Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все науки делит на 6 абстрактных теор. дисциплин




1 - математика; 2 - астрономия; 3 - физика; 4 - химия; 5 - биология; 6 - социология.

Эта пирамида наук складывается по принципу возрастающей сложности явлений (т.е. математика изучает наиболее простые явления, а социология - наиболее сложные). Но в отличие от биологии, социология рассматривает действующих и способных действовать индивидов как социальные образования, т.е. в контексте их взаимодействия с себе подобными. Поэтому социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем. Здесь социология занимает главное место, она синтезирует другие науки.

Саму социологию О.Конт подразделял на две основные части - социальную статику и социальную динамику. Социальная статика призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - социальная динамика, законы их развития и изменения.

Социальная статика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, организации общества, достижения социальной гармонии. Она изучает строительство общества, его структурные элементы, институты. Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе:. не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности

Социальная динамика - это теория общественного развития, играет роль социального прогресса. В основе социального прогресса лежит принцип интеллектуального развития человечества, который он отобразил в законе 3-х стадий.

О.Конт впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

Таким образом, основатель позитивной философии верил в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности.

 

Г.Спенсер (1820-1903) - продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине XIX в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки. Недаром исследователи творчества Г.Спенсера подчеркивают свойственный его социологическим взглядам индивидуалистический подход к пониманию общества и его эволюции. Люди живут и остаются жить вместе друг с другом потому, что это им выгодно. Совместную жизнь людей он представлял как необходимое условие для развивающегося индивидуума.

Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, непосредственно примыкая к биологии, составляет с ней "физику организованных тел" и рассматривает общество как своего рода организм.

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера - эволюционизм. По его определению эволюция - это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность. Эволюция повсюду проходит одинпково, но она имеет 3 разные фазы(этапы): 1) неорганическую, 2) органическую, 3) надорганическую. Эти фазы последовательно сменяют одна другую.

О.Конт выделяет 2 типа эволюции:

1. Простая - количественная интеграция элементов;

2. Сложная - когда происходят разнообразные изменения.

Все эволюционные процессы происходят на основе законов эволюции: эволюция начинается с роста численности (количественного роста), далее усложнение организма, затем дифференциация (специализация) его частей. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому.

Второй главный принцип на котором строится социология Г.С. - понимание общества как организма (органицизм). Так, одна из глав его работы "Основания социологии" прямо называется "Общество есть организм". Спенсер достаточно детально приводит в качестве аргументации данного подхода целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмами, например:

1) общество как биологический организм в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме (превращение маленьких государств в империи);

2) по мере роста общества его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции;

3) по мере роста общества происходит дифференциация структуры и функций; и после розпада всего организма и в обществе и в организме продолжают жить его части.

И если у Конта социальное целое предшествует индивиду и последний не является даже самостоятельной ячейкой общества, то у Спенсера, напротив, общество - лишь агрегат индивидов. Спенсер считал недопустимым растворение индивида в социальном организме.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, что он заложил фундамент формирования понятийной системы социологии.Социология выступает у него как всеобъемлющая наука. О.Конт широко использовал историко-сравнительный метод в исследовании и обосновании своих социологических взглядов.

В системе политических взглядов Спенсера немаловажную роль занимают его идеи, связанные с теорией государства. По Спенсеру, каков характер индивидов, таков и характер общества. Сформулировал "закон равной свободы": каждый человек может делать все, что хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Государство должно осуществлять контроль за реализацией этого закона. Для общественного развития необходимо: 1) свобода индивидуальных действий; 2) конкуренция; 3) выживание наиболее приспособленных. Принцип коллективности считал разрушающим.

Хотя при жизни идеи Г.С. не были известны и популярны в Европе, идеи Спенсера оказали громадное влияние на социологию и общественно-политическую жизнь общества 1880 - 90-х гг. Он говорил, что для развития общества необходима не революция, а эволюция; солидарность, а не классовая борьба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.