Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 9. Оценка финансовых рисков. Методы математического моделирования в оценке финансовых рисков

 

Роль оборотных активов в рыночной экономике и принципы управления оборотными средствами

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные средства (оборотный капитал), которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Оборотные средства хозяйствующих субъектов, участвуя в кругообороте средств рыночной экономики, представляют собой органически единый комплекс. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов, высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам (рис. 1.1.).

1. По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.

а) Валовые оборотные активы (или оборотные средства в целом) характеризуют общий их объем сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.

в) Собственные оборотные активы (или собственные оборотные средства) характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия.

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы соб­ственных и чистых оборотных активов совпадают.

2. Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

б) Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов.

в) Дебиторская задолженность. Она характеризует сумму за­долженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за то­вары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.

г) Денежные активы. В практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвес­тиционного использования временно свободного остатка денежных активов (так называемый „спекулятивный остаток денежных средств").

д) Прочие виды оборотных активов. К ним относятся оборот­ные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме (расходы будущих периодов «т.п.).

3. Характер участия в операционном процессе. В соответствии с этим признаком оборотные активы дифференцируются следующим образом:

а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции);

6) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денеж­ный) цикл предприятия (дебиторская задолженность и др.).

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающуюся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников финансирования.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.

Движение оборотных активов предприятия в процессе операционного цикла проходит последовательно три основные стадии, меняя свои формы.

1) входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

2) запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

3) инкассированная (оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть до их производственного востребования может храниться в форме высоко ликвидных краткосрочных финансовых вложений).

Важнейшей характеристикой операционного цикла предприятия, существенно влияющей на объем, структуру, эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.

Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяющих сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизм их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политики управления оборотными активами.

Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам (рис. 1.4.):

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

1) рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемые предприятием – темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

2) рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе отдельных их видов – запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, запасов готовой продукции, дебиторской задолженности, остатков денежных средств. В процессе этого этапа анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого из этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объемов производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава и структуры оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

3) изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ производится с использованием показателей – коэффициента оборачиваемости и периода оборачиваемости оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия, исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

Этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия
1 Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде
2 Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия
3 Оптимизация объема оборотных активов
4Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов
5 Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов
6 Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов
7 Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования
8 Формирование определяющих принципов финансирования отдельных видов оборотных активов
9 Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов

 


Рис. 1.4. Основные этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия

4) определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определенные ее факторы.

5) рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов – динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестиций в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов. Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень оборотных активов на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам определяют выбор определенного типа политики их формирования.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия консервативный, умеренный и агрессивный.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этой стадии формирования политики управления ими состоит из трех основных этапов.

1) с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

2) на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, плана объемов производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) определяется оптимальный объем производства и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

3) определяется общий объем оборотных активов на предстоящий период

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных особенностей существующей операционной деятельности. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определить сезонную или циклическую их составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью предприятия в них на протяжении года. Процесс оптимизации соотношения постоянных и переменных частей оборотных активов осуществляется по следующим этапам:

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме РБП и безнадежной ДЗ), общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его ликвидность, т. е. способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

 

Степень риска

 

 


Уровень ЧОК

 

Низкий Средний Высокий

 

Рис. 1.6. Риск и уровень оборотного капитала

На рис. 1.6. показан риск ликвидности при высоком и низком уровнях чистого оборотного капитала. Если денежные средства, дебиторская задолженность и производственно-материальные запасы поддерживаются на относительно низких уровнях, то вероятность неплатежеспособности или нехватки средств для осуществления рентабельной деятельности велика. На графике видно, что с ростом величины чистого оборотного капитала риск ликвидности уменьшается. Безусловно, взаимосвязь имеет более сложный вид, поскольку не все текущие активы в равной степени положительно влияют на уровень ликвидности. Тем не менее, можно сформулировать простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска; таким образом, нужно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач. Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, если предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, объявит о банкротстве. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни разных текущих активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает знакомство с различными видами риска, нашедшими отражение в теории финансового менеджмента.

Риск потери ликвидности или снижения эффективности, обусловленный изменениями в текущих активах, принято называть левосторонним, поскольку эти активы размещены в левой части баланса. Подобный риск, но обусловленный изменениями в обязательствах, по аналогии называют правосторонним.

6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов. Как и любой вид активов, оборотные активы должны генерировать определенный доход при их использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Поэтому составной частью разрабатываемой политики является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. Все виды оборотных активов в той или иной степени подвержены риску потерь. Так, денежные средства подвержены риску инфляционных потерь, краткосрочные финансовые вложения – риску потери части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктуры рынка, дебиторская задолженность – риску невозврата, товарно-материальная ценность – потерям от естественной убыли. Поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию их потери, особенно в условиях инфляции.

8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. Исходя из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры и стоимости капитала, должны быть конкретизированы принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. В зависимости от финансового менталитета менеджеров, сформированные принципы могут определять широкий диапазон подходов к формированию оборотных активов.

9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств. В соответствии с ранее определенными принципами финансирования в процессе разработки политики управления оборотными активами формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения отдельных видов капитала.

Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятиях финансовых нормативов. К нормативам относятся:

Норматив СОС;

Система коэффициентов ликвидности;

- Система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла;

- Нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов.

В оперативном управлении предприятием важно не превращать заветное соотношение между заемными и собственными средствами в догму, но стремиться к максимальному приближению к нему хотя бы в среднем за достаточно длительный период, например, год.

Условия долгового финансирования изменяются во времени. Соответственно изменяются и предпочтения предприятий в выборе тех или иных источников внешнего финансирования. Поэтому НЕ СТОИТ:

Жадничать. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Если сегодняшние условия по тому или иному способу финансирования представляются выгодными, надо пользоваться моментом, а не ждать еще более выгодных условий. "Оставь первые и последние 10% кому-нибудь другому," - советуют опытные практики. Тем не менее не следует и

Слепо следовать чужим советам. Доброхоты часто руководствуются совершенно не соответствующими Вашим стратегическим и тактическим целям критериями выбора рационального решения,

Пренебрегать отслеживанием и предвосхищением ситуации на денежном рынке и рынке капиталов. Важно не упустить момента перелома ситуации, ибо "переворачивание" долгосрочных тенденций на рынках финансовых ресурсов может подвести предприятие к смене своих стратегических приоритетов и коренному пересмотру структуры источников средств. К столь серьезным вещам необходимо готовиться заранее.

Первый. Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, Вы получаете пороговое (критическое) значение объема производства (в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию производить невыгодно: обойдется "себе дороже". Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительный результат от реализации после возмещения переменных затрат положительную маржинальную (предельную) прибыль, - не так ли? - на каждую очередную единицу товара. Естественно, наращивается и масса прибыли.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину результата от реализации после возмещения переменных затрат, "сидящую" в каждой единице проданного товара.

Литературы: 3,5,7,8,9,10,11,13,25,26,28,29

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Механизмы хеджирования | Тема 10. Валютные форвардные контракты и форвардные опционы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.