Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №6,№7




Тема: «Инвалидность и семья».

Мотивация: фельдшеру общей практики необходимо знать медицинские и социальные критерии трудоспособности. В общении с инвалидами должны знать особенности изменения личности, особенности ухода, реабилитацию инвалидов, правовые и социальные основы законодательства РФ по инвалидам.

 

Цели:

Образовательная:

  • научить основным разделам деятельности медицинского персонала на ФАП

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к профессии, тягу к знаниям и постоянное пополнение знаний, уважение к пациенту, ответственности

Развивающая:

  • развивать клиническое мышление, способность сопоставлять полученную информацию и быстро принимать решение

Методическая:

  • закрепить методику проведения теоретического занятия традиционным методом.

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с конспектированием и постлекционным контролем.

 

Форма организации учебного процесса: лекция.

 

Внутрипредметные связи: раздел: «Роль ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи» с последующими темами

Межпредметные связи: психология, история медицины, основы сестринского дела.

 

Оснащение: таблицы, схемы, методическая разработка для преподавателя.

 

Продолжительность занятий: 90 минут.

 

Место проведения: лекционный зал.

Рекомендуемая литература для студентов:

  • Конспект лекций
  • В. С. Гаджиев ФАП.- М., 1986.-562 с.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

 

  • Н. И. Белова Справочник медсестры по уходу за больными.- М., 1993.- 854 с.
  • Нагнибеда А. Н. Фельдшер скорой помощи.- М., 2000.
  • Величенко В. М,, Юмашев Г. С. Первая доврачебная помощь: учебное пособие.- М.: Медицина, 1989.

 

Ход занятия

Этапы Содержание этапа. Цели Время
1. Организационный момент Проверяется готовность аудитории к занятию. Внешний вид студентов, наличие лекционной тетради, с целью определения готовности студентов к занятию. 2 мин.
2. Мотивация лекции Преподаватель сообщает студентам тему занятия, план его проведения, отмечает актуальность темы, цели лекции, с целью настроить студентов на целенаправленную деятельность. 3 мин.
3. Сообщение новых знаний Преподаватель приступает к изложению нового материала, используя элементы эврестической беседы, с целью активации внимания и развития сравнительно-мыслительных обобщений. 75 мин.
4. Закрепление материала. Подведение итогов. Обобщение лекции, подведение итогов, с целью определения уровня ориентации группы в новом материале. 5 мин.
5. Задание на дом Тема следующей лекции, вопросы для самоподготовки, источники информации записываются на доске. Студенты отмечают эти задания в своих лекционных тетрадях, с целью активации самоподготовки, воспитание ответственности, добросовестного отношения выполнению самостоятельной работы. 5 мин.

 

План лекции:

1. Понятие «трудоспообность». Критерии трудоспособности.

2. Понятие «инвалидность». Причины, группы инвалидности.

3. Психологические аспекты инвалидов.

4. Психологические аспекты в семье инвалидов.

5. Реабилитация инвалидов. Классификация ВОЗ.

6. Правовые и социальные гарантии инвалидов. Приказы, федеральные законы.

7. Медицинская документация по инвалидам. ИПР.

Под трудоспособностъю следует понимать такое состо­яние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять работу определенного объема и качества.

Трудоспособность определяется двумя критериями — медицинским и социальным.

Медицинский критерий — это, в первую очередь, точ­ный диагноз, т.е. верно распознанное заболевание, его ста­дия, течение болезни, а также наличие и степень функци­ональных нарушений. Диагноз должен подвергаться пе­ресмотру в соответствии с использованием новых методов исследования, расширением и углублением знаний о бо­лезни, накоплением опыта.

Социальный критерий. Определение степени, характе­ра и продолжительности утраты трудоспособности без учета социальной среды нередко ведет к грубым экспертным ошибкам. Необходимо не только исследовать состояние здоровья пациента, но и знать его профессию, специаль­ность, условия труда и быта, образование.

Решает задачу выяснения степени и длительности ут­раты трудоспособности медико-социальная экспертная ко­миссия (МСЭК). Она же и определяет группы инвалид­ности:

• III группа — пациенты ограниченно трудоспособны, им разрешается легкий труд;

• II группа — пациенты нетрудоспособны; в зависи­мости от профессии, специальности им иногда раз­решается легкий труд с ограничением рабочего вре­мени;

• I группа — пациенты нетрудоспособны и нуждаются в постороннем уходе.

 

Группы инвалидности определяются через четыре ме­сяца пребывания пациента на больничном листе. Комис­сия может продлить больничный лист более 4 месяцев, если есть надежда на выздоровление.

Готовит документы в МСЭК врач-терапевт поликлини­ки или стационара после тщательного обследования, про­ведения консультаций другими (по показаниям) специалис­тами. Врачебно-консультативная комиссия (ВВК) поли­клиники проверяет, утверждает документы и передает их в МСЭК.

 

Под инвалидностью следует понимать такое стойкое нарушение трудоспособности, вызванное болезнью или трав­мой, которое приводит к необходимости прекращения про­фессионального труда на продолжительный период или требует значительного изменения его условий (снижение квалификации, сокращение объема производственной дея­тельности).

Инвалидность — понятие не только медицинское, но и социальное. Инвалидность — понятие динамическое, так как находится в прямой зависимости от состояния здоро­вья, в котором могут наблюдаться и улучшения и ухуд­шения.

Причины инвалидности:

· вследствие общего заболевания;

· в связи е профессиональным заболеванием;

· от трудового увечья;

· с детства;

· у бывших военнослужащих (ВОВ, афганский конф­ликт, межнациональные конфликты).

 

При определении причины инвалидности, помимо дан­ных соответствующего клинического обследования, ис­пользуются справки лечебных учреждений, акт о несчаст­ном случае, свидетельство о болезни в период прохожде­ния военной службы и др.

 

Под инвалидностью от общего заболевания понимают постоянную или длительную потерю трудоспособности, возникшую во время работы или учебы, но не связанную с профессиональными вредностями, увечьем на производстве, заболеванием с детства и др. Это ревматизм, гипертони­ческая болезнь, цирроз печени и др.

 

Инвалидность в связи с профессиональными заболе­ваниями — инвалидность под влиянием длительного и систематического воздействия условий труда, свойствен­ных данной профессии или характерных для данного про­изводства в целом. Например, кессонная болезнь у водо­лаза, вибрационная болезнь у работающих в каменных карьерах.

 

Инвалидность от трудового увечья — возникает в ре­зультате несчастного случая при выполнении трудовых обязанностей, по пути на работу или с работы, при вы­полнении долга гражданина России, во время производ­ственной практики студентов и т.д.

Инвалидность с детства — случаи, когда инвалид­ность возникла в возрасте до 16 лет (у учащихся — до 18 лет). Это — дети с тяжелыми хроническими заболевания­ми, с врожденными или приобретенными физическими де­фектами.

 

Инвалидность у бывших военнослужащих — устанав­ливается МСЭК причинная связь инвалидности со служ­бой в армии:

• если инвалидность наступила в период военной службы;

• инвалидность наступила в течение первых трех ме­сяцев после демобилизации в связи с заболеванием;

• инвалидность наступила после 3 месяцев после де­мобилизации, но вследствие заболевания (ранения) в период военной службы.

 

Всем инвалидам оказывается социальная помощь в виде денежных выплат (пенсии), обеспечения техническими и иными средствами (кресла-каталки, протезно-ортопедиче­ские изделия, печатные издания со специальным шрифтом и др.), а также в виде услуг по медицинской, соци­альной и профессиональной реабилитации, что является обязательным.

Установление инвалидности пациенту всегда вызывает у него стрессовые реакции, угнетенность и массу мыслей о характере последующей жизни. Реакции пациентов на ин­валидность могут быть самыми разными:

o страх перед утратой прежнего положения в семье;

o страх перед будущим;

o утрата чувства собственного достоинства;

o страх перед изменением отношения окружающих к
нему;

o переживания вследствие утраты любимой работы;

o боязнь утраты собственной индивидуальности;

o неуверенность в своей привлекательности и сексу­альных возможностях.

 

В основе всех перечисленных реакций лежит чувство тревоги и страха. Страхи могут быть более поверхностны­ми или более глубокими в зависимости от группы инва­лидности.

Сильные переживания страха воздействуют на личность в целом, в том числе — на умственную деятельность, возни­кают более примитивные проявления личности, ее реак­ции вместо более высокого прежнего развития личности. Таким образом, может быть понятно часто наблюдаемое поведение взрослых людей, более свойственное детям: плак­сивость, вечные жалобы, нытье. Могут появиться агрес­сивность, требовательность.

Исходом подобных реакций могут быть защитные реакции пациента:

· чрезмерная активность (усиленная умственная ра­бота, чтение специальной литературы или «беготня по врачам» и др.);

· алкоголизм, наркомания;

· уход в мир мистики и суеверий.

 

Врач, фельдшер и медицинская сестра общей практики в общении с такими людьми должны знать все особен­ности изменений личности и стараться предотвратить по­добные реакции. Разговаривать с пациентами необходимо спокойно, убедительно, не повышая голос, не навязывая свои убеждения. Неторопливая беседа, умение выслушать, сочувствовать пациенту часто помогают лучше лекарств.

Обычно переживания смутных страхов и беспокойства направлены на будущее. Главный вопрос для пациента с инвалидностью, охваченного мрачным предчувствием, тре­вогой, — что будет? Пациент может бояться все новых и новых событий: смерти, инфекции, бедности, неверности супруги и др. Стоит ему убедиться в невозможности одно­го, как тотчас возникает что-то новое, чего «нужно» бо­яться. Фельдшеру необходимо выработать способность, терпеливо убеждая, снимать возникающие проблемы (фо­бии). Терпению, спокойной, уважительной беседе с па­циентом фельдшер должен обучить родственников, создать в семье атмосферу уважительного отношения к пациенту.

Человек должен чувствовать свою полезность в семье, уверенность, что к его мнению прислушиваются.

Очень важно остановиться на проблеме, часто встреча­ющейся у пациентов — ипохондрии. Они без всякой на то причины предполагают у себя различные осложнения, но­вые болезни; отгораживается от внешнего мира, их мыс­ли заняты заболеваниями сердца, легких, органов пище­варения и др.; постоянно измеряют АД, считают пульс, требуют все новых и новых исследований, ведут ежеднев­ные записи своих ощущений, физиологических отправле­ний, АД и т.д.; требуют назначений лекарств даже тогда, когда в них нет необходимости.

Речь идет о так называемых «трудных больных». Фель­дшеру трудно общаться с ними, а членам семьи и того труднее, так как пациенты постоянно требуют внимания к себе. Фельдшеру и родственникам нельзя идти на пово­ду у требований пациента, нужно постараться убедить его в необходимости разнообразных действий: чтение легкой литературы, прогулки, общение с друзьями и т.д.

Одной из мер помощи пациентам с ограниченными возможностями является их общение с друзьями, бывшими сослуживцами. Если родные в семье мало общаются с па­циентом, а друзья редко посещают и спешат поскорее уйти, пациент чувствует одиночество, свою невостребованность в жизни, что может привести к мысли о суициде.

Наряду с лечебной деятельностью, требующей макси­мума сил и времени, врачу, фельдшеру и медицинской сестре общей практикой приходится заниматься родными больных, которые очень волнуются за своих близких. Чрезмерно загруженным медицинским работникам эта ра­бота иногда кажется излишней, хотя им прекрасно изве­стно, что человек и среда, инвалид и окружающее его общество, семья, коллеги по работе — нераздельное це­лое. Несмотря на болезнь, данное единство должно оста­ваться всегда.

Степень реакции пациентов на инвалидность зависит от того, какая это инвалидность. Инвалиды детства от­носятся к своему статусу более спокойно. Они окружены родными, ухаживающими за ними, вовлекающими их в коллективы им подобных, в занятия спортом.

Инвалидам по общему заболеванию присущи вышепе­речисленные тревоги и страхи. Если способность к труду не утрачена, инвалидность переносится более благопри­ятно.

Инвалидность бывших военнослужащих, особенно вслед­ствие межнациональных конфликтов, переносится наибо­лее тяжело. Молодые люди страдают от физических и пси­хических увечий. Перед ними стоят сложные задачи об­устройства своей жизни. Они нуждаются в систематической медицинской и социальной реабилитации.

Также тяжело переживают утрату трудоспособности инвалиды по труду. Большую роль в поддержании их пси­хологического равновесия играют медицинские работники общего профиля, родные в семье, друзья.

Необходимо отметить, что реакция семьи на инвалид­ность члена семьи неоднозначна, так как связана с внезап­ным или постепенным стрессовым состоянием.

При появлении в семье ребенка с неполноценным раз­витием (болезнь Дауна, пороки развития) родители ис­пытывают тревогу и панику. Одни готовы тут же оставить ребенка в родильном доме. Другие ищут пути и способы, как помочь ребенку, организуют для него все необходимые условия жизни, окружая вниманием, заботой, любовью.

Не снижается количество инвалидов вследствие несча­стных случаев (дорожный, производственный травматизм и др.). Для семьи такой факт является тяжелым испыта­нием: длительное лечение, долечивание в санаториях, по­ликлиниках, центрах реабилитации, изменение личностных качеств пострадавшего, решение транспортных проблем (протезы, каталки). Без помощи социальных работников, •медицинского персонала общей практики, без любви к че­ловеку нельзя преодолеть возникшие проблемы в семье.

Тяжело переносят возникшую инвалидность мужчины, утратившие лидирующую роль в семье, кормильцы, защитники семьи. Предоставленные сами себе, они зачастую обращаются к алкоголю, пытаясь тем самым уйти от воз­никших проблем. Так случается, если в семье и у друзей они не находят поддержки, а от фельдшера и медицинской сестры общей практики — убедительных бесед о том, что в создавшейся ситуации всегда можно найти способ при­менить свои способности в каком-то другом деле.

Женщин-инвалидов.в семье угнетает собственная бес­помощность. Они угнетена неспособностью в полной мере обслуживать семью (приготовить еду, постирать и т.д.). Если ее обязанности берут на себя муж, дети, родители, женщина быстрее мужчины приспособится к возникшим трудностям. Она будет больше уделять внимания детям в учебе, помогать советом по работе. Женщина будет вы­полнять все реабилитационные процедуры, чтобы восста­новить здоровье или улучшить его.

Проблем в семьях, имеющих инвалидов, много. Зада­чей членов семьи, фельдшера, медицинской сестры явля­ется поощрение пациента к самоуходу. Если это у него не сразу получается, надо терпеливо повторять попытки, не раздражаясь и не упрекая в медлительности. Каждую уда­чу в самоуходе (мытье рук, чистка зубов и др.) следует воспринимать с радостью, как очередную победу над болезнью.

Для обеспечения самоухода необходимо устраивать при­способления. Например, изготовление стульчика для акта дефекации, скамейки для судна, мочеприемника, жгута из простыни, привязанного к ножному концу кровати, для самостоятельного подъема в кровати. Если человек начи­нает ходить, вдоль стен необходимо сделать приспособ­ления, за которые можно было бы держаться. Для приема пищи в постели изготавливают кроватный столик на нож­ках, делают валики для упора ногами.

Организуя уход за инвалидами, следует всегда помнить об их безопасности. Инвалиды могут упасть с кровати или при ходьбе, могут порезаться острыми предметами (нож, ножницы). При появлении возможной депрессии у них могут возникнуть мысли о суициде. Необходимо по­стоянно наблюдать за человеком, но ненавязчиво, чтобы он не чувствовал утраты свободы. Кровать должна быть низкой. На пути следования его по квартире надо убрать лишнюю мебель, острые углы, половики. Нельзя остав­лять у пациента режущие, острые предметы.

Постоянно развивая двигательную активность пациен­та, следует использовать прогулки, пребывание на свежем воздухе. Во время прогулок пациент общается с соседями, друзьями, а это хороший стимул для активизации восста­новительного процесса в организме.

 

Семейные фельдшер, медицинская сестра обязаны обу­чить членов семьи навыкам ухода за инвалидом, решению возникающих проблем.

Члены семьи должны научиться перестелить постель, сменить нательное белье, умыть, выкупать больного или немощного, напоить и накормить (знать правила диетоте­рапии). При появлении запора — сделать очистительную клизму, при недержании мочи использовать подкладное судно или памперсы. При одышке — проветривание или использование кислородной подушки. Ухаживающие долж­ны постоянно заниматься профилактикой пролежней.

Помимо вопросов только ухода за больными, надо за­ботиться об организации развлечений для инвалидов: удоб­ное для них расположение телевизора, подбор книг для чтения, посещение культурных мероприятий. Для инва­лидов в колясках устраивают в подъездах домов, в теат­рах специальные дорожки для инвалидного транспорта. Организуются спортивные мероприятия для/ инвалидов в местном и государственном (межгосударственном) масш­табах. Выпускается специальная литература для незря­чих, слуховые аппараты — для глухих и т.д.

Инвалиды имеют равные со всеми прочими членами общества права: на образование, труд, медицинское об­служивание, жилье и др. Они заканчивают средние и выс­шие учебные заведения, работают по специальности.

В случае утраты трудоспособности инвалиды имеют пра­во на трудовую переориентацию. Семья, родные помогают адаптироваться в новых трудовых (иногда надомных трудо­вых) условиях: организовать место для работы, помочь выработать трудовые навыки на первых порах, поощряя каждый успех в этом направлении.

Большое значение для инвалидов в вопросах адаптации к новым условиям жизни, возможно, к новой работе име­ют реабилитационные мероприятия.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, пси­хологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возмож­но, более полную компенсацию ограничений жизнедеятель­ности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (ст. 9 Федерального зако­на РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Основные задачи деятельности службы МСЭ определены Федеральным законом РФ «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации», Постановле­нием Правительства РФ от 13.08.96 г. № 965, утвердив­шим «Положение о признании инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы меди­ко-социальной экспертизы», и другими нормативными и инструктивными документами.

Целью реабилитации является восстановление здоро­вья, трудоспособности, личностного и социального стату­са инвалидов, интеграции и реинтеграции в обычные ус­ловия жизни общества.

Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нару­шенных функций, ограничений жизнедеятельности и со­циальной недостаточности инвалида.

Статус инвалида определяет МСЭ (медико-социальная экспертиза) по представлению документов врачами пунк­та МСЭ. Здесь же разрабатывается индивидуальная про­грамма реабилитации инвалида.

В соответствии классификацией ВОЗ реабилитация инвалидов включает в себя:

· медицинскую реабилитацию, которая состоит из вос­становительной терапии, хирургии, протезирования и т.д.;

· профессиональную реабилитацию, которая состоит
из профессиональной ориентации, профессионального
образования, трудоустройства и профессионально-про­изводственной адаптации;

· социальную реабилитацию инвалидов, которая со­стоит из социально-средовой и социально-бытовой адаптации.

 

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение при осу­ществлении программ всех трех видов реабилитации.

Выполнение медицинской программы реабилитации ин­валидом в сельской местности организует и осуществляет фельдшер общей практики.

Для проведения реабилитационных мероприятий могут быть использованы: центры здоровья, центры профес­сиональной реабилитации, специальные учебные заведе­ния для инвалидов, территориальные центры социальной защиты, дома-интернаты, пансионаты и др.

 

Права инвалидов законодательно закреплены в Осно­вах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты Федеральным законом от 2 марта 1998 года). В данном Законе Российской Федера­ции записано:

· инвалиды имеют право на медико-социальную по­мощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, про­тезами, протезно-ортопедическими изделиями, сред­ствами передвижения на льготных условиях, а так­же на профессиональную подготовку и переподго­товку;

· нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплат­ную медико-социальную помощь в учреждениях го­сударственной или муниципальной системы здраво­охранения, на уход на дому, на содержание в уч­реждениях социальной защиты населения;

· местные органы власти (округов, краев, областей) в пределах своей компетенции могут устанавливать для инвалидов дополнительные услуги;

· для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до их 18-летнего возраста одному из работа­ющих родителей или лиц, их заменяющих, предо­ставляется 4 дополнительных оплачиваемых выход­ных дня в месяц, которые могут быть использованы родителями по своему усмотрению.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое трудоспособность? Основные критерии.

2. Что такое инвалидность?

3. Назовите группы и причины инвалидности.

4. Назовите психологические проблемы инвалидов. Реакция на инвалидность.

5. Что такое ипохондрический синдром?

6. Назовите основные проблемы в семье инвалидов.

7. Назовите особенности ухода за инвалидами.

8. Что такое реабилитация? Виды реабилитации.

9. Назовите основные социальные гарантии инвалидов. Приказы.

10. Назовите основную медицинскую документацию по инвалидам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.