КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД. Нормативно-техническая база экологической безопасности
Нормативно-техническая база экологической безопасности Нормативно-техническая база безопасности труда (охраны труда) Особое место среди нормативных документов в области безопасности труда занимает система стандартов безопасности труда - ССБТ, структура которой представлена на рис.2. Особая роль принадлежит ГОСТам ССБТ (на 1.01.91 введен 351 ГОСТ) В ГОСТах ССБТ используется следующая система обозначений: Содержание групп расшифровано в структуре ССБТ (см. рис.2). Группа под шифром 5 запланирована на перспективу развития ССБТ и пока не имеет ни одного ГОСТа. В нормативно-технической базе безопасности труда, также как и в ССБТ в частности, можно выделить три уровня документов: - единые (межотраслевые); - отраслевые; - уровня предприятия. Среди единых (общегосударственных) документов можно выделить следующие: Строительные нормы и правила (СНиПы)
Например: - СНиП 11-4-79 (часть 2. Нормы проектирования. Глава 4. Естественное и искусственное освещение); - СНиП 2.09.02-85 - Производственные здания; - СНиП 2.01.02-85 - Противопожарные нормы.
Санитарные нормы (СН):
- санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71 - санитарные нормы по видам вредных факторов (шум - N 3223-85, вибрация локальная - Ы3041-84,вибрация на рабочих местах N 3044-84, инфразвук- N 2274-80, постоянные магнитные поля N 1742-77, электрические поля промышленной частоты N 5802-91, магнитные поля частотой 50 Гц N 3206-85, ультрафиолетовое излучение N 4557-88, микроклимат производственных помещений N 4557-88, электромагнитные поля частот 10-60 КГц N 5803-88);
Правила, руководства, нормы безопасности:
Например: - правила устройства электроустановок ПУЭ-76 - руководство Р 2.2.013-94 (гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса); - нормы радиационной безопасности НРБ-76/87 На основе указанных документов разработано множество отраслевых положений правил и инструкций по безопасности труда, а также документации для пользования внутри предприятий.
Общая структура нормативных документов в данной отрасли во многом сходна с рассмотренной ранее структурой нормативной базы в ОТ. Основным комплексом нормативных документов является система стандартов по охране труда и улучшении использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП). Структура обозначения ГОСТов ССОП может быть представлена в виде: Конкретное название комплексов стандартов ОП следующее: О - организационно-методические стандарты; 1 - по охране и рациональному использованию вод (код-Гидросфера); 2 - по защите атмосферы (код-Атмосфера); 3 - по рациональному использованию биологических ресурсов (Биологические ресурсы); 4 - по охране и рациональному использованию почв (Почвы); 5 - по улучшению использования земель (Земля); 6 - по охране флоры (Флора); 7 - по охране фауны (Фауна); 8 - по охране ландшафтов (Ландшафты); 9 - по рациональному использованию и охране недр (Недра). Данные комплексы подразделяют на следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов; 3 - правила ОП и рационального использования природных ресурсов; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерений состояния ОС; 6 - требования к устройствам.аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений; 7 - прочие стандарты. Кроме системы ГОСТОВ действует ряд других межотраслевых документов: - общесоюзные нормативные документы в виде методик, например, по расчету концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД 86), или инструкций, например, "О согласовании, проведении экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" (ОНД1 - 84). - строительные нормы и правила (СНиПы), например, "Наружные сети и сооружения" (СНиП 2.04.02- 84), а также указанные ранее в разделе 3. - санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), например, "Допустимые уровни шума на территории живой застройки" (СН 3077-84) или "Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (СН 3088-84). Кроме того, различными министерствами и органами утверждено много правил, положений и т.п., действующих в ОС. Например, правила охраны поверхностных вод (1991), положение об охране рыбных запасов, типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу по отраслям промышленности и др. Законодательство по охране труда начало формироваться в большинстве развитых промышленных стран еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции. В XX в. процесс формирования законодательства по охране труда интенсифицировался. В России в начале века (1902 г.) был введен закон "О вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев". Критический анализ этого закона в одноименной статье дал В.И.Ленин. В 1919 г. появилась Международная организация труда (МОТ), которая в своей деятельности впервые основное внимание стала уделять вопросам охраны труда. К 80-м годам в развитых странах почти сформировалось законодательство по охране труда. Одним из важнейших международных документов в этой области стала Конвенция МОТ 155 "О безопасности и гигиене труда" (1981 г.), в ст.4 которой говорится, что каждая страна, подписавшая Конвенцию, в соответствии с"национальными условиями и практикой должна разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. На базе законодательства по охране труда в 70-е - 80-е годы начала формироваться новая отрасль - экологическое право. Объективными предпосылками возникновения новой отрасли права стало, с одной стороны, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды из-за производственной деятельности, с другой - проявление особого внимания к экологическим проблемам общественности. Около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую политику страны, и образовали специализированные системы органов экологического управления и контроля. В обеспечении экологической безопасности большая роль отведена международному праву. Именно оно призвано закрепить единообразные принципы и нормы экологически целесообразного поведения государств, которые, в свою очередь, должны быть интегрированы в национальное законодательство. Сейчас уже действует более 200 международных природоохранительных договоров. Один из наиболее важных принципов международного природоохранительного права - предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Он целиком ориентирован на проведение превентивных мероприятий, носит комплексный характер и включает в себя в качестве самостоятельных элементов следующие принципы: - оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС); - уведомления о деятельности, способной причинить трансграничный экологический ущерб; - предоставление информации об этой деятельности. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии. В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и локализации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе за счет расходов на безопасность. Необходимый, хотя и недостаточный выход из сложившейся ситуации -создание эффективной системы законодательства в области промышленной безопасности. Ее отсутствие приводит к неопределенности в вопросах разделения функций различных органов государственного управления, ответственности между государством и собственниками предприятий, несогласованности действий различных министерств, ведомств и надзорных органов при проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |