КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль методики правового воспитания в совершенствовании правовой культуры обучающихся
Методики правового воспитания. Лекция 1. Предмет, цели, задачи Преобразования, происходящие в правовой системе нашей страны, актуализировали изучение таких понятий как «правовое воспитание», «правовое обучение», «правовое образование». Именно с их помощью представляется возможным объяснить современные концепции формирования правовой культуры общества и отдельной личности. Характеризуя такие понятия как «правовое образование», «правовое воспитание», необходимо заметить, что они не относятся к чисто юридическим и несут в себе первоначальный смысл, заложенный другими науками, в частности педагогикой, методикой, социологией, культурологией. Для уяснения их сущности следует вначале обратиться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются. Многие слова, употребляемые в теории права, полисемантичны, то есть могут иметь несколько значений. Однако следует сразу же оговориться, что юридический оттенок, в эти важные понятия привносит прилагательное «правовая (ое)», которое нацеливает на иной подход в научном рассмотрении словосочетаний. Образовательная деятельность, существуя в рамках определенной культуры, представляет собой способ передачи накопленного опыта, образцов поведения, мышления, норм, ценностей от одного поколения к другому, что позволяет транслировать культуру. Таким образом, правовое воспитание и обучение транслируют правовую культуру, аккумулируя правовой опыт, механизм правовой деятельности, разрешения конфликтов в обществе. Обладая субъективной направленностью, правовоспитательная работа направлена на развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры. Методика правового воспитания призвана помочь как наиболее эффективно этого достичь. Правовое образование — это целостный процесс воспитания и обучения праву, в результате которого происходит осознание смысла и сущности права, что позволяет обеспечить необходимый уровень правовых знаний, умений и навыков (он гарантирован стандартом знаний как общеобязательным документом), а также изменить личность (в основе правового воспитания лежит нравственное усовершенствование человека). Правовое обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. Они не могут существовать изолированно, но и не поглощаются друг другом. Правовое образование предполагает формирование правовой культуры личности, изменение ее качественной характеристики. Следует заметить, что большинство основополагающих теоретических положений по вопросу о сущности и развитии правового воспитания относятся к советскому периоду. Однако практические рекомендации исследователей проблемы были актуальны для определенного исторического периода и к настоящему времени в силу динамичности общественного развития требуют переосмысления. Исследование проблем создания концепций формирования и совершенствования правовой культуры общества и индивида посредством правового образования, позволяет заметить, что правовое образование может рассматриваться как некий этап социализации личности, которая включает в себя не только целенаправленное воздействие на субъекта, но и спонтанные процессы, оказывающие на него влияние. При этом нельзя исключать воздействие стихийных элементов на правовоспитательную деятельность. А потому правовое воспитание не может рассматриваться изолированно от процессов, происходящих в обществе. Целесообразно обратить внимание на различные подходы, лежащие в основании изучения вопроса. В одних случаях авторы рассматривали правовое воспитание как общий процесс формирования правового сознания и правовой культуры людей, живущих в одном сообществе. При этом обращалось внимание на влияние социально-экономических условий жизни, политического режима, идеологии, системы законодательства. При изучении проблемы учитывали также совокупность средств воспитания, в том числе материальных и социальных факторов: образ и уровень жизни, а также факторы, которые действуют независимо от воли и сознания людей. По мнению Е. А. Зорченко, правовое воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации личности. Однако, эти понятия нельзя отождествлять. Дело в том, что на процесс взросления личности, приобщения ее к культуре воздействуют многочисленные факторы. Как отобрать наиболее эффективные средства формирования позитивных качеств личности? Правовоспитательная деятельность необходима не только для правовой социализации личности, ее приобщения к правовой жизни, но и для того, чтобы люди смогли реализовать свои гражданские качества, проявить активность в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. Таким образом, характеристику правовой воспитанности нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Тем не менее, ее важным компонентом является активное использование прав личности, а также осуществление действий по использованию обязанностей. Правовоспитательная деятельность опирается на иерархию жизненных ценностей. Но как разобраться в них и понять, что является ценным для каждого человека? Ведь именно с учетом этих факторов и должно выстраиваться правовое воспитание личности. Рассматривая право как ценность, важно признать, что и оно должно быть включено в иерархию жизненных ценностей личности в процессе правового воспитания. С другой стороны, правовое воспитание рассматривалось и как один из видов общественной деятельности. В этом смысле оно включено в процесс организационной работы государственных органов, общественных организаций, которые обращают внимание на создание условий для формирования правовой культуры личности. Несмотря на то, что юристам удалось к настоящему времени определить цели, задачи, сущность правового воспитания, разработать некоторые формы, методы, даже методику определения эффективности правовоспитательного процесса в общеконцептуальном современном аспекте теория правового воспитания так и не сформировалась. Объяснений подобному очень много. Отдельные юристы считают, что этому способствовали такие факторы: «разрушение правовой системы и стремление России выйти на уровень,международных стандартов в конце XX столетия, попытка представить, что проблемы правового воспитания носят второстепенный характер, потеря управленческого характера правового воспитания и его структурообразующего элемента целенаправленности. Так образовался некий разрыв между теорией и практикой. Недостатки профессионального образования, отсутствие четких методик правовоспитательного процесса по отношению к разным адресатам». Все это и многое другое привело к тому, что реализовать даже старые разработанные системы правового воспитания оказалось фактически невозможно. Таким образом, воспитание рассматривается как социальная категория, обладающая определенными свойствами. Если анализировать правовое воспитание в узком смысле, то это позволяет точнее определить научно-обоснованные критерии деятельности учителя применительно к личности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |