то все, что находится вне его, представляется морякам таким, как если бы все это двигалось по подобию корабля: самих себя и все, что при них, они считали покоящимися». Так в науке вместе с гелиоцентрической картиной мира появляется идея относительности механического движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.