Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: общество: сущность, типы, тенденции развития

ЛЕКЦИЯ №3.

 

1. Понятие общества как социальной системы.

2. Типологии обществ.

3. Теории происхождения общества.

 

 

1. Понятие общества как социальной системы.

Уже при определении предмета социологии была дана самая общая и очень краткая характеристика общества как особой, специфической реальности.

Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом. Это и нашло свое отражение в содержании и построении данной главы.

Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания социологии. Как это видно из краткого экскурса в историю этой науки, в зависимости чаще всего от ответа именно на этот вопрос различались основные направления в данной науке.

Общество и природа.

Прежде чем дать определение общества, необходимо разграничить такие широкие понятия, как “ природа” и “общество ”, выяснить соотношение между ними.

И хотя, строго говоря, эту проблему призвана решать в первую очередь не социология, а социальная философия, ее правильное решение имеет для социологии исходное, методологическое значение.

Мы часто и не без основания говорим, что человек, общество – часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже противопоставляем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема.

В первом случае понятие “природа” употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности (неорганического и органического мира, человека и общества).

Тезис “общество – часть природы” отражает тот непреложный факт, что: человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек - существо и биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы;

человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшим взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее;

и природа и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т.д.

Во втором случае понятие “природа ” используется в более у зком с мысле, как часть, а не весь реальный мир как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу.

Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое, принципиально особое явление с присущими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом;

а жизнь общества – это качественно своеобразная, социальная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая и жизнь высокоорганизованных животных – человекоподобных обезьян), где действуют особи, лишенные социального сознания и не выделяющие себя из мира животных.

Когда К.Маркс определял сущность человека как совокупность общественных отношений, он тем самым стремился подчеркнуть, что человек – прежде всего и непосредственно продукт общества.

Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основныетворчество, свобода и социальность особенности человека, предлагая следующее

социологическое определение человека: человек – это “общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия”.

Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия “природа” и “общество”, “природное” и “социальное”, ни абсолютноразрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) – природно-социальную, биосоциальную – основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному.

Все это имеет не только теоретическое, но и практически- политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества неизменно заканчивались неудачей.

С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Та постіндустріальними суспільствами | Что такое общество.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.