Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Когнитивно - познавательная сфера личности




Тема 1. Характеристика психических процессов

 

ЦЕЛЬ: Раскрыть сущность понятий «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление», «воображение». Исследовать виды и закономерности функционирования познавательных процессов.

ВОПРОСЫ:

 

4.I. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Общие закономерности ощущений.

4.2. Понятие восприятия и его физиологические основы. Основные особенности восприятия.

4.3. Общая характеристика внимания. Качества внимания. Виды внимания и их характеристика.

4.4. Общее понятие памяти. Процессы памяти. Виды памяти.

4.5. Определение мышления. Виды мышления и их классификация.

4.6. Воображение как фактор поведения. Виды воображения. Этапы творческого воображения.

 

4.1. Психические процессы – это формы психического отражения человеком внешнего мира, которые побуждают его к деятельности, регулируют ее.

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения объективны, т.к. в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны – субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей органов чувств.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором.

Каждый анализатор состоит из трех составляющих:

1. рецептора, органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы.

2. проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в головной мозг.

3. мозгового центра в коре полушарий головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

 

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

 

Виды ощущений. Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1906 году выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

 

Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интроцептивные (ощущения о внутреннем состоянии организма).

Свойства ощущений:

- качество,

- интенсивность,

- длительность,

- пространственная локализация,

- адаптация.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую может воспринимать анализатор. Интервал между ними называется «диапазон чувствительности».

2. Порог различия – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные.

3. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

4. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.

4.2. Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

В процессах восприятия формируется целостный образ предмета, ситуации, другого человека. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Восприятие есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

 

Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор, то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Образование таких связей, например, в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

 

Осмысленность восприятия связана с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых даёт ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током первичных зрительных полей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей - знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, не оформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

 

В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковою роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, кокой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

 

Основные особенности восприятия.

Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

 

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию практической деятельности человека. Предметность восприятия не врождённое качество; существует определённая система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счёте всегда внешне двигательных, обеспечивающих- контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

 

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

 

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основной для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразным взаимосвязями входящих в нее элементов.

 

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметности деятельности человека - с другой.

 

Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются в воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Но благодаря свойству константности - способность перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.

 

Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы, Многократное восприятие обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений рецепторного аппарата.

 

Свойство константности объясняется тем, что восприятие своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Константность - необходимое условие жизни и деятельности человека, оно обеспечивает относительную стабильность окружающего мира.

 

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

 

Таким образом, мы видим, что восприятие это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

 

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы и т.д. Зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

 

Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание.

 

Таким образом, мы видим, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

 

Виды восприятия:

По типу ведущего анализатора:

- зрительное,

- слуховое,

- осязательное (тактильное),

- вкусовое,

- обонятельное.

По объекту:

- пространства,

- движения,

- времени.

По участию в нем других психических образований:

- эмоциональное,

- рациональное.

Свойства восприятия:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления в форме отдельных предметов.

2. Целостность – восприятие дает целостный образ.

3. структурность – мы воспринимаем абстрагированную от наших ощущений обобщенную структуру.

4. Константность – постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия (большой грузовик воспринимается как большой предмет, даже когда уехал в даль).

5. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.