КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример программы с обходами деревьев
Обход деревьев с помощью стека
В языках без рекурсии для обхода деревьев используется стек. Фактически, и рекурсия реализуется на основе стека, но программист не принимает в этом непосредственного участия. Явное применение стека иногда целесообразно и в качестве альтернативного к рекурсии варианта, поскольку дает больший контроль в распределении памяти и не создает трудностей при отладке. Приведем процедуру выдачи на экран номеров вершин дерева в порядке обхода сверху вниз с явным использованием стека. Применяемые переменные были описаны в предыдущей программе. Procedure PechPrSt(T: ukaz); Type point=^stek; stek=record Ver: ukaz; Next: point; Ns: integer {номер сына, по которому пошли вниз} end; Var Top, Kon: point; K: ukaz; Procedure Dob(P: ukaz); Begin New(kon); Kon^.Ver:=P; Kon^.Next:=Top; Kon^.Ns:=0; Top:=Kon; End; Procedure Udal; Begin Kon:=Top; Top:=Top^.Next; Dispose(Kon); End; Begin { начало процедуры PechPrSt } Top:=Nil; K:=T; Dob(K); { занесение в стек корня } WriteLn('Вершина ', Top^.Ver^.Key); While Top<>Nil do begin Top^.Ns:=Top^.Ns+1; case Top^.Ns of 1: if Top^.Ver^.Left<>Nil then begin Dob(Top^.Ver^.Left); WriteLn('Вершина ', Top^.Ver^.Key); end; 2: if Top^.Ver^.Right<>Nil then begin Dob(Top^.Ver^.Right); WriteLn('Вершина ', Top^.Ver^.Key); end; 3: Udal end end End; Последовательность прохода по сыновьям обеспечивается счетчиком Ns. Номер вершины выдается на экран при первом посещении этой вершины, то есть при добавлении вершины в стек. Для реализации обхода снизу вверх требуются незначительные изменения. Сейчас номер вершины нужно выдавать при последнем ее посещении, то есть перед удалением из стека. Аналогично, при обходе слева направо выдача должна быть после посещения первого (левого) сына.
В качестве примера рассмотрим задачу выбора элемента максимального веса (стоимости) на И-ИЛИ дереве. Дадим сначала необходимые пояснения. Многие объекты сложной природы удобно представлять с помощью И-ИЛИ графов и в частности И-ИЛИ деревьев. Таким способом кодируется, например, множество изделий некоторого класса технических объектов. И-ИЛИ деревом называется такое дерево, все вершины которого, не являющиеся листьями, разбиваются на два класса: И-вершины и ИЛИ-вершины. Элементами И-ИЛИ дерева считаются поддеревья специального вида. Поддерево R некоторого И-ИЛИ дерева является его элементом, если оно обладает следующими свойствами: · R содержит корень дерева; · если R включает некоторую И-вершину, то вместе с ней в R входят все сыновья данной вершины; · если R включает некоторую ИЛИ-вершину, то вместе с ней в R входит ровно один сын данной вершины. Изделие или техническое решение может быть представлено с помощью обычного дерева. Всему изделию ставится в соответствие корень дерева. Основным узлам, на которые разбирается изделие, соответствуют сыновья корня. Подобным образом строится все дерево. Деталям, считающимся неразборными, соответствуют листья дерева. С помощью И-ИЛИ дерева можно представить множество изделий. В этом дереве некоторая вершина V будет И-вершиной, если любое изделие содержит все узлы, соответствующие сыновьям вершины V. Если же в изделие входит только один сын вершины V, то V будет ИЛИ-вершиной. Например, опишем в упрощенном виде представление с помощью И-ИЛИ дерева множества велосипедов. Корень И-ИЛИ дерева имеет название "велосипед". Каждый велосипед содержит раму, руль, седло и колеса, поэтому корень дерева является И-вершиной. Рассмотрим сына корневой вершины, соответствующего раме. Пусть рамы могут быть таких типов, как "мужская", "женская", "разборная". Отдельный велосипед имеет определенный тип рамы, поэтому вершина дерева, соответствующая раме, является ИЛИ-вершиной. Если каждая разборная рама имеет одинаковые составляющие части, то вершина дерева с названием "разборная рама" будет И-вершиной. Аналогично рассматривая другие узлы велосипеда, можно построить все И-ИЛИ дерево. Элементы данного дерева будут описывать отдельные типы велосипедов. Рассмотрим следующую задачу. Задано И-ИЛИ дерево, соответствующее некоторому множеству изделий. В вершинах дерева в баллах от 0 до 15 даны экспертные оценки новизны узлов. Новизна изделия определяется как сумма оценок новизны всех вершин соответствующего элемента. Требуется: · обеспечить ввод И-ИЛИ дерева с клавиатуры; · найти элемент с максимальной новизной. Опишем укрупненно алгоритм решения задачи. 1. Ввод И-ИЛИ дерева в порядке сверху вниз. 2. Расчет для каждой вершины в порядке обхода снизу вверх максимальной оценки новизны среди элементов поддерева, висящего на данной вершине. Выбор для каждой ИЛИ вершины сына с максимальной оценкой новизны и простановка признаков запрета для других сыновей. 3. Печать в порядке сверху вниз незапрещенных вершин дерева. И-ИЛИ дерево кодируется с помощью бинарного дерева. Данная задача служит иллюстрацией методов представления в памяти деревьев, вариантов их обхода, применения рекурсивных процедур. Приведем текст соответствующей программы. Program Tree; Uses Crt; Type ukaz=^uzel; uzel=record { информация о вершине дерева } Pr: char; { вид вершины: 'a'-И, 'o'-ИЛИ, 'l'-лист } Name: string; { название } Nov: 0..15; { баллы новизны } Left, Right: ukaz; { левый и правый сыновья бинарного дерева } SumNov: integer; { максимальная суммарная новизна элементов поддерева, висящего на данной вершине } Zapret: char { признак запрета: 'z'-есть,'r'-нет } end; Var Prizn: char; M, K: integer; Kon, Root, Rab: ukaz; Namer: string; Procedure Sozd(T: ukaz); { ввод И-ИЛИ дерева } Begin if T<>Nil then begin Write('Введите название '); ReadLn(T^.Name); Write('Введите показатель новизны '); ReadLn(T^.Nov); T^.SumNov:=0; T^.Zapret:='r'; { пока все разрешено } Write('Вершина ', T^.Name, ' лист дерева(д/н)? '); ReadLn(Prizn); if Prizn='д' then { лист } begin T^.Left:=Nil; T^.Pr:='l' end else { не лист } begin Write('Это ИЛИ-вершина (д/н)? '); ReadLn(Prizn); if Prizn='д' then T^.Pr:='o' else T^.Pr:='a'; WriteLn('Переходим к левому сыну вершины ', T^.Name); New(Kon); T^.Left:=Kon end; Sozd(T^.Left); if T=Root then begin T^.Right:=Nil; Exit { правого соседа корня не может быть } end; Write('У вершины ', T^.Name, ’ имеются правые соседи(д/н)? '); Readln(Prizn); if Prizn='н' then T^.Right:=Nil { 'н'-признак отсутствия соседей } else begin WriteLn('Переходим к правому соседу вершины ', T^.Name); New(Kon); T^.Right:=Kon; end; Sozd(T^.Right) end End; Procedure Rasch(T: ukaz); { см. п.2 алгоритма } Begin if T<>Nil then Begin Rasch(T^.Left); Rasch(T^.Right); if T^.Left<>Nil then { не лист } if T^.Pr='a' then { И-вершина } begin Kon:=T^.Left; While Kon<>Nil do begin T^.SumNov:=T^.SumNov+Kon^.SumNov; Kon:=Kon^.Right end end else { ИЛИ-вершина } begin Kon:=T^.Left; M:=-1; While Kon<>Nil do begin Kon^.Zapret:='z'; { сначала запрет } if Kon^.SumNov>M then begin M:=Kon^.SumNov; Rab:=Kon end; Kon:=Kon^.Right { следующий сын } end; T^.SumNov:=M; Rab^.Zapret:='r'; { оставили лучшую вершину } end; T^.SumNov:=T^.SumNov+T^.nov; { учет возможной оценки отца } end End; Procedure Pech(T: ukaz); { печать сверху вниз лучшего (незапрещенного) элемента } Begin if T <> Nil then begin if T^.Pr='a' then Namer:=' (И-вершина) ' else if T^.Pr='o' then Namer:=' (ИЛИ-вершина) ' else Namer:=' (лист дерева) '; if T^.Zapret<>'z' then begin Write(T^.Name,Namer); WriteLn(' оценка новизны - ', T^.SumNov); end; Pech(T^.Left); Pech(T^.Right) end End; Begin ClrScr; New(Root); Sozd(Root); WriteLn('Дерево создано!'); ReadLn; { пауза } Rasch(Root); WriteLn('Расчет проведен!'); ReadLn; WriteLn('Лучший элемент!'); Pech(Root); ReadLn End.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |