КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №6,№7
Тема: «Инвалидность и семья». Мотивация: фельдшеру общей практики необходимо знать медицинские и социальные критерии трудоспособности. В общении с инвалидами должны знать особенности изменения личности, особенности ухода, реабилитацию инвалидов, правовые и социальные основы законодательства РФ по инвалидам.
Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Методическая:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.
Форма организации учебного процесса: лекция.
Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.
Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.
Продолжительность занятий: 90 минут.
Место проведения: лекционный зал. Рекомендуемая литература для студентов:
Рекомендуемая литература для преподавателей:
Ход занятия
План лекции: 1. Понятие «трудоспообность». Критерии трудоспособности. 2. Понятие «инвалидность». Причины, группы инвалидности. 3. Психологические аспекты инвалидов. 4. Психологические аспекты в семье инвалидов. 5. Реабилитация инвалидов. Классификация ВОЗ. 6. Правовые и социальные гарантии инвалидов. Приказы, федеральные законы. 7. Медицинская документация по инвалидам. ИПР. Под трудоспособностъю следует понимать такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять работу определенного объема и качества. Трудоспособность определяется двумя критериями — медицинским и социальным. Медицинский критерий — это, в первую очередь, точный диагноз, т.е. верно распознанное заболевание, его стадия, течение болезни, а также наличие и степень функциональных нарушений. Диагноз должен подвергаться пересмотру в соответствии с использованием новых методов исследования, расширением и углублением знаний о болезни, накоплением опыта. Социальный критерий. Определение степени, характера и продолжительности утраты трудоспособности без учета социальной среды нередко ведет к грубым экспертным ошибкам. Необходимо не только исследовать состояние здоровья пациента, но и знать его профессию, специальность, условия труда и быта, образование. Решает задачу выяснения степени и длительности утраты трудоспособности медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК). Она же и определяет группы инвалидности: • III группа — пациенты ограниченно трудоспособны, им разрешается легкий труд; • II группа — пациенты нетрудоспособны; в зависимости от профессии, специальности им иногда разрешается легкий труд с ограничением рабочего времени; • I группа — пациенты нетрудоспособны и нуждаются в постороннем уходе.
Группы инвалидности определяются через четыре месяца пребывания пациента на больничном листе. Комиссия может продлить больничный лист более 4 месяцев, если есть надежда на выздоровление. Готовит документы в МСЭК врач-терапевт поликлиники или стационара после тщательного обследования, проведения консультаций другими (по показаниям) специалистами. Врачебно-консультативная комиссия (ВВК) поликлиники проверяет, утверждает документы и передает их в МСЭК.
Под инвалидностью следует понимать такое стойкое нарушение трудоспособности, вызванное болезнью или травмой, которое приводит к необходимости прекращения профессионального труда на продолжительный период или требует значительного изменения его условий (снижение квалификации, сокращение объема производственной деятельности). Инвалидность — понятие не только медицинское, но и социальное. Инвалидность — понятие динамическое, так как находится в прямой зависимости от состояния здоровья, в котором могут наблюдаться и улучшения и ухудшения. Причины инвалидности: · вследствие общего заболевания; · в связи е профессиональным заболеванием; · от трудового увечья; · с детства; · у бывших военнослужащих (ВОВ, афганский конфликт, межнациональные конфликты).
При определении причины инвалидности, помимо данных соответствующего клинического обследования, используются справки лечебных учреждений, акт о несчастном случае, свидетельство о болезни в период прохождения военной службы и др.
Под инвалидностью от общего заболевания понимают постоянную или длительную потерю трудоспособности, возникшую во время работы или учебы, но не связанную с профессиональными вредностями, увечьем на производстве, заболеванием с детства и др. Это ревматизм, гипертоническая болезнь, цирроз печени и др.
Инвалидность в связи с профессиональными заболеваниями — инвалидность под влиянием длительного и систематического воздействия условий труда, свойственных данной профессии или характерных для данного производства в целом. Например, кессонная болезнь у водолаза, вибрационная болезнь у работающих в каменных карьерах.
Инвалидность от трудового увечья — возникает в результате несчастного случая при выполнении трудовых обязанностей, по пути на работу или с работы, при выполнении долга гражданина России, во время производственной практики студентов и т.д. Инвалидность с детства — случаи, когда инвалидность возникла в возрасте до 16 лет (у учащихся — до 18 лет). Это — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, с врожденными или приобретенными физическими дефектами.
Инвалидность у бывших военнослужащих — устанавливается МСЭК причинная связь инвалидности со службой в армии: • если инвалидность наступила в период военной службы; • инвалидность наступила в течение первых трех месяцев после демобилизации в связи с заболеванием; • инвалидность наступила после 3 месяцев после демобилизации, но вследствие заболевания (ранения) в период военной службы.
Всем инвалидам оказывается социальная помощь в виде денежных выплат (пенсии), обеспечения техническими и иными средствами (кресла-каталки, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом и др.), а также в виде услуг по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, что является обязательным. Установление инвалидности пациенту всегда вызывает у него стрессовые реакции, угнетенность и массу мыслей о характере последующей жизни. Реакции пациентов на инвалидность могут быть самыми разными: o страх перед утратой прежнего положения в семье; o страх перед будущим; o утрата чувства собственного достоинства; o страх перед изменением отношения окружающих к o переживания вследствие утраты любимой работы; o боязнь утраты собственной индивидуальности; o неуверенность в своей привлекательности и сексуальных возможностях.
В основе всех перечисленных реакций лежит чувство тревоги и страха. Страхи могут быть более поверхностными или более глубокими в зависимости от группы инвалидности. Сильные переживания страха воздействуют на личность в целом, в том числе — на умственную деятельность, возникают более примитивные проявления личности, ее реакции вместо более высокого прежнего развития личности. Таким образом, может быть понятно часто наблюдаемое поведение взрослых людей, более свойственное детям: плаксивость, вечные жалобы, нытье. Могут появиться агрессивность, требовательность. Исходом подобных реакций могут быть защитные реакции пациента: · чрезмерная активность (усиленная умственная работа, чтение специальной литературы или «беготня по врачам» и др.); · алкоголизм, наркомания; · уход в мир мистики и суеверий.
Врач, фельдшер и медицинская сестра общей практики в общении с такими людьми должны знать все особенности изменений личности и стараться предотвратить подобные реакции. Разговаривать с пациентами необходимо спокойно, убедительно, не повышая голос, не навязывая свои убеждения. Неторопливая беседа, умение выслушать, сочувствовать пациенту часто помогают лучше лекарств. Обычно переживания смутных страхов и беспокойства направлены на будущее. Главный вопрос для пациента с инвалидностью, охваченного мрачным предчувствием, тревогой, — что будет? Пациент может бояться все новых и новых событий: смерти, инфекции, бедности, неверности супруги и др. Стоит ему убедиться в невозможности одного, как тотчас возникает что-то новое, чего «нужно» бояться. Фельдшеру необходимо выработать способность, терпеливо убеждая, снимать возникающие проблемы (фобии). Терпению, спокойной, уважительной беседе с пациентом фельдшер должен обучить родственников, создать в семье атмосферу уважительного отношения к пациенту. Человек должен чувствовать свою полезность в семье, уверенность, что к его мнению прислушиваются. Очень важно остановиться на проблеме, часто встречающейся у пациентов — ипохондрии. Они без всякой на то причины предполагают у себя различные осложнения, новые болезни; отгораживается от внешнего мира, их мысли заняты заболеваниями сердца, легких, органов пищеварения и др.; постоянно измеряют АД, считают пульс, требуют все новых и новых исследований, ведут ежедневные записи своих ощущений, физиологических отправлений, АД и т.д.; требуют назначений лекарств даже тогда, когда в них нет необходимости. Речь идет о так называемых «трудных больных». Фельдшеру трудно общаться с ними, а членам семьи и того труднее, так как пациенты постоянно требуют внимания к себе. Фельдшеру и родственникам нельзя идти на поводу у требований пациента, нужно постараться убедить его в необходимости разнообразных действий: чтение легкой литературы, прогулки, общение с друзьями и т.д. Одной из мер помощи пациентам с ограниченными возможностями является их общение с друзьями, бывшими сослуживцами. Если родные в семье мало общаются с пациентом, а друзья редко посещают и спешат поскорее уйти, пациент чувствует одиночество, свою невостребованность в жизни, что может привести к мысли о суициде. Наряду с лечебной деятельностью, требующей максимума сил и времени, врачу, фельдшеру и медицинской сестре общей практикой приходится заниматься родными больных, которые очень волнуются за своих близких. Чрезмерно загруженным медицинским работникам эта работа иногда кажется излишней, хотя им прекрасно известно, что человек и среда, инвалид и окружающее его общество, семья, коллеги по работе — нераздельное целое. Несмотря на болезнь, данное единство должно оставаться всегда. Степень реакции пациентов на инвалидность зависит от того, какая это инвалидность. Инвалиды детства относятся к своему статусу более спокойно. Они окружены родными, ухаживающими за ними, вовлекающими их в коллективы им подобных, в занятия спортом. Инвалидам по общему заболеванию присущи вышеперечисленные тревоги и страхи. Если способность к труду не утрачена, инвалидность переносится более благоприятно. Инвалидность бывших военнослужащих, особенно вследствие межнациональных конфликтов, переносится наиболее тяжело. Молодые люди страдают от физических и психических увечий. Перед ними стоят сложные задачи обустройства своей жизни. Они нуждаются в систематической медицинской и социальной реабилитации. Также тяжело переживают утрату трудоспособности инвалиды по труду. Большую роль в поддержании их психологического равновесия играют медицинские работники общего профиля, родные в семье, друзья. Необходимо отметить, что реакция семьи на инвалидность члена семьи неоднозначна, так как связана с внезапным или постепенным стрессовым состоянием. При появлении в семье ребенка с неполноценным развитием (болезнь Дауна, пороки развития) родители испытывают тревогу и панику. Одни готовы тут же оставить ребенка в родильном доме. Другие ищут пути и способы, как помочь ребенку, организуют для него все необходимые условия жизни, окружая вниманием, заботой, любовью. Не снижается количество инвалидов вследствие несчастных случаев (дорожный, производственный травматизм и др.). Для семьи такой факт является тяжелым испытанием: длительное лечение, долечивание в санаториях, поликлиниках, центрах реабилитации, изменение личностных качеств пострадавшего, решение транспортных проблем (протезы, каталки). Без помощи социальных работников, •медицинского персонала общей практики, без любви к человеку нельзя преодолеть возникшие проблемы в семье. Тяжело переносят возникшую инвалидность мужчины, утратившие лидирующую роль в семье, кормильцы, защитники семьи. Предоставленные сами себе, они зачастую обращаются к алкоголю, пытаясь тем самым уйти от возникших проблем. Так случается, если в семье и у друзей они не находят поддержки, а от фельдшера и медицинской сестры общей практики — убедительных бесед о том, что в создавшейся ситуации всегда можно найти способ применить свои способности в каком-то другом деле. Женщин-инвалидов.в семье угнетает собственная беспомощность. Они угнетена неспособностью в полной мере обслуживать семью (приготовить еду, постирать и т.д.). Если ее обязанности берут на себя муж, дети, родители, женщина быстрее мужчины приспособится к возникшим трудностям. Она будет больше уделять внимания детям в учебе, помогать советом по работе. Женщина будет выполнять все реабилитационные процедуры, чтобы восстановить здоровье или улучшить его. Проблем в семьях, имеющих инвалидов, много. Задачей членов семьи, фельдшера, медицинской сестры является поощрение пациента к самоуходу. Если это у него не сразу получается, надо терпеливо повторять попытки, не раздражаясь и не упрекая в медлительности. Каждую удачу в самоуходе (мытье рук, чистка зубов и др.) следует воспринимать с радостью, как очередную победу над болезнью. Для обеспечения самоухода необходимо устраивать приспособления. Например, изготовление стульчика для акта дефекации, скамейки для судна, мочеприемника, жгута из простыни, привязанного к ножному концу кровати, для самостоятельного подъема в кровати. Если человек начинает ходить, вдоль стен необходимо сделать приспособления, за которые можно было бы держаться. Для приема пищи в постели изготавливают кроватный столик на ножках, делают валики для упора ногами. Организуя уход за инвалидами, следует всегда помнить об их безопасности. Инвалиды могут упасть с кровати или при ходьбе, могут порезаться острыми предметами (нож, ножницы). При появлении возможной депрессии у них могут возникнуть мысли о суициде. Необходимо постоянно наблюдать за человеком, но ненавязчиво, чтобы он не чувствовал утраты свободы. Кровать должна быть низкой. На пути следования его по квартире надо убрать лишнюю мебель, острые углы, половики. Нельзя оставлять у пациента режущие, острые предметы. Постоянно развивая двигательную активность пациента, следует использовать прогулки, пребывание на свежем воздухе. Во время прогулок пациент общается с соседями, друзьями, а это хороший стимул для активизации восстановительного процесса в организме.
Семейные фельдшер, медицинская сестра обязаны обучить членов семьи навыкам ухода за инвалидом, решению возникающих проблем. Члены семьи должны научиться перестелить постель, сменить нательное белье, умыть, выкупать больного или немощного, напоить и накормить (знать правила диетотерапии). При появлении запора — сделать очистительную клизму, при недержании мочи использовать подкладное судно или памперсы. При одышке — проветривание или использование кислородной подушки. Ухаживающие должны постоянно заниматься профилактикой пролежней. Помимо вопросов только ухода за больными, надо заботиться об организации развлечений для инвалидов: удобное для них расположение телевизора, подбор книг для чтения, посещение культурных мероприятий. Для инвалидов в колясках устраивают в подъездах домов, в театрах специальные дорожки для инвалидного транспорта. Организуются спортивные мероприятия для/ инвалидов в местном и государственном (межгосударственном) масштабах. Выпускается специальная литература для незрячих, слуховые аппараты — для глухих и т.д. Инвалиды имеют равные со всеми прочими членами общества права: на образование, труд, медицинское обслуживание, жилье и др. Они заканчивают средние и высшие учебные заведения, работают по специальности. В случае утраты трудоспособности инвалиды имеют право на трудовую переориентацию. Семья, родные помогают адаптироваться в новых трудовых (иногда надомных трудовых) условиях: организовать место для работы, помочь выработать трудовые навыки на первых порах, поощряя каждый успех в этом направлении. Большое значение для инвалидов в вопросах адаптации к новым условиям жизни, возможно, к новой работе имеют реабилитационные мероприятия. Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (ст. 9 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Основные задачи деятельности службы МСЭ определены Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 г. № 965, утвердившим «Положение о признании инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», и другими нормативными и инструктивными документами. Целью реабилитации является восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов, интеграции и реинтеграции в обычные условия жизни общества. Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности инвалида. Статус инвалида определяет МСЭ (медико-социальная экспертиза) по представлению документов врачами пункта МСЭ. Здесь же разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида. В соответствии классификацией ВОЗ реабилитация инвалидов включает в себя: · медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, хирургии, протезирования и т.д.; · профессиональную реабилитацию, которая состоит · социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой и социально-бытовой адаптации.
В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осуществлении программ всех трех видов реабилитации. Выполнение медицинской программы реабилитации инвалидом в сельской местности организует и осуществляет фельдшер общей практики. Для проведения реабилитационных мероприятий могут быть использованы: центры здоровья, центры профессиональной реабилитации, специальные учебные заведения для инвалидов, территориальные центры социальной защиты, дома-интернаты, пансионаты и др.
Права инвалидов законодательно закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты Федеральным законом от 2 марта 1998 года). В данном Законе Российской Федерации записано: · инвалиды имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку; · нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, на содержание в учреждениях социальной защиты населения; · местные органы власти (округов, краев, областей) в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные услуги; · для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до их 18-летнего возраста одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляется 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы родителями по своему усмотрению.
Контрольные вопросы: 1. Что такое трудоспособность? Основные критерии. 2. Что такое инвалидность? 3. Назовите группы и причины инвалидности. 4. Назовите психологические проблемы инвалидов. Реакция на инвалидность. 5. Что такое ипохондрический синдром? 6. Назовите основные проблемы в семье инвалидов. 7. Назовите особенности ухода за инвалидами. 8. Что такое реабилитация? Виды реабилитации. 9. Назовите основные социальные гарантии инвалидов. Приказы. 10. Назовите основную медицинскую документацию по инвалидам.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |