КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТОП - формализованный подход
Перечисленные подходы к реорганизации бизнес-процессов имеют следующие недостатки: ─ все они регламентируют реорганизацию на интуитивном, слабо формализованном уровне; ─ отсутствует строгая формальная модель бизнес-процесса; ─ нет четких методик перехода от текущего состояния к целевому; ─ отсутствуют метрики и критерии целевого состояния, непонятно, к чему вообще нужно стремиться и что может быть достигнуто в принципе. Все это приводит к необходимости создания комплекса принципов, моделей, методов, алгоритмических и программных средств реорганизации, основной целью которых является управление циклом реорганизации бизнес-процесса, включающим следующие основные этапы: ─ организационные мероприятия, регламентирующие проведение работ по улучшению бизнес-процессов; ─ изучение процессов, включая их понимание, анализ и выявление узких мест; ─ анализ предложений по реорганизации; ─ выбор и аргументация приемлемого варианта; ─ собственно реализация улучшения. Результатом одной из первых попыток решения перечисленных задач явилось создание методологии ТОП, регламентирующей этапы и шаги выполнения работ по реорганизации, а также правила переходов между этапами и методики их исполнения. В этой методологии формализованы этапы изучения, анализа и выбора вариантов путем модификации и расширения формального аппарата, предназначенного для решения подобных задач при проектировании и разработке компьютерных программ, с целью его ориентации на специфику бизнес-процессов. Методология ТОП базируется на трех формальных методах: ─ Т естирования бизнес-процесса;, ─ О ценки качества бизнес-процесса; ─ П роектирования (планирования) бизнес-процесса. Все эти методы основаны на четырехуровневой графовой модели бизнес-процесса (уровень информационных объектов, уровень бизнес-операций, уровень бизнес-функций, уровень бизнес-процессов) современного предприятия, имеющей следующие основные достоинства: 1. модель включает в себя три взаимоувязанных компонента, отражающие базовые аспекты предприятия — организационно-штатную структуру предприятия, технологии его деятельности, а также данные о потреблении/накоплении ресурсов различного вида; 2. модель служит интегрирующим ядром комплексной методологии реорганизации; 3. модель является внутренней с позиций пользователя. Традиционные модели, с которыми пользователь работает непосредственно (такие, как диаграммы потоков данных, SADT-диаграммы, диаграммы «сущность — связь», диаграммы переходов состояний), транслируются в графовую модель, в результате объединяя в одном объекте функциональные, информационные и поведенческие аспекты. Формальный аппарат решения задачи планирования бизнес-процесса основан на введении специальной параллельной атрибутной порождающей грамматики для бизнес-процесса, назначение которой заключается в умении строить любые правильные цепочки выполнения бизнес-процесса (т.е. возможные последовательности необходимых для выполнения процесса бизнес-функций), не генерируя при этом ни одной неправильной цепочки. Метод планирования позволяет: ─ с одной стороны, расширить число анализируемых вариантов выполнения бизнес-процесса вплоть до их полного перебора; ─ с другой стороны, автоматически отсечь большую часть вариантов, неприемлемых по ряду объективных и субъективных критериев (в качестве одного из таких критериев, например, может выступать заранее поставленное ограничение на стоимостные и/или временные затраты при изготовлении некоторого изделия). Метод тестирования бизнес-процессов ориентирован на обнаружение наиболее типичных для предприятия ошибок при работе с информационными ресурсами (ошибок в потоках данных). Примерами таких ошибок являются: создание информационных объектов (ИО) и/или их атрибутов, не используемых в дальнейшей деятельности; отсутствие и/или неполнота ИО и/или их атрибутов; дублирование ИО и/или их атрибутов и, как следствие, их несогласованность и противоречивость и др. Специфика данных ошибок для бизнес-процесса обуславливается наличием регламентов доступа к атрибутам ИО, запрещающих или ограничивающих доступ при выполнении ряда бизнес-операций. Метод тестирования позволяет: ─ гарантировать обнаружение специфических для бизнес-процессов ошибок в потоках данных, связанных с их обработкой при различных регламентах доступа; ─ обеспечить выявление всех тех ошибок, обнаружение которых может производиться с помощью традиционных критериев, основанных на анализе графовых моделей объектов. Оценка качества бизнес-процесса базируется на метриках сцепления и связности (здесь следует отметить, что известные методы реорганизации бизнес-процессов ничего не говорят о качестве целевого бизнес-процесса, в лучшем случае лишь идентифицируя некоторые общие свойства «хорошего» процесса (такие, как естественность порядка выполнения его компонентов, наличие нескольких версий и т.п.), не вводя при этом никаких формальных критериев и метрик и не говоря о способах их достижения). Под сцеплением понимается механизм взаимодействия (взаимовлияния) между компонентами бизнес-процесса. Связность — это механизм внутренней структурной организации такого компонента. Для сцепления и связности определены и ранжированы их типы (порядка 10 для каждого из критериев), в совокупности покрывающие более 90% возможных вариантов организации бизнес-процесса. Метод оценки качества бизнес-процесса позволяет: ─ оценивать качество спроектированных бизнес-процессов путем определения имеющих место типов сцепления и связности и оценки возможности их улучшения; ─ строить возможные варианты выполнения бизнес-процесса, учитывая предопределенные типы его связности и сцепления; ─ исключать из рассмотрения варианты с неудовлетворительным качеством при проектировании бизнес-процесса. На рис.1 приведена поэтапная схема подхода. В ее центральной части обозначены этапы и зафиксирована последовательность их выполнения, перечислены входные и выходные объекты каждого из этапов. В левой части схемы приведено методическое обеспечение, применяемое на каждом из этапов, а в правой части — алгоритмическое и программное обеспечение реализации соответствующих этапов. Штриховыми линиями выделено существующее обеспечение, используемое в ТОП традиционным образом. Этап «Проведение обследования» является ключевым для всех последующих этапов, потери или искажения информации о текущем положении дел могут привести (и приводят) к неадекватному восприятию деятельности предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями. В ТОП имеется собственная методика проведения обследования, однако нет препятствий для применения какой-либо другой. Этап «Построение текущей модели» реализуется с помощью традиционных методов структурного системного анализа и поддерживающих эти методы CASE-средств. Однако каждый из известных методов структурного анализа описывает лишь синтаксические аспекты будущей модели и не регламентирует, каким образом структурировать деятельность конкретного предприятия. Исключение составляет лишь описание семантики контекстной диаграммы. Поэтому в рамках ТОП была создана методика структурирования, применимая для предприятий произвольного типа, размера и формы собственности. Этап «Анализ текущей модели» является наиболее узким звеном предлагаемой схемы автоматизации. Существующие методы и средства анализа и верификации модели (динамический анализ, функционально-стоимостной анализ и др.) естественно обеспечивают обнаружение ряда недостатков существующего положения дел, но не дают никаких рекомендаций по исправлению ситуации. Рассматриваемая технология предполагает на этом этапе сбор информации по возможным вариантам исполнения функциональных компонентов бизнес-процесса (варьирование исполнителей, различные последовательности исполнения компонентов, возможность параллельного выполнения, ограничения на выполнение и т.п.) и соответствующую модификацию текущей модели. При этом в простейшем случае модифицированная модель включает в себя текущую модель и перечень предложений по возможным ее расширениям.
Рисунок 1. Схема ТОП-подхода В качестве входной информации этапа «Построение графа процесса» используются результаты обследования предприятия. Эти результаты могут быть представлены различными способами: с помощью когнитивных карт, таблиц специального вида и др. (в том числе и непосредственно графом бизнес-процесса). Однако все предлагаемые модели при описании реального предприятия являются чрезвычайно громоздкими и вызывают серьезные затруднения при их построении вручную. С другой стороны, общеупотребительным практическим методом отражения результатов обследования является построение диаграмм, применяемых в методах структурного системного анализа. Предлагаемый в этих методах язык, с одной стороны, является достаточно строгим и формализуемым, с другой — простым и интуитивно понятным. Практически все методы структурного системного анализа базируются на трех диаграммных техниках: диаграммах потоков данных (в качестве альтернативы — SADT-диаграммах), диаграммах «сущность - связь» и диаграммах переходов состояний, ставших в настоящее время стандартом де-факто для функционального, информационного и событийного моделирования. Использование перечисленных диаграмм (а они уже построены) позволяет частично автоматизировать работы по построению графа бизнес-процесса: производятся автоматическая трансляция диаграмм в прототип графа и доработка этого прототипа вручную. Фактически транслятор осуществляет преобразование наглядной иерархической модели, неудобной для автоматизации задач, связанных с реорганизацией (планирование, тестирование, оценка качества), в плоский граф огромной размерности, являющийся внутренним языком, с которым и работают предлагаемые средства автоматизации. Ручная же доработка графа, заключающаяся в идентификации участков, которые могут выполняться параллельно, идентификации возможных вариантов продолжения (т.е. выбора бизнес-функции и указания ее возможных последователей) и т.п., может также быть значительно облегчена за счет визуализации объектов словаря модели и работы с ними с использованием экранных форм, прокручивающихся меню объектов и т.п. — за пользователем остается только выбор объектов и способов их связывания. Решаемая на следующем этапе задача планирования бизнес-процесса является одной из наиболее трудоемких при проведении реорганизации ввиду необходимости построения и анализа огромного числа вариантов. В качестве входной информации используется граф бизнес-процесса, автоматически построенный из моделей, формализующих результаты обследования, — функциональной (в виде иерархии диаграмм потоков данных или SADT-диаграмм), информационной (в виде диаграммы «сущность — связь») и, возможно, событийной (в виде иерархии диаграмм переходов состояний). Основными шагами этапа являются следующие. 1. Уточнение графа бизнес-процесса на предмет возможности последовательности и параллельности выполнения бизнес-функций, а также введение значений синтезируемых атрибутов, ограничений на них и методов их синтеза. 2. Построение грамматики бизнес-процесса на основании его графа. 3. Генерация (на основе порождающей грамматики) множества всевозможных вариантов выполнения бизнес-процесса на основе набора его бизнес-функций (бизнес-операций). 4. Выбор подмножества вариантов на основе ряда объективных критериев. 5. Ранжирование лицом, принимающим решения, предъявленных ему и/или введенных им самим субъективных критериев и присваивание этим критериям определенных весов. 6. Выбор нескольких наиболее подходящих вариантов выполнения бизнес-процесса. 7. Окончательное принятие ЛПР решения по планируемому бизнес-процессу. Последующие два этапа решают задачу верификации бизнес-процесса, являющуюся одной из наиболее критичных для его последующего функционирования — ошибки, допущенные при его проектировании, неэффективные качественные характеристики и т.п. могут привести и, как правило, приводят к катастрофическим последствиям при его функционировании в реальных экономических условиях. С позиций данного подхода верификация бизнес-процесса включает в себя оценку его качества на основе введенных критериев сцепления и связности, а также его систематическое тестирование, основанное на покрытии графа в соответствии с введенными критериями тестирования, на предмет обнаружения (с последующей локализацией и исправлением) значительной части имеющихся в нем ошибок. Основные этапы разработанной для достижения этих целей методики приведены ниже. В качестве входной информации используются выбранные на предыдущем этапе (этапе планирования) варианты выполнения бизнес-процесса. Перечислим решаемые методикой задачи в их естественной последовательности: 1. Выявление типов сцепления и связности бизнес-процесса. 2. Анализ выявленных типов сцепления и связности. Если эти типы не устраивают ЛПР, то определение приемлемых типов сцепления и связности. 3. Порождение вариантов бизнес-процесса, имеющих определенные типы сцепления и связности. 4. Генерация маршрутов тестирования бизнес-процесса. 5. Анализ каждого из сгенерированных маршрутов на предмет обнаружения ошибок в потоках данных бизнес-процесса. Заключительный этап «Построение целевой модели» отличается от этапа «Построение текущей модели» лишь способом представления входной информации.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |