КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №6
Раздел: Содержание деятельности работников ФАП Тема: «Организация амбулаторного приема и обслуживания населения на дому». Мотивация: Амбулаторная помощь сельскому населению является наиболее доступным и массовым видом медицинского обслуживания. От того, как организован труд медицинского персонала ФАП, во многом зависит качество оказания медицинской помощи. Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическая:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий: 90 минут.
Место проведения: лекционный зал. Рекомендуемая литература для студентов:
Рекомендуемая литература для преподавателей:
Ход занятия
План лекции:
Амбулаторная помощь населению является наиболее доступным и массовым видом медицинского обслуживания. От того, как организован труд медицинского персонала ФАП, во многом зависит качество оказания медицинской помощи. Основные задачи фельдшеров и акушеров ФАП по амбулаторному приему: - ведение амбулаторного приема населения территории обслуживания; - оказание медицинской помощи на дому; - оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; - раннее выявление заболеваний и своевременное направление нуждающихся на консультацию и госпитализацию; - экспертиза временной нетрудоспособности и выдача больничных листов застрахованным; - организация и проведение профилактических осмотров; - отбор лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдеС; - проведение под руководством врачей лечебных и оздоровительных мероприятий диспансерным больным; - активный патронаж женщин и детей; - проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий; - санитарно-просветителъная работа.
На ФАП в первую очередь обслуживаются дети, тяжелобольные и больные с высокой температурой. Фельдшер и акушерка должны знать, что больные с инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями, а также дети до 1 года должны лечиться только в стационаре. Они организуют и отвечают за правильность транспортировки больных из своего участка, а тяжелобольных и детей до 1 года сопровождают лично.
На больных, направленных для консультации или госпитализации в лечебно-профилактическое учреждение, должны присылать на ФАП Сьноючение врача после консультации или выписку из истории болезни. Это помогает фельдшеру и акушерке хорошо знать состояние здоровья больных своего участка и повышать свою профессиональную квалификацию.
Амбулаторная помощь здоровым детям, как правило, оказывается на фельдшерско-акушерском пункте, а больным – на дому. При приеме детей особое внимание обращают на то, чтобы не допускать контакта их с инфекционными больными. Фельдшер (акушерка) обязательно осматривает кожу, слизистые оболочки, полость рта, зев ребенка, измеряет температуру тела. При подозрении на заболевание ребенок обязательно консультируется врачом.
Важным разделом деятельности фельдшеров и акушерок является обслуживание больных на дому. Это требует от них определенного навыка и хорошей профессиональной подготовки, так как за короткий срок приходится праСьно оценить состояние больного, не пропустить острой патологии, инфекционных заболеваний, поставить правильно диагноз, назначить соответствующее лечение или принять решение о его консультации, а в отдельных случаях и госпитализации.
Порядок лечения больных на ФАП, особенно на дому, определяют врачи участковой больницы или ЦРБ и лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Лечению на дому подлежат:
1 - больные с хроническими заболеваниями (после соответствующего лечения в стационаре), 2 – требующими периодически поддерживающей терапии 3 – на дому наблюдаются больные, которым временно противопоказана транспортировка (гипертонический криз, острое нарушение мозгового кровообращения на фоне кровоизлияния и т. Д.) 4 – больные с острыми заболеваниями, которые в силу сложившихся обстоятельств не могут быть госпитализированы
В организации медицинской помощи больному на дому учитывается фактор непрерывности в наблюдении за ним до выздоровления. Особенно это относится к детям.
При обслуживании больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно их госпитализировать для улучшения врачебного наблюдения. При оставлении же больного на дому фельдшер осуществляет наблюдение за ним и извещает об этом врача сельского врачебного участка.
Значительный объем работы на ФАП выполняет акушерка, оказывая лечебно-профилактическую и экстренную помощь женщинам и детям. Она активным патронажем выявляет на своем участке беременных в возможно ранние сроки, заботится о том, чтобы они рожали в условиях стационара. Кроме того, проводит психопрофилактическую подготовку женщин к родам, выявляет гинекологических больных, направляет их к акушеру-гинекологу и выполняет 'его назначения. Кабинет акушерки должен быть оснащен весами, гинекологическим креслом, зеркалами, стерилизаторами, сантиметровой лентой, акушерским стетоскопом, тазомером и всем необходимым для взятия мазков на цитологическое исследование. Этот же кабинет следует хорошо оформить наглядной агитацией (стендами, брошюрами, альбомами и др.).
Детей на ФАП принимают в специальном кабинете, поэтому здесь должны быть детские весы, ростомер, сантиметровая лента, бикс со стерильным материалом, стерилизатор и набор для прививок. Кроме того, следует иметь таблички физического и психического развития ребенка, фотовитрины, которые являются иллюстративным материалом на занятиях с матерями. Красочные игрушки в достаточном количестве всегда создадут хорошее настроение у маленьких пациентов.
При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшера, являясь непосредственными исполнителями врачебных назначений при лечении данных больных на ФАП, осуществляют иммуно-химиопрофилактику туберкулеза, диспансеризацию больных, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, санитарно-просветительную работу и др.
Общеизвестно, что от правильной организации амбулаторного лечения и контроля за ним во многом зависит исход туберкулезного процесса. Речь, в частности, идет об обеспечении преемственности лечения после выписки больного из стационара или санатория.
Фельдшеру ФАП следует твердо знать, что впервые выявленные больные туберкулезом должны начинать свое лечение только в стационаре, где их можно всесторонне обследовать, выработать индивидуальный план лечения, изучить переносимость препаратов, достичь первых положительных результатов терапии. Больные с открытыми формами туберкулеза лечатся в стационаре до закрытия полостей распада и абациллирования. Зная особую эпидемическую опасность таких больных, фельдшер с помощником санитарного врача участковой больницы, а при необходимости с главным врачом районной СЭС и с помощью общественности должен добиться их госпитализации.
Существующая практика выдачи медикаментов на дом для проведения противорецидивного лечения больным туберкулезом себя не оправдала. Нет гарантий, что больной принимает выданные ему лекарства. Единственно правильным является прием антибактериальных препаратов на ФАП, а в тех исключительных случаях, когда больной не может посещать пункт, можно.допустить лечение на дому с условием приема медикаментов в присутствии медицинского работника или санитарного активиста (в виде исключения).
Велика роль фельдшеров по оказанию наркологической помощи населению. В соответствии с «Положением о фельдшерском наркологическом кабинете (наркопункте)», утвержденным Министерством здравоохранения СССР от 22 июня 1976 г., фельдшера должны проводить по борьбе с пьянством и хроническим алкоголизмом следующую работу:
- активно выявлять среди населения обслуживаемого участка лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, используя помощь администрации совхозов, колхозов, общественных организаций, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, а также учитывая сведения, поступающие из медицинских вытрезвителей, добровольных народных дружин, органов милиции, товарищеских судов и т. Д. Информировать участкового психиатра-нарколога о всех вновь выявленных лицах, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркотиками;
- регулярно в установленные дни представлять на освидетельствование районному (участковому) психиатру-наркологу лиц, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики;
- осуществлять динамическое наблюдение за больными алкоголизмом в течение 5 лет при условии стойкой ремиссии, из которых первые 3 года больной находится на активном учете, а в последующие 2 года на пассивном учете и наблюдении; под особым наблюдением находятся больные, прошедшие лечение в лечебно-трудовых профилакториях;
- обеспечивать и организовывать прием психиатром-наркологом как наркологических больных, состоящих на учете, так и вновь выявленных лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем;
- по назначению психиатра-нарколога проводить активное и поддерживающее амбулаторное лечение больных алкоголизмом (дезинтоксикационная, общеукрепляющая, сенсибилизирующая терапия и т. Д.);
- немедленно информировать участкового психиатра-нарколога о всех изменениях в состоянии больных, о нарушениях ими предписанных назначений и режима;
- осуществлять патронажное наблюдение за наркологическими больными как непосредственно на производстве, так и на дому, привлекая к нему санитарный актив;
- принимать участие в работе комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом;
- регулярно выступать с оперативной информацией о случаях пьянства и алкоголизма на производственных собраниях
- организовывать и осуществлять плановую профилактическую и санитарно-профилактическую работу о вреде алкоголизма.
Среднему медицинскому персоналу ФАП необходимо знать простейшие приемы реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца и дыхания, причинами которых являются тяжелые травмы, кровопотери, острый инфаркт миокарда, отравления, утопления, электротравмы. Потеря во времени и неумелые действия фельдшера могут привести к бесперспективности дальнейшего лечения.
При срочном вызове фельдшер должен иметь на рабочем месте и для выезда укомплектованный чемоданчик с медицинским имуществом и медикаментами согласно перечню укладки.
Реанимационные мероприятия необходимо проводить в следующем порядке:
1 - восстановить проходимость дыхательных путей; 2 - начать искусственную вентиляцию легких методом рот в рот или рот в нос; 3 - восстановить кровообращение наружным массажем сердца и введением лекарственных средств (адреналина, атропина, кальция хлорида, раствор натрия бикарбоната, мезатона и т.д.)
На ФАП расположенных в отдаленности от участковых больниц и амбулаторий, должны быть обезболивающие средства, системы для внутривенного капельного вливания одноразового использования, кровезаменяющее и противошоковые жидкости (гемадез, полиглюкин, кислородный ингалятор).
На ФАП нужно иметь заранее заготовленные посиндромные наборы медикаментов для оказания неотложной помощи при острых состояниях и отравлениях.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |