Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические проблемы, связанные со смертью




 

Процесс умирания сопряжен с решением целого ряда этических проблем. Среди них - проблема эвтаназии, искусственного поддержания процесса жизнедеятельности и его последствий, сохранения чувства собственного достоин­ства умирающего, информирования пациента о его состоя­нии и др.

Сегодня стало возможным сохранить жизнь таким боль­ным и получившим травмы людям, лечение которых еще вчера было бесперспективным. В развитых странах в каж­дой больнице есть реанимационное отделение, которое располагает самыми совершенными средствами жизне­обеспечения. Как следствие этого — больные оказываются в ситуациях, когда можно искусственно поддерживать жизнь в серьезно пострадавшем человеке, абсолютно не на­деясь привести его в сознание и вернуть к нормальной жиз­ни. Это послужило причиной дискуссий по поводу ненуж­ной реанимации и права на смерть, споров об эвтаназии.

Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни человека, идя на­встречу его собственному желанию, и выполненное не­заинтересованным лицом.

Термин «эвтаназия» впервые был употреблен в XVII столетии Ф. Бэконом для определения «легкой смерти», а с XIX века стал означать «умертвить кого-либо из жалости». Под словом «эвтаназия» подразу­мевается всякое действие или, наоборот, бездействие, ко­торое, по своей сути или намерению, приводит к смерти, «имеющей целью устранение боли и страдания».

Но эта жалость уже сама по себе является двусмыслен­ной: конечно, часто сама боль является невыносимой, но нередко она бывает еще более невыносимой для тех, кто находится рядом с больным. «Избавляя» больного от боли, они часто избавляют от страданий самих себя. Причинить смерть означает избавить прежде всего самого себя от не­обходимости услышать этот зов, поскольку за словами «убей меня» кроется мольба: «Раздели мою боль и помоги мне!» Чисто по-человечески всегда труднее «сопровождать» больного в его страдании, чем уничтожить его.

Существует право умереть достойно, по-человечески, без лишних страданий. Здесь идет речь об уважении че­ловеческого достоинства. Выражение «умереть с достоин­ством», которым злоупотребляют борцы за эвтаназию, чтобы прикрыть убийство «из жалости» привлекательной упаковкой, само по себе указывает на моральный долг об­щества. Но это право не освобождает от закона об охране жизни.

Смерть — это часть человеческой реальности со всеми ее последствиями и унижениями. Убегать от этого означает быть трусом. Право на достойную смерть вклю­чает также право на лечение при помощи гуманных мето­дов: они должны быть направлены на то, чтобы облегчить страдания и уныние, помочь умереть спокойно, без не­нужной и бесконечной борьбы. Такое гуманное лечение всегда заканчивается лишь естественной смертью, без ис­кусственной ее провокации. Это значит, что прибегать к искусственным методам, которые лишь замедляют процесс умирания, нужно продуманно и в соответствии с их целе­сообразностью. Все должно решаться с учетом интересов самого больного. Однозначного взгляда на проблему эвта­назии не существует, и в некоторых развитых странах она узаконена.

Еще одна сложная этическая проблема связана с реше­нием вопроса о разделении ответственности медика и па­циента. Патернализм, традиционно царивший в медицин­ской практике, постепенно уступает место принципу со­трудничества. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента основана на том, что жизнь человека — приоритетная ценность, благо больного — высший закон для врача, полноту ответственности за принятие клини­ческих решений берет на себя врач. Пациент при этом лишается самостоятельности. Напротив, непатерна­листская модель исходит из приоритета моральной авто­номии пациента, в силу чего ключевой становится кате­гория прав пациента. Нравственная ценность автономии личности оказалась столь высока, что благодеяние медика вопреки воле и желанию пациента ныне считается не­допустимым.

Среди прав пациента первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информирован­ного согласия. Под информированным согласием понима­ется добровольное принятие пациентом курса лечения, терапевтической процедуры или режима после предостав­ления врачом адекватной информации. Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации.

В России подавляющая масса медицинских работни­ков придерживается традиционно патерналистской модели взаимоотношений с пациентами, в частности, исповедуя убеждение в этической оправданности в услови­ях врачевания принципа «ложь во спасение». Эта пози­ция, к сожалению, сочетается с чрезвычайно широко распространенным правовым и этическим нигилизмом на­ших медиков, для которых проблема информирования больных вообще редко подвергается рефлексии.

Прежде основное внимание уделялось вопросам предо­ставления информации пациенту. В последние годы ученых и практиков больше интересуют проблемы понимания пациентом полученной информации, а также достижение согласия по поводу лечения. Добровольное согласие — прин­ципиально важный момент в процессе принятия медицин­ского решения. Добровольность информированного согла­сия подразумевает неприменение со стороны медицинского работника принуждения, обмана, угроз и т. п. при приня­тии решения пациентом. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения норм морали по отноше­нию к медицинской практике. Правда, пусть жестокая, се­годня получает приоритет в медицине. Медику вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.