КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и методы санитарного просвещения
Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.
Ведущим направлением санитарного просвещения является пропаганда здорового образа жизни, которая охватывает все разделы гигиены:
Другое важное направление санитарного просвещения – пропаганда мероприятий по профилактике болезней и борьбе с ними. Прежде всего профилактика сердечно-сосудистых (атеросклероз, гипертоническая и ишемическая болезни и др.) и онкологических заболеваний, особенно предраковых состояний. В числе непременных остаются противовенерическая, противотуберкулезная пропаганда, профилактика простудных заболеваний. Задача санитарно-просветительной работы – учить людей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь. Не рекомендуется сообщать населению подробности о клинической картине, о течении болезни, об объективной симптоматике, тем более о применении лекарств. Информировать целесообразно лишь о первых субъективных признаках начинающейся болезни, способствуя тем самым своевременному обращению за медицинской помощью. Каждый врач и средний медицинский работник в соответствии с приказом Министерства здравоохранения обязан проводить не менее 4 ч в месяц санитарно-просветительную работу среди населения.
Различают:
К устному методу относятся:
Подобные средства обеспечивают непосредственный контакт выступающего со слушателями – важнейшее преимущество живого слова пропагандиста. Наиболее широко используемое средство устной пропаганды – лекция. Лекции по охране здоровья обычно читают врачи. Однако это не исключает возможности привлечения к этой деятельности и наиболее подготовленных фельдшеров и акушерок ФАП. Читаются лекции и ведутся беседы в сочетании с другими средствами санитарного просвещения (организация выставок на соответствующую тему, распространение санитарно-просветительной литературы). Беседой можно назвать 10-15-минутное выступление медицинского работника в актовом зале, жилом доме, в мастерской, на молочнотоварной ферме и т.д. За основу беседы берут материал организационного, практического характера, построенный на конкретных фактах, примерах. Задача таких выступлений – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни и т.д. Метод устной пропаганды больше, чем другие, широко применяется при проведении занятий в кружках, на курсах в школах здоровья, предусматривает плановое распространение медицинских знаний, систематическое гигиеническое воспитание населения.
Средства печатной пропаганды чрезвычайно многообразны:
Наглядный (изобразительный) метод санитарного просвещения предполагает использование:
С целью воздействия на формирование у населения адекватного отношения к личному и общественному здоровью. К ним относятся фотографии, рисунки, плакаты, муляжи, специально изготовленные в качестве изобразительных средств или наглядных пособий, диафильмы.
В повседневной работе по охране здоровья сельских жителей большое значение имеет санитарное просвещение. Содержание санитарно-просветительной работы, проводимой среди сельского населения, должно быть направлено:
В круг тем санитарно-просветительной работы входят также:
Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Одной из важных задач санитарного просвещения является пропаганда гигиены труда при сельскохозяйственных работах, мер предупреждения сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами; разъяснение гигиенических требований к устройству и водоснабжению полевого стана, к доставке, очистке, обеззараживанию и хранению воды.
В лекциях и беседах для работников животноводческих комплексов и молочнотоварных ферм освещаются требования:
Большое внимание фельдшера и акушерки ФАП должны уделять дифференцированному гигиеническому обучению: · руководящих кадров, представителей массовых сельскохозяйственных специальностей (механизаторов, животноводов, полеводов, птицеводов, садоводов, работников животноводческих комплексов, молочнотоварных ферм и др.); · привитию каждому труженику села необходимых гигиенических навыков; · специальной гигиенической подготовке работающих с ядохимикатами; · привитию детям необходимых гигиенических навыков и проведению гигиенического обучения в дошкольных учреждениях и школах.
Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста следующие: - создание оптимальных условий внешней среды для правильного физического и психического развития ребенка; в решении этой проблемы принимают участие семья, педагоги, медицинские работники и технический персонал дошкольных учреждений; - воспитание осознанных и прочных гигиенических навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих культуру поведения ребенка; - систематическая санитарно-просветительная работа с родителями; ее проводят педагоги и медицинские работники дошкольных учреждений, врачи сельского врачебного участка, фельдшера и акушерки ФАП.
Санитарное просвещение в школах складывается из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих разделов:
Классную гигиеническую подготовку учащихся проводят педагоги, внеклассное гигиеническое обучение в школе – педагоги, медицинские работники школ, ФАП. Для этого в школах организуются месячники, утренники и дни здоровья, тематические вечера, медицинские викторины, КВН; плановые беседы или лекции для учащихся старших классов в лекториях здоровья и по школьному радио.
Методическое руководство гигиенической подготовкой сельского населения осуществляет районный дом санитарного просвещения, а там, где его нет, - районная СЭС, имеющая кабинет санитарного просвещения. Медицинский персонал ФАП организует беседы, выступления по местному радио, лекции врачей, распространяет научно-популярную литературу. В пропаганде и агитации санитарного просвещения на селе применяют и такие формы, как вечера вопросов и ответов, устные журналы, школы и народный университет здоровья; создаются санитарные уголки (на МТФ, мастерских, школах и т.д.) с использованием санитарных бюллетеней, фотовыставок и т.д. Большое значение имеет и показ санитарно-просветительных фильмов на различные темы:
Кинофильмы, демонстрируемые отдельно или с лекцией, или беседой, способствуют повышению санитарно-гигиенических знаний жителей села. Кроме того, важны также различные печатные материалы (памятки, листовки, плакаты) и выставки.
Санитарное просвещение организуется в 2 аспектах: 1. санитарно-просветительная работа с больными (их родственниками) на ФАП; 2. при посещении на дому и работа с населением обслуживаемого участка.
В первом случае ведется индивидуальная или групповая беседа с больными, а также даются советы по профилактике различных заболеваний. Во втором случае эти мероприятия проводятся в жилых домах и общежитиях, домах культуры, клубах, мастерских, на животноводческих комплексах, молочнотоварных фермах и т.д.
Место проведения беседы (лекции) определяется темой и той группой населения, с которой она проводится, так, например, в школах – беседы со школьниками, педагогами; на полевых станах – с механизаторами; на животноводческих комплексах и молочнотоварных фермах – с доярками, телятницами, скотниками; в яслях и садах – с родителями и воспитателями; на ФАП – с беременными, больными и санитарным активом.
При организации санитарного просвещения на селе следует руководствоваться следующими положениями: 1. К санитарной пропаганде надо привлекать интеллигенцию села (педагогов, агрономов, зоотехников, работников клубов и др.), активистов Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. 2. Культурно-просветительные учреждения села необходимо превратить в центры пропаганды медицинских знаний. 3. Школа должна стать важнейшим проводником санитарной культуры, так как школьники, овладевшие гигиеническими знаниями, будут активными пропагандистами в семье. Санитарно-просветительная работа на селе должна способствовать решению актуальных задач сельского здравоохранения:
Вопросы:
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 67414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |