Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль методики правового воспитания в совершенствовании правовой культуры обучающихся

Методики правового воспитания.

Лекция 1. Предмет, цели, задачи

Преобразования, происходящие в правовой системе нашей страны, актуализировали изучение таких понятий как «право­вое воспитание», «правовое обучение», «правовое образова­ние». Именно с их помощью представляется возможным объ­яснить современные концепции формирования правовой культуры общества и отдельной личности.

Характери­зуя такие понятия как «правовое образование», «правовое воспитание», необходимо заметить, что они не относятся к чи­сто юридическим и несут в себе первоначальный смысл, заложенный другими науками, в частности педагоги­кой, методикой, социологией, культурологией. Для уяснения их сущности следует вначале обратиться к тем отраслям зна­ний, принадлежностью которых они являются. Многие слова, употребляемые в теории права, полисемантичны, то есть могут иметь несколько значений. Однако следует сразу же огово­риться, что юридический оттенок, в эти важные понятия при­вносит прилагательное «правовая (ое)», которое нацеливает на иной подход в научном рассмотрении словосочетаний.

Образовательная деятельность, существуя в рамках опре­деленной культуры, представляет собой способ передачи на­копленного опыта, образцов поведения, мышления, норм, ценностей от одного поколения к другому, что позволяет транслировать культуру. Таким образом, правовое воспитание и обучение транслируют правовую культуру, аккумулируя пра­вовой опыт, механизм правовой деятельности, разрешения конфликтов в обществе. Обладая субъективной направленно­стью, правовоспитательная работа направлена на развитие са­мого человека, его правового сознания и правовой культуры. Методика правового воспитания призвана помочь как наиболее эффективно этого достичь.

Правовое образование — это целост­ный процесс воспитания и обучения праву, в результате кото­рого происходит осознание смысла и сущности права, что поз­воляет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как об­щеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершен­ствование человека). Правовое обучение и воспитание нераз­рывно связаны между собой. Они не могут существовать изо­лированно, но и не поглощаются друг другом. Правовое образование предполагает формирование правовой культуры личности, изменение ее качественной характеристики. Следует заметить, что большинство основополагающих те­оретических положений по вопросу о сущности и развитии правового воспитания относятся к советскому периоду. Однако практические рекомендации исследователей проблемы были актуальны для определенного исторического периода и к настоящему времени в силу дина­мичности общественного развития требуют переосмысления.

Исследование проблем создания концепций формирова­ния и совершенствования правовой культуры общества и ин­дивида посредством правового образования, позволяет заме­тить, что правовое образование может рассматриваться как некий этап социализации личности, которая включает в себя не только целенаправленное воздействие на субъекта, но и спонтанные процессы, оказывающие на него влияние. При этом нельзя исключать воздействие стихийных элементов на правовоспитательную деятельность. А потому правовое вос­питание не может рассматриваться изолированно от процес­сов, происходящих в обществе.

Целесообразно обратить внимание на различные подходы, лежащие в основании изучения вопроса. В одних случаях авто­ры рассматривали правовое воспитание как общий процесс формирования правового сознания и правовой культуры лю­дей, живущих в одном сообществе. При этом обращалось вни­мание на влияние социально-экономических условий жизни, политического режима, идеологии, системы законодательст­ва. При изучении проблемы учитывали также совокупность средств воспитания, в том числе материальных и социальных факторов: образ и уровень жизни, а также факторы, которые действуют независимо от воли и сознания людей.

По мнению Е. А. Зорченко, правовое воспитание в широ­ком смысле представляет собой процесс социализации личности. Однако, эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что на процесс взросления личности, приобщения ее к культу­ре воздействуют многочисленные факторы. Как отобрать наи­более эффективные средства формирования позитивных качеств личности? Правовоспитательная деятельность необхо­дима не только для правовой социализации личности, ее при­общения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. Та­ким образом, характеристику правовой воспитанности нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Тем не ме­нее, ее важным компонентом является активное использова­ние прав личности, а также осуществление действий по использованию обязанностей. Правовоспитательная деятель­ность опирается на иерархию жизненных ценностей. Но как разобраться в них и понять, что является ценным для каждого человека? Ведь именно с учетом этих факторов и должно выст­раиваться правовое воспитание личности. Рассматривая право как ценность, важно признать, что и оно должно быть включе­но в иерархию жизненных ценностей личности в процессе пра­вового воспитания.

С другой стороны, правовое воспитание рассматривалось и как один из видов общественной деятельности. В этом смысле оно включено в процесс организационной работы государст­венных органов, общественных организаций, которые обра­щают внимание на создание условий для формирования пра­вовой культуры личности.

Несмотря на то, что юристам удалось к настоящему време­ни определить цели, задачи, сущность правового воспитания, разработать некоторые формы, методы, даже методику опре­деления эффективности правовоспитательного процесса в об­щеконцептуальном современном аспекте теория правового воспитания так и не сформировалась. Объяснений подобному очень много. Отдельные юристы считают, что этому способ­ствовали такие факторы: «разрушение правовой системы и стремление России выйти на уровень,международных стан­дартов в конце XX столетия, попытка представить, что пробле­мы правового воспитания носят второстепенный характер, потеря управленческого характера правового воспитания и его структурообразующего элемента целенаправленности. Так об­разовался некий разрыв между теорией и практикой. Недо­статки профессионального образования, отсутствие четких методик правовоспитательного процесса по отношению к раз­ным адресатам». Все это и многое другое привело к тому, что реализовать даже старые разработанные системы правового воспитания оказалось фактически невозможно.

Таким образом, воспитание рассматривается как социальная категория, обладающая опре­деленными свойствами. Если анализировать правовое воспи­тание в узком смысле, то это позволяет точнее определить на­учно-обоснованные критерии деятельности учителя применительно к личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция 2. 2. Современные модели правового
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.