Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания. Специфика философского подхода к познанию. Проблема субъекта и объекта познания




В предыдущих лекциях обсуждалась структура философского знания, в которой был выделен такой раздел философии, как гносеология (теория познания). В этом разделе изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις - знание, и λόγος – учение. слово, и означает «учение о познании».

Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?».

Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т.д.

Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания – это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть:

- индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;

- группа (коллектив)

- общество в целом.

Общество считается универсальным (трансцендентальным – по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны – познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.

Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе. Человек – изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а условия познания являются частью объекта.

Связь субъекта и объекта в гносеологии выражается еще и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается в практическую или теоретическую мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.

(Пока элементарные частицы не были известны человеку – они не могли быть объектом. До XV не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эоции – поэтому не было психологии и жанра романа в литературе.)

 

2.Формы познания: обыденное, научное, художественное, религиозное.

 

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от того, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, художественная или научная. Поэтому некорректно отождествлять гносеологию только с теорией научного познания (эпистемологией).

Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, научное, хзудожественное, религиозное, мистическое, эзотерическое и пр.

Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры и пр. Каждая из форм незаменима и необходима для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать его и жить в нем.

Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, в которую часто включают и перинатальный период. Однако, несмотря на относительную простоту обыденного познания, существует несколько различных его трактовок.

Главное расхождение в трактовках связано с пониманием того, каким является сознание новорожденного: или это «чистая доска» (tabula rasa), или в нем уже присутствуют «врожденные идеи» (Трансцендентальное единство апперцепций). Так И. Кант представляет сознание человека, как сознание, которое всегда воспринимает мир сквозь «призму» врожденных, априорных форм рассудка: пространства, времени и причинно-следственных связей. По Канту, свое восприятие мира мы встраиваем в эти категории, как в прокрустово ложе.

Научное познание имеет специфические познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый стиль научного мышления. Все это позволяет связывать теоретический и эмпирический уровни познания. (подробнее специфика научного познания рассматривается в отдельной лекции).

Художественное познание – впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что не доступно науке – человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти явления в общем. Но «печаль вообще» не существует. Есть конкретные переживания конкретного человека. Художник (в широком смысле слова) отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания. Таким оьбразом, художник и субъект восприятия (читатель, зритиель. слушатель) вступают через произведение искусства в диалог, в процессе котрого всякий раз рождается новая, робогащенная личным и историческим опытом истина.

Религиозное познание – основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н.А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Отличается тем, что основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности разумного осмысления многих явлений.

Одним из критериев, по которому можно различать виды, формы, способы познания – является определение того, что именно познается: явление или сущность.

Явление – внешняя сторона предмета, события, чувства, процесса. Чаще всего, это факт. Но за внешними явлениями скрывается их сущность, то, что лежит в глубине этих явлений. Сущность сама по себе, как факт, не существует, ее нельзя увидеть, услышать, взять в руки.

Для понятийного мышления, сущность – это совокупность существенных свойств и качеств вещей, ядро сущего.

В науке сущность изучаемого обычно выражают в понятиях. Для формулирования определения понятия принято называть следующее:

- класс предметов, к которым относится данная вещь

- главную функцию

- внешнее описание (при необходимости)

- чем отличается от ближайших вещей (не обязательно).

В искусстве сущность выражается в художественных образах, которые способны выразить сущность даже на основе уникальных признаков.

Обыденное познание больше ориентировано на познание фактов, познание явлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.