Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Вопросы для самопроверки

1. Справедливо ли утверждение: "человек – это тайна"?

 

2. В чем смысл и значение философской антропологии?

 

2. Чем философское учение о человеке отличается от научных представлений о нем?

 

4. Определите, представители какого подхода – объективистского или субъективистского являются авторами следующих определений:

 

а) "человек есть политическое животное";

б)" человек есть тайна";

в) "человек есть совокупность всех общественных отношений";

г) "человек – это двуногое животное без перьев";

д) "человек есть мера всех вещей".

 

5.Чем отличаются понятия "личность" и "индивидуальность"?

 

6. Верно ли утверждение, что личностью не рождаются, а становятся?

 

7. Возможно ли становление личности вне общества?

 

8. Согласуется ли с "природой человека" современная техногенная реальность?

 

Литература

1.Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: антология. – М.: Высш. шк., 1993.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М,1993.

3. Буржуазная философская антропология XX века. – М.: Наука, 1986.

4. Быковская И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении. – М., 1993.

5. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. №8.

6. Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. – СПб., 1992.

7. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. – Ростов-на-Дону, 1994.

8. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

9. О человеческом в человеке. – М., 1991.

10. Подорога В.А. Феноменология человека. Введение в философскую антропологию. – М.: Омега, 1994.

11. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

12. Рикман X. П. Возможна ли философская антропология? // Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. – М., 1988.

13. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. –М., 1989.

14. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб: Наука, 1995.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

16. Фромм Э. Душа человека. –- М., 1992.

17. Ясперс К. Человек // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

§ 5. ОБЩЕСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Социальная философия в системе социальных наук. Начиная со 2-й половины XIX века в гуманитарных науках формируется особый раздел – обществознание. Проблемы, связанные с определением сущности социальной природы человека оформляются в самостоятельный предметный регион и начинают изучаться такими дисциплинами как социология и социальная философия. На сегодняшний день социальное познание представлено целым комплексом гуманитарных наук. Кроме уже названных социологии и социальной философии, это и социальная психология, и социальная антропология и политология и т.д. Каждая из них определяет свой предмет в контексте интегративного целого, рассматриваемого как социум или социальная реальность. Философия же осуществляет рефлексию над всей этой целостностью, осмысляя саму сущность и специфику социального как такового. Таким образом, социальная философия – это раздел философии, изучающий особенности общественной формы существования индивидов, ее цель (интенция) состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях. Проблема определения сущности социального. Понятие «социальное», определяющее предметный горизонт данного раздела, в зависимости от контекста, может иметь несколько значений. Приведем наиболее распространенные: 1. Трактовка «социального» как реальности не-природной или иноприродной, основанной на дихотомии «социальное-биологическое». Например, определение социального, представленное в большинстве учебников философии, вос- Основные понятия: класс, общество, общность, объективизм, социальная структура, социальная система, социальная стратификация, социальное, социум, страта, субъективизм

 

производят именно этот контекст: «Социальное – это все то, что характеризует совместное сущестование людей и отлично от их природной, физико-биологической основы». (В.А. Канке).

2. «Социальное» понимается как реальность над индивидуальная или не-индевидуальная. Основанием подобной трактовки выступает категориальная оппозиция «социальное-индивидуальное», подчеркивающая неизменность присутствия социальных характеристик в каждой отдельной личности.

Эти подходы к пониманию социального можно рассматривать как взаимодополняющие, т.к. они не противоречат друг другу, а подчёркивают разные существенные аспекты исследуемого явления. Большинство социальных исследователей разделяют обе представленные точки зрения и на основании их предпринимают попытки описания различных моделей общества.

Ввиду сложности и многообразия проявлений социального, дать строгое и однозначное определение социальной реальности (общества) затруднительно, и в современной философии, в отличие от философии XVIII – начала XX веков, наблюдается отчётливая тенденция, заключающаяся в том, что философы и социологи стремятся не определить, что такое общество, а описать формы его проявления. Тем самым феномен "общество" представляется возможным не только как определённый факт объективной реальности, явленный в таких образованиях как производство, государство, политические институты и т.д., но и как проект исследователя. Подобная ситуация оправдана потому, что сам исследователь является не только наблюдателем и аналитиком по отношению к предмету исследования, но и фрагментом, частью исследуемой реальности, её воплощением, представленным в создаваемом им проекте. В зависимости от отношения к бытию своего предмета, всех социальных мыслителей, таким образом, можно отнести к представителям объективистского либо субъективистского подходов. Объективисты считают общество реальностью объективной, данной вне и автономно от сознания. При объективистском подходе общество изучается как факт предметного мира, очевидность которого бесспорна. Наиболее характерно этот подход представлен философскими взглядами таких направлений как марксизм, позитивизм, структурализм. Субъективисты полагают, что реальность общества напрямую связана с реальностью сознания, поскольку социальные связи и отношения становятся предметом исследования только в том случае, если имеются соответствующие им идеальные конструкции т.е. проекты исследователя. Такая точка зрения характерна для философов феноменологического направления, герменевтической школы. Представители обоих подходов предлагают различные варианты решений основных социально-философских проблем.

Основные проблемы социально-философского знания. Основная проблема социальной философии может быть сформулирована следующим образом: "Является ли "социальность" свойством каждого отдельного человека или же каким-то образом присуща некоторому сообществу людей в целом?" Если принять во внимание ту точку зрения, что общество является системным образованием, то проблема может быть переформулирована так: "Как возникают системные характеристики, выражающие специфику социального? Каким образом в процессе взаимодействия между людьми возникают особенные, не выводимые из индивидуальной природы человека, свойства?". Язык, культура, наука, традиции – всё это явления, возникшие в результате социальной деятельности человека, особые системные образования, сущность и содержание которых не могут быть объяснены, исходя из характеристик индивидуальных сознаний.

Тематика, к которой обращается социальная философия весьма разнообразна: в сферу её интересов попадают проблемы эволюции социальных форм жизни, критериев общественного прогресса, отчуждения, коммуникации, определения специфики постиндустриального общества, информационной и технотронной форм цивилизации и их перспектив и т.д. Поскольку многие феномены (такие как, например, наука, образование, коммуникативная деятельность и т.д.) являются по природе социальными, то границы, отделяющие социально-философскую проблематику от других разделов философии, достаточно условны. Социальная философия, иначе говоря, рассматривает всю традиционную философскую проблематику, но в специфическом – социальном – контексте. Так, например, проблема познания и познавательной деятельности человека традиционно относятся к такому разделу философии как гносеология, однако, некоторые из них (проблема особенностей научного познания, проблема преемственности знания и т.д.) могут также рассматриваться как проблемы социальной философии. Это обусловлено тем, что социальный контекст любого вида человеческой деятельности принципиально неустраним как само основание этой деятельности, следовательно, всякое её проявление можно рассматривать как социальное явление. Поэтому социально-философская проблематика ориентирована не только на изучение специфики социума как целого, но и интересуется проблемами деятельности любого отдельного индивида в той мере, в какой его поведение характеризует человека как существо, отличное от природы, т.е. социализированное.

Основные категории социальной философии. Поскольку социальная философия является одной из форм философствования (разделом философии), то описание форм социального в целом осуществляется с помощью общефилософской системы категорий, включающей такие понятия как "бытие", "сущее", "сущность", "субстанция", "причина", "следствие" и т.д. Кроме этого, для социального философствования особенное – смыслообразующее – значение имеют такие фундаментальные понятия как "социум" и "общество".

Следует иметь ввиду, что в современной социальной теории принято различать понятия "социум" и "общество", несмотря на адекватность перевода. В переводе с латинского "societas" – общность, общее, в результате чего в некоторых случаях это термины стали употребляться как синонимы. Действительно, эти понятия содержательно идентичны, но "социум" – это абстракция, принятая для обозначения наиболее общих системных характеристик, свойств, признаков, отличающих мир человека от мира природы. Понятия "социум", "социальное" являются одними из фундаментальных философских категорий, предельным основанием мышления. В то время как термин "общество" более конкретен, под обществом понимается некоторое исторически конкретное, реально фиксируемое коллективное образование людей, обладающее универсальными законами организации и конкретными формами их проявления. (Часто встречающиеся в повседневности смысловые конструкции типа " российское общество", "общество борьбы за трезвость", "общество охраны природы" и т.д. демонстрируют нам примеры нагружен-ности такой конкретикой).

Этапы развития социальной философии. Исторически первыми формами социальной жизни, попавшими в поле исследования философов, были государство и политика. Первые политические трактаты написаны ещё в античности. До середины XIX века понятия "общество" и "государство" не различались, однако уже в XVII - XVIII веках проблематика социального постепенно начинает оформляться в контекст исследования, отдельный от политического. Этот процесс завершается к концу XIX века, когда начинают возникать учения, ориентированные на объяснение сущности общества в целом. Таким образом, в истории социальной философии можно выделить следующие этапы.

Первый – дорефлексивный – с IV века до н.э. по XVII-XVIII вв. Для этого периода характерно отождествление "общественного" и "государственного", и осуществление анализа всех форм социальности в терминах государства и политики. Основные представители: Платон, Аристотель, Макиавелли и др.

Второй – период зарождения проблематики обществознания в философии с XVII до середины XIX веков, для которого существенным является особое внимание к проблеме происхождения общества и государства. На этом этапе развития в понятийный аппарат социальной философии вписывается категория "общество", ставятся и решаются проблемы сущности и генезиса коллективных форм существования человека, не исчерпывающихся только такой сферой как государство. Представители этого периода: Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.

Третий – период становления рефлексивного обществознания с середины XIX до начала XX века. В этот период происходит оформление социальных проблем в отдельный корпус наук, свидетельством чему явилось появление социологии. Активно обсуждаются не только проблема происхождения общества, но и проблемы его структуры, а также специфики социального как особого региона бытия. Все важнейшие вопросы современной социальной философии, фактически, были сформулированы в это время. Характерным для этого этапа можно считать господство объективистской исследовательской установки в социальном познании. Главные представители этого периода: К. Маркс, О. Конт, М Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и др.

Четвертый – современный период, условной датой начала которого можно считать середину XX века. Наряду с проблематикой, сформированной в предыдущий период, в это время происходит становление и утверждение такой исследовательской установки как су6ъективизм. Современная социальная философия представлена огромным количеством учений и концепций, представляющих самые разнообразные методологические стратегии: от традиционно-объективистской до постмодернистской. К числу ведущих представителей современной социальной философии можно отнести как философов, так и социологов, среди которых наиболее известны: А. Шюц, Р. Арон, П. Бергер, Г. Лукман, П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, П. Штомпка, А. Гоулднер, К. Мангейм, Л. Гольдман, Н. Луман, А. Ф. Филиппов, Ю. Н. Давыдов, Л. Г. Ионин, В. В. Радаев, В. А. Ядов, Ю.Л. Качанов и др.

Основные подходы к изучению общества. Кроме уже обозначенных объективистского и субъективистского подходов к рассмотрению сущности социального, в современной социальной теории отмечается два, ставших уже традиционными, подхода к изучению общества: системный и функциональный, принятых со времён основателя социологии французского философа Огюста Конта, который разделил социальную науку на социальную статику и социальную динамику.

В рамках системного подхода (социальной статики) рассматривается структура общества, представленная системой социальных связей и отношений между различными общностями, в которые объединены люди. Основу социальной структуры представляет принцип социальной стратификации – деления общества на классы, слои, прослойки в иерархическом порядке. К социальным общностям относят страты, классы, профессиональные и отраслевые группы. Страты – это статусные группы, иерархически организованные внутри общества и объединённые на основании профессиональных, сословных, этнических и т.д. признаков. Этот термин позволяет провести различия между формами социального ранжирования и неравенства, характеризующими любое общество и зачастую употребляется в значении, близком по смыслу понятию "класс". В зависимости от сферы, в которой осуществляется стратификация, можно говорить о различных её видах:

– профессиональная (рабочий – мастер – начальник цеха – руководитель предприятия; учитель – завуч – директор школы; медсестра – врач – зав. отделением – главврач и т.д.);

– политическая (член партии – лидер партии);

– экономическая (бедные – средний класс – богатые).

Под "классом" чаще всего имеют ввиду также определённое положение в системе социальной стратификации (например, понятия "рабочий класс", "средний класс"). В данном случае разница между понятиями " страта" и "класс" только количественная: класс может включать в себя несколько страт и, соответственно, понимается как термин с большим объёмом. От такого понимания следует отличать марксистскую трактовку термина "класс". В философии марксизма "классы" – это большие группы людей, объединённые по их месту в процессе производства и отношению к собственности на средства производства. Отношения между классами в данном случае имеют антагонистический характер (например, буржуазия и пролетариат в капиталистическом обществе).

Стратификация может быть дополнена описанием социальных общностей, объединённых не по принципу иерархии, а на основании следующих существенных социальных признаков:

сфера приложения труда (рабочие, крестьяне, бизнесмены, а также представители профессиональных общностей: учителя, врачи, продавцы и т.д.);

• этническая и национальная принадлежность (народы и этносы);

• половозрастные характеристики индивидов (демографические общности: дети, подростки, пенсионеры и т.д.);

• место проживания (территориальные общности: сельские жители, горожане, жители столицы, население Дальнего Востока и т.д.).

Социальные общности обладают сложной организацией, состоят из разнообразных социальных групп, слоев, страт, в процессе развития меняется их качественный и количественный составы, происходит формирование новых общностей, т.е. наблюдается социальная мобильность. Направленность этих изменений во многом определяется характером развития общества.

При функциональном подходе обращается внимание не на структуру общества, а на процесс взаимодействия его компонентов. При этом учитываются не только отношения между социальными классами и стратами, но также деятельность социальных институтов с точки зрения выполняемых ими функций. Функционалистское объяснение направлено, таким образом, на исследование социальной активности учреждений и групп, в результате чего общество представляется как система взаимодействующих и саморегулирующихся частей. При таком подходе важнейшими категориями социальной теории являются понятия "социальное действие", " социальная роль".

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философский практикум | Вопросы к зачету и экзамену
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.