КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Чем меньше ребенок, тем труднее разграничить, какого генеза аутизм
Чем меньше ребенок, тем труднее разграничить, какого генеза аутизм. Когда ребенок безречевой – совсем трудно. Римланд: первично при аутизме страдает восприятие. Теория фильтров: нарушена фильтрация тех стимулов (когда говорят, аутист то слышит, то не слышит). Говорил, что есть искаженные пороги в мозге, но сделаешь МРТ – искажения не видно, где эти фильтры? Как доказать? Теория-то красивая. И никто не спорит. Но что из себя представляют фильтры? Нейропсихологи: первично нарушено восприятие. Зеркальные нейроны (американская теория), у нас в России – первичное нарушение восприятия. Для школы Лебединского (нашей школы) такая структура при раннем детском аутизме: Первичное нарушение – низкие сенсорные пороги, нарушена аффективно-инстинктивная сфера, с доминированием отрицательного фона ощущений (доминанта неприятного, дискомфортного). Таким образом, аутизм – вторичен как компенсация от мира, кот. раздражает, гиперкомпенсаторное образование. Поэтому это стереотипное поведение, эти ритуалы, оберегание собственной капсулы – защитное поведение, ставшее лидирующим. По степени тяжести несколько групп: - самые сложные – безречевые дети, отрешенные от всего. Сидят в своей капсуле, стереотипное поведение, все раздражает, речи нет. доминирует первый уровень. - доминирование второго уровня – стереотипии. Закрепляют свой положительный опыт: избирательность в еде – подкрепляют и стереотипизируют свой приятный опыт в еде. Набор штампов, двигательные и речевые стереотипии. Изменение маршрута прогулки – ну просто плач Андромахи. Любое разрушение стереотипа дает взрывы и скандалы. Много аутоагрессии, щипают, кусают. Аутостимуляции – разговаривает сам с собой и тд. Симбиоз с мамой или с папой (сейчас тенденция симбиоза с отцовской фигурой). - третий уровень (уровень экспансии, влеченческий уровень) – тяга к страшному, грязному, фекалиям, помойкам. Захваченность страшными впечатлениями. Тоже стереотипии, но уже на влеченческом уровне. - уровень аффективной коммуникации. Высокая ранимость. Нуждаются в защите, в какой-то похвале. Этот уровень – самый легкий аутизм. Но с миром общаются только через взрослого, через маму-папу. Почему это важно? С этим можно выходить на психотерапию, на коррекционную работу. Есть такая холдинг-терапия (холдинг – прижимание). Если ты прошел холдинг-терапию, то вроде как налаживаются отношения в этой диаде, мать лучше понимает. Процедура чудовищная, тяжелая, травматичная – очень тяжелые регрессы и у матери, и у ребенка. В Англии эта терапия вообще запрещена. Мать берет ребенка на руки (стоит группа поддержки!), ребенок плюет ей в лицо, хватает за волосы, жуткое зрелище, первый день – это секунды 2-3 длится, с каждым днем прибавляются минутки. Если мать час-два держит на руках ребенка, то налаживаются отношения. Но ребенок дает откаты, мать дает срывы. У англичан холдинг смещенный: мать запускается в игровую комнату, мать отзеркаливает движения ребенка: он катает машинку – и она катает, он щебечет рулады – и она лапочет. Пока он не включит мать в свою игру, а когда-то этот момент наступит (они в это верят J). Итог: что-то все-таки транслируется, отношения становятся лучше. Методика ПЭП (или теперь уже ПЭП-3). Компьютер для аутистов – это полет души, они расцветают J. Тонус у них обычно плохонький, компьютер им помогает в познавательной активности – играх, обучению. Большой прорыв через компьютеры. ПЭП создан, чтобы помочь педагогам и психологам в планировании программы обучения, в диагностике аутизма и нарушения речи. Задания – субтесты развития. 10 штук, разбиты на рубрики: 6 – уровень развития способностей и 4 – дезадаптивное поведение. В итоге имеем психолого-педагогический профиль ребенка. Задания такие: напр., верб./неверб. интеллект (оценка называния, способность к решению проблем, понимание закономерностей) – сложить пазл, повторить предложение, повторить набор цифр. У аутистов часто не сформированы навыки опрятности, навыки еды. Если умерли родители – такому ребенку себя обслуживать очень сложно. А в больнице они осваивают самообслуживание. Аутизм ставят в раннем возрасте, а в более позднем – либо шизофрению, либо шизотипическое личностное расстройство. Интеллектуально могут найти свою нишу – и тогда скомпенсироваться. Но жить будут все равно с опекуном. Самые страшные и тяжелые, самые садисты – больные шизофренией: 11-летний аутист (в рамках шизофрении) утопил 8-летнего олигофренчика (летом на отдыхе). «Я, - говорит, - хотел посмотреть, как он выкрутится: он говорил – ляг (а олигофренчики внушаемые), вставал на него, тот плакал, он сходил. На шестой раз он утоп». Потом он заставил собаку поскусать труп. До этого дома убил попугайчика. Ловил кошек и сбрасывал из окна, потом бежал посмотреть, как она разбилась. Редуцировать что-то можно, но внушить ребенку, что как же так – он испытывает удовольствие от того, что он наносит вред другому, - невозможно. Это такое страшное искаженное развитие.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |