Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология Э.Дюркгейма, М.Вебера




 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Э.Дюркгейм внес особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма. К числу наиболее значительных трудов Дюркгейма следует отнести: "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897).

Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным - заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции.

В 1894 г. он сформулировал свой основной постулат: "первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи.

Структура общества - это совокупность социальных фактов в их взаимодействии и взаимозависимости; по Дюркгейму, - "внутренняя социальная среда" общества.

Дюркгейм вводит понятие "социологизм". Что же это такое. С одной стороны, это метод обоснования самой науки, со своими понятиями, предметом; с другой - собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения; примат общества над индивидом, "коллективные представления", "коллективное сознание" господствуют над индивидуальными.

Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. Социология превращается в "систему, в корпус социальных наук".

Дюркгейм ищет ответ на вопрос о соединении общественного порядка и индивидуальной свободы. Поэтому обращается к вопросу о разделении общественного труда. Что понимал Дюркгейм под термином "разделение труда"? С его точки зрения, это - сила, объединяющая людей в обществе. Э.Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало. Благодаря разделению труда реализуется принцип солидарности.

В зависимости от качества и уровня солидарности Дюркгейм строит концепцию развития общества от механической к органической солидарности. Солидарность которая объединяет людей в обществе - органическая солидарность, она наиболее тесно связана с людьми. Специализация и разделение труда - это основа органической солидарности. Механическая солидарность - основывается на поглощении индивида.

В архаичных обществах может существовать только механическая солидарность на основе сходства индивидов, одинаковости исполняемых ими функций, неразвитости личностных качеств. Коллектив в таких обществах поглощает личность. В обществе же, в котором разделение труда принимает развитые формы, каждый индивид начинает выполнять определенную специальную функцию, формируется новый тип солидарности.

В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического.

Понятием "аномия" он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это значит, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью установились. "Аномия" с особой силой проявляется в кризисные периоды развития экономики, когда обостряются противоречия между классами, группами, индивидами и обществом.

Рассматривает проблему Самоубийств как социальный факт, т.е. объективно существующий. Выделяет 4 основные типа самоубийств:

1) эгоистический (когда человек изолирован от общества, отсутствует коллективная поддержка); 2) альтруистический (когда групповые ценности полностью поглощают индивида); 3) аномичный (когда происходит кризис в общественном развитии); 4) фаталистичный(усилении контроля группы над индивидом).

 

М.Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, основоположник "понимающей" социологии и теории социального действия, применявший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть "общие правила событий". Идеальный тип - методологический инструмент, способ исследователя для упорядоченности хаотической действительности с целью ее понимания и объяснения. Он выступает как модель и задача исследователя соотнести свою модель с реальностью. Может существовать много моделей одного явления. Идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины.

Социология, по Веберу, является "понимающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: 1) субъективная мотивация индивида и 2) ориентация на другого (других).

Социальным действием считается действие, "субъективный смысл которого относится к поведению других людей". Исходя из этого, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

Понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни: целерациональное, ценностно-рациональное, аффектное, традиционное.

1) целерациональное - т.е. через ожидание определенного поведения, критерий - успех; 2) ценностно-рациональное - взято просто так независимо от успеха, основывается на вере в ценность самого действия, независимо от результатов; 3) аффектное - базируется на эмоциональном состоянии действующего объекта (любовь, страсть, страх, т.д.); 4) традиционное - базируется на привычке к определенным действиям.

Лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом.

Таким образом, стержнем веберовской "понимающей" социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократией, рациональной религией (протестантизм).

В полном соответствии со своей методологией Вебер анализирует легитимные типы господства, где критерием для конструирования идеальных типов служат мотивы повиновения, исходя из присутствия в них той или иной доли рациональности. Так, Вебер выделяет три легитимных типа господства и соответственно три типа мотивов повиновения.

1) легальное господство - основывается на интересах тех, кто подчиняется законам, а не особам;

2) традиционное - основывается на привычках, обычаях к определенному поведению;

3) харизматическое - основыв. на необычных способностях индивида (магические, дар пророчества, ум...), лидер за которым идут люди.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.