КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие реорганизации
ПОДХОДЫ К РЕОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Под реорганизацией бизнес-процессов будем понимать совокупность мероприятий по комплексному совершенствованию системы управления, технологий деятельности и взаимодействий (как внутренних, так и внешних), ориентированных на стратегию развития предприятия. Следует отметить, что проведение реорганизации редко инициируется внутренними проблемами предприятия. Значительно чаще оно является реакцией на внешнее давление, которое заставляет вводить новые виды деятельности, товаров и услуг, требует приобретения новых навыков, введения изменений в организационно-штатную структуру и т.п. Одним из побудительных мотивов реорганизации бизнес-процессов предприятия может служить его желание сертифицироваться по стандарту ISO 9000. Стандарт на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания ISO 9000 определяет базовый набор мероприятий по контролю качества и представляет собой схему функционирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающую высокое качество его работы. В то же время ISO 9000 не является стандартом качества собственно для производимых предприятием товаров/услуг. Схема покрывает все этапы выпуска товаров и услуг, включая закупку сырья и материалов, проектирование, создание и доставку товаров, обслуживание клиентов, обучение персонала и т.п. ISO 9000, на самом деле представляющий собой серию стандартов 9000, 9001, 9004 (в отечественной рубрикации ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 соответственно), наиболее полным из которых является ISO 9001, специфицирующий модель обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара/услуги, регламентирует два ключевых момента: наличие и документирование соответствующего бизнес-процесса, а также измеряемость его качества. Сертификация предприятия по стандарту, ISO 9000 включает следующие три этапа: ─ применение стандартов на предприятии, заключающееся в разработке и вводе в действие ряда мер (процессов), предписываемых стандартами; ─ проведение собственно сертификации аккредитованными ISO органами; ─ периодические (2 раза в год) проверки предприятия на предмет следования стандартам. Отметим, что сертификация по ISO 9000 является добровольным делом каждого предприятия. Основной побудительной причиной сертификации является то, что многие зарубежные компании требуют наличия сертификата от своих поставщиков (например, для поставщиков NASA и Министерства обороны США это является обязательным условием). Наличие сертификата может оказаться обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, госзаказах, а также получения льготных кредитов и страховок. Необходимо отметить, что реорганизация часто путается с другими процессами, происходящими на предприятии. На самом деле реорганизация существенно отличается даже от тех процессов, с которыми она имеет некоторые общие исходные понятия. Во-первых, реорганизация — это не то же самое, что автоматизация. Автоматизировать существующие процессы — «это все равно, что асфальтировать дорожки, по которым коровы ходят на пастбище». Сама по себе автоматизация без реорганизации — это просто возможность более эффективно делать неправильные вещи. Также не следует путать реорганизацию с так называемым информационным перепроектированием, означающим перестройку устаревших информационных систем с использованием современной технологии. В результате информационного перепроектирования часто возникают только сложные компьютеризованные системы, автоматизирующие устаревшие процессы. Реорганизация — это не только традиционное сокращение размеров предприятия, означающее снижение выпуска продукции для того, чтобы удовлетворить сегодняшние пониженные требования рынка. Такое сокращение позволяет достигнуть меньшей производительности с меньшими затратами, тогда как реорганизация служит, наоборот, достижению большей производительности с меньшими затратами. Также реорганизация не ограничивается изменением организационно-штатной структуры предприятия, хотя этот процесс действительно может отразиться на этой структуре. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия, являются результатом неверной структуры бизнес-процесса, а не предприятия. Пытаться совместить новую организационно-штатную структуру со старым процессом — это все равно, что «переливать прокисшее вино в новые бутылки». Предприятия, которые начинают борьбу с бюрократией, также находятся на неверном пути. Бюрократия — это тот цемент, который скрепляет все компоненты традиционной корпорации. Глубинная проблема, которую решает бюрократия, — это проблема фрагментированных процессов. Для того чтобы избавиться от бюрократии и перестроить структуру предприятия, необходимо перепроектировать процессы так, чтобы они были минимально фрагментированы. После этого предприятие может обойтись и без затрат на огромный бюрократический аппарат. В основе реорганизации бизнес-процессов лежит построение моделей деятельности предприятия следующих двух видов: ─ модели «как есть», представляющей собой «снимок» положения дел на предприятии (организационно-штатная структура, взаимодействие подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные функции и т.д.) на момент обследования и позволяющей понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также на основе автоматической верификации выявить ошибки и узкие места и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации; ─ модели «как должно быть», интегрирующей перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющей сформировать видение новых рациональных технологий работы предприятия. Каждая из моделей должна включать в себя функциональный (с глубиной проработки до уровня каждой элементарной функции каждого должностного лица предприятия), информационный, а также, в случае необходимости, событийный (описывающий поведение) компонент. Переход от модели «как есть» к модели «как должно быть», как правило, основывается на одном из следующих принципов: 1. Совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных его функций, степень загруженности сотрудников и т.п. (эволюционная реорганизация). 2. Радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов (революционная реорганизация — реинжиниринг). Например, вместо попыток улучшения бизнес-процесса проверки кредитоспособности клиента, может быть, следует задуматься, а нужна ли вообще такая проверка? Возможно, затраты на такие проверки каждого из клиентов во много раз превышают убытки, которые может понести предприятие в отдельных случаях недобросовестности (в случае, когда клиентов много, а суммы закупок незначительны)! В рамках создания моделей должны быть осуществлены: ─ анализ функциональной деятельности структурных подразделений предприятия; ─ анализ функционального взаимодействия структурных подразделений; ─ анализ внутреннего документооборота структурных подразделений; ─ анализ информационных потоков и информационного взаимодействия структурных подразделений; ─ анализ применяемых средств автоматизации как в структурных подразделениях, так и на предприятии в целом. По результатам анализа и моделирования осуществляется оценка эффективности деятельности структурных подразделений предприятия, на основе которой формируются предложения по совершенствованию его структуры, технологий работы структурных подразделений и предприятия в целом. Критериями такой оценки должны быть: ─ количество потребителей продукции предприятия; ─ стоимость издержек производства продукции; ─ длительность типовых операций производства продукции; ─ дублирование и противоречивость функций, информационных потоков и документооборота; ─ стоимость и длительность выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов; ─ дублирование и противоречивость выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов; ─ степень загруженности структурных подразделений и должностных лиц; ─ степень загруженности оборудования, используемого при реализации отдельных шагов технологии или технологических участков; ─ степень применения средств автоматизации при поддержке выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов. Результатом проведения анализа и оценки являются предложения по совершенствованию бизнес-процессов предприятия, а именно: ─ по изменению технологий целевой и обеспечивающей деятельности предприятия, операций учета, планирования, управления и контроля; ─ по построению рациональных технологий работы структурных подразделений предприятия; ─ по созданию перспективной организационно-штатной структуры предприятия, осуществляющей реализацию рациональных технологий работы; ─ по изменению информационных потоков и документооборота, обеспечивающих реализацию рациональных технологий работы; ─ по разработке проектов схем внутреннего и внешнего документооборота, проекта положения о документообороте, проекта альбома форм входных и выходных документов. На основе разработанных и согласованных предложений формируются целевая программа развития предприятия и план мероприятий по переходу из текущего состояния в целевое. Целевая программа развития предприятия включает долгосрочные решения, цели, задачи и основные параметры развития. План мероприятий перехода из текущего состояния в целевое содержит: ─ последовательность, формы, способы и время выполнения задач, поставленных структурным подразделениям предприятия; ─ распределение сотрудников структурных подразделений и материальных средств по решаемым задачам; ─ порядок информационного и других видов взаимодействия структурных подразделений и органов управления. Разработка плана мероприятий перехода необходима для: ─ определения последовательности действий и сроков проведения изменений, формирования рабочих групп и распределения ответственности за достижение цели и конкретные действия исполнителей; ─ оценки потребности в ресурсах и их достаточности; ─ прогнозирования и оценки возможных последствий принятых решений. Фактически существующие подходы к реорганизации бизнес-процессов предприятий снабжают рекомендациями по переходу от текущей модели «как есть» к целевой модели «как должно быть». Спектр существующих подходов к реорганизации бизнес-процессов предприятия варьируется от мягких, постепенных методов улучшения его деятельности, основанных в значительной степени на соображениях здравого смысла, до жестких, регламентирующих его коренную ломку и декларирующих принцип «отбрось все старое и начни заново». Ниже рассматриваются наиболее известные из таких подходов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |