КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактическая игра
В ср. школе Д. и, проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты-соревнования по истории, физике, родному языку, математике, «путешествия» по геогр. карте, решение кроссвордов по истории и т. д.). В преподавании иностр. языка характерным является соединение традиц. игр с иноязычным общением, драматизация, ролевое разыгрывание ситуаций общения. Перспективным является применение Д. и, основанных на имитации или моделировании реальных или гипотетич. жизненных ситуаций (напр., игры, моделирующие деятельность социальных институтов в обществоведч. курсах; ролевые игры-конференции и дискуссии по эко-логич. тематике, комплексные межпредметные игры). Эти Д. и, характеризуются не только познавательным, но и значит, мировоззренческим и эмоционально-личностным воздействием. Имитационно-моделирующие Д. и, как правило, требуют значит, затрат времени и организац. усилий по их проведению и последующему обсуждению. Учитель обычно предваряет проведение такой игры моделированием её хода, уточняя возможные сложности и т. д. Представляя Д. и, в классе, преподаватель избегает подробного зачитывания инструкций и правил, сочетая его с пробным проигрыванием отд. моментов игры. Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определ. время на освоение ролей, в нек-рых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидак-тич. плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся. Деловые игры, основанные на воспроизведении, имитации или моделировании производств, ситуаций, направлены на приобретение опыта эффективного решения реальных проф. задач. Эта разновидность Д. и, применяется в высш. школе, производств, обучении, системах повышения квалификации работников производства и аппарата управления предприятий и учреждений, где обучение направлено прежде всего на формирование и отработку конкретных умений действовать в чётко очерченных реальных условиях (оперативно анализировать ситуацию, вести поиск нужной информации, решать неожиданно возникающие проблемы, намечать варианты действий, принимать решение в меняющихся условиях и т. д.). К особенностям деловых игр относятся: представленный уч. материал и воссоздание структуры и функцион. звеньев проф. деятельности через уч.-игровую модель производств, ситуации. Благодаря этим особенностям деловые игры предоставляют большие возможности для их применения в контексте реальной деятельности. В пед. образовании применяется специ-фич. разновидность деловых игр, т. н. пед. игры, основанные на моделировании пед. ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися. Всё большее распространение в подготовке учителей получает моделирование фрагмента урока (т. н. микропреподавание). Пед. игры актуализируют знания по психол.-пед. дисциплинам, развивают умения в области методик преподавания и пед. взаимодействия, развивают пед. мышление, проф.-личностные качества педагога, умение работать в реальной обстановке пед. общения, импровизировать и т. д. В отеч. практике проф. подготовки и повышения квалификации получили распространение организац.-деятельностные игры, направленные на рефлексию основ проф. деятельности (научной, организационной, воспитательной и т. д.), пересмотр прежних и выработку новых производств, ориентиров. Эти игры имеют поисковый характер, их пед. эффект связан с побуждением участников к личностному самоопределению по отношению к проф. ситуации, самой проф. деятельности, интеллектуальным средствам её организации, взаимодействию с окружающими (особенно при наличии оппозиции, конфликта). Результаты Д. и, оцениваются обычно игровыми баллами (очками) или позитивными суждениями учителя. В Д. и, со ст. школьниками и взрослыми обучающимися педагог нередко обращает внимание на отрицат. результаты с целью побудить участников к пересмотру стереотипных неэффективных действий; прямая оценка игры«заменяется содержат, обсуждением её хода и результатов; важное место на этом этапе занимает самооценка участников игры.
Беседа (от греч. - нахожу, открываю) - прогрессивный, диалогический, вопросно-ответный метод обучения, при котором преподаватель не сообщает студентам готовых знаний, а с помощью постановки тщательно продуманной системы вопросов, выясняет их мнение, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта, подходить к пониманию нового материала. Беседу проводят перед изучением нового материала с целью повторения и проверки усвоения уже изученного, перед планируемой экскурсией (или после нее). В беседе преподаватель опирается на технические знания студентов, на их приобретенный опыт. Беседа будет иметь познавательную ценность для студентов тогда, когда преподаватель использует ее для углубления пройденного материала, для систематизации имеющихся знаний. Виды бесед: Эвристическая (опираясь на имеющиеся знания и практический опыт у студентов они подводятся к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); Сообщающая (для сообщения новых знаний); Вводная (цель - вызвать у студентов состояние готовности к познанию нового); Закрепляющая (применяется после изучения нового материала); Собеседование (индивидуальная или групповая беседа - обсуждение проблемных вопросов, большая доля самостоятельности в суждениях студентов). ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
ПОЗВОЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ ОПЕРАТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЯВЛЯЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О БЫСТРО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ, НАХОДИТЬ ГЛАВНОЕ, АКТУАЛЬНОЕ В ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И АКТИВНО ПРИМЕНЯТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЭТО ОСОБЕННО ВАЖНО, ТАК КАК БЫСТРО МЕНЯЮЩАЯСЯ КАРТИНА МИРА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПОЛНОЙ МЕРЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ПОСКОЛЬКУ ИНФОРМАЦИЯ В УЧЕБНИКАХ БЫСТРО УСТАРЕВАЕТ. АНАЛИЗ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИМЕЕТ МЕСТО ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. ОДНАКО В ЦЕЛОМ УЧИТЕЛЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ ЛЕКЦИИ, ПРАКТИКУМЫ, СЕМИНАРЫ, ЗАЧЕТЫ ПРИМЕНЯЮТ БЕССИСТЕМНО, ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ. В ИТОГЕ, КАК ПРАВИЛО, УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИЕСЯ НЕ ПОЛУЧАЮТ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО И УРОВЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КУРСА, КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЯМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА. КУРС ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ИСТОРИИ ИМЕЕТ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ С ОСНОВНЫМИ ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИМИ: РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИКУМОВ, СЕМИНАРОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, ЗАЧЁТОВ, СОБЕСЕДОВАНИЙ. ЭТО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КУРС СРЕДНЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, БИОЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫЙ ОПИРАЕТСЯ НА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ БАЗУ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ И ИСТОРИИ. ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ, КОТОРЫХ ОТЛИЧАЕТ СПОСОБНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ПРИЕМАМИ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ, БОЛЕЕ АКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПОИСКЕ ИНФОРМАЦИИ, ШИРОТА, УСТОЙЧИВОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ. МОДЕЛЬ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. СЕМИНАР ПРИЗНАН ОБОБЩИТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. НА ЗАНЯТИЯХ ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |