Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкретные формы уклонения от тезиса




1. Потеря тезиса - оратор не может раскрыть тему и освещает менее значимый вопрос или не понял тему.

2. «Лоскутное одеяло» - в одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько малосвязанных вопросов, при этом каждая проблема более-менее четко формулируется, но практически не аргументируется.

3. «Утопленный тезис» - у оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется, либо воспринимается как 2 разных тезиса. Основная мысль должна быть четко видна в речи.

4. Ассоциативный тип построения речи - у выступающего вообще нет тезиса.

Риторика трактует тезис как основную мысль речи – в каждой речи может быть только 1 такая мысль и только 1 тезис.

Логика понимает тезис как мысль, нуждающуюся в доказательстве (может быть много).

Тезисы – высказывание главных мыслей произведения.

Главное – не подменять риторическое понимание тезиса логическим, в рамках риторического анализа.

Принципы риторического деления тезиса

Если речь не сводится к простой реплике, раскрывает несколько взаимосвязанных мыслей, то необходимо деление тезиса на смысловые части. Оно позволяет выяснить взаимосвязь и соотношение идей, т.е. придать речи стройную форму. Все мысли в речи должны быть связаны так, чтобы предыдущая мысль содержала в себе зачатки последующей. Между мыслями должна прослеживаться четкая связь, которая позволит воображению слушателей воспринять вашу речь в целостности.

На этапе замысливания речи необходимо произвести деление речи на составляющие части. Логическое деление понятия всегда совершается 1 способом в соответствии с признаком, положенным в основании деления. Риторическое деление может быть произведено многими способами. После формулировки тезиса задумываемся «почему это так», что нужно сказать слушателям, чтобы они согласились с этим утверждением. Каждое полученное таким образом суждение может быть подробным образом рассмотрено и разделено на более мелкие по значению суждения.

Сколько частей необходимо иметь в речи?

Зависит от ситуации и аудитории, характера самого тезиса. В эпидеиктических речах задается желанием автора. В убеждающих и призывающих речах кол-во и состав подтезисов очень часто задается необходимостью воздействия на аудиторию. Подтезисы, полученные в результате деления тезиса называются подтезисами 1 уровня, в рез-те подтезиса 1 ур-ня - 2 ур-ня. В результате этого получается план-конспект. Степень его сложности зависит от интеллектуального уровня аудитории, чем выше – тем сложнее. Важно следить, чтобы каждая формулировка плана-конспекта была суждением, а не заголовком или вопросом. План-конспект составляется для себя. Из названий отдельных пунктов должно быть в общих чертах ясно, что автор хочет сказать здесь, а из всего плана-конспекта – общее содержание речи. Все формулировки должны быть соразмерны и находиться в правильном соподчинении. План-конспект речи важно отличать от композиции речи. На этапе деления тезиса как таковой речи еще нет, оратор вырабатывает для себя смысловой каркас будущей речи – задача стратегическая. На этапе расположения имеются все необходимые части речи, которые необходимо расположить - задача тактическая.

Лекция. 10.10.11

Специфика риторической аргументации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.