Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития досуга за рубежом

Лекция 2.

Раздел 1. Становление и развитие социально-культурной работы за рубежом

Система организации досуга, сложившаяся в конце ХХ века в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других развитых англо­язычных странах - это в, первую очередь, гигантская материально-техническая база свободного времяпрепровождения, включающая го­стиницы, туристские комплексы, национальные парки, стадионы, пляжи, яхт-клубы, спортивно-зрелищные предприятия, оздоровительно-рек­реационные лагеря, учреждения искусства, танцевальные залы, ка­зино, самые разнообразные центры дифференцированного досуга – от клубов пенсионеров до детских игротек и «Диснейлендов», зоопарков и аквапарков, компьютерная индустрия и др. Обеспечением активно-творческой досуговой деятельности занимается много­численная армия социальных работников, менеджеров, социальных педагогов, аниматоров, релаксаторов и других специалистов, которые от име­ни государства, муниципальных органов, церкви, общественных ор­ганизаций, других социальных институтов осуществляют эстетическое во­спитание детей и способствуют «рациональной педагогике» досуга различных групп населения. Это, наконец, воспитанный за многие десятилетия менталитет, живущих в этих странах людей, усваивающих с первых лет сознательной жизни аксиологию досуга, формирование установки на необходимость ее повседневного использования.

Социальный и научно-те­хнический прогресс в США, Великобритании, Японии, Германии, Франции и других высокоразвитых странах с наибольшей силой проявил себя в сфере свободного времени, породив своеобразное общество досуга с широким спектром восстановительно - интеллектуальных функций. Все это явилось результатом многовековой эволюции человечества.

Истоки общества рационального досуга уходят в глубины ис­тории (Древний Восток, античный мир, эпоха Возрождения, доколумбовая Америка и др.) Человек постигает ценность досуга и формирует в себе умения и навыки его разумного использования на основе системного изучения философии, социологии, психологии, педагогики, антропологии, физиологии, религиоведения и др.

Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в разнообразных документах, раскрывающих историю Китая, Индии, Двуречья. В пос­ледние десятилетия в научный оборот включены ценные материалы, характеризующие культуру древних племен, живших на территории Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, Британских Островов. Однако, сложившаяся система взглядов на содер­жание, формы и, в первую очередь, аксиологию досуга возникает лишь в античном мире в философии Платона (428-347), Демокрита (460-370), Аристотеля (384-322).

При этом нельзя не учитывать, что путь к научному осмысле­нию сущности, природы и специфики досуга характерен многими про­тиворечиями и парадоксами. К примеру, понимание свободного вре­мени в Древней Греции основывается на концепции государства Пла­тона, в котором все аспекты жизнедеятельности строго детермини­рованы принципами, лежащими вне самой личности. По Платону, досуг выступает как один из компонентов функционирования государства. В зависимости от места, которое человек занимает в обществе оп­ределяется содержание, форма и время его досуга. Регламентируют­ся искусство, праздники, спорт, любые формы досугового общения. Основная задача и истинная цель социально-культур­ной деятельности заключается в том, чтобы человек, в ней участ­вующий, всю свою жизнь «носил», воплощая в формах внешнего пове­дения, такую «этическую униформу», которая порождала и сохра­няла бы строго определенный настрой, «этос», предусмотренный философским законодателем.

Греческая праздничная культура дала серьезный им­пульс праздничным традициям Европы.

В века республиканского Рима излюбленным местом обще­ния был один из холмов в центре города - Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к се­бе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы - бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей ме­шали общению.

Театр, бывший государственным делом и честью греков, в Риме был не в почете: уделом бродячих групп артистов и позо­ром для аристократа, вздумавшего поиграть.

Виды зрелищ в античном Риме:

1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, брит­ты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сража­лись, изображая исторические эпизоды сражений или мифоло­гические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон.

2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиа­тор - воин с коротким римским мечом и щитом).

3. Театрализованные военные сражения на известные исто­рические сюжеты.

4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали де­сятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян.

Вот таким образом развлекали римский плебс, вся жизнь которого была досугом.

Искусство, задуманное законодателем как средство «совершенствования в добродетели», не просто дополняет огромный досуг свободнорожденных, а лишает его творческого начала. У граждан Платоновско­го государства вообще не оказывается свободного времени, кото­рым каждый мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Досуг, таким образом, невозможно рассматривать как свобод­ное время. В государстве, принципы которого раскрывает Платон, имеет место такая форма «заполнения» свободного времени, которая пре­вращает последнее в его полную противоположность. Идея прове­дения свободного времени в Платоновском государстве активно пе­рекликается с установками относительно свободного времени в не­давнем прошлом нашего государства.

Авторитарный характер Платоновского государства и распав­шегося Союза ССР уничтожал саму идею свободного времени. Опре­деление занятий в сфере свободного времени как строго обязате­льных, равно как формулирование этических целей, реализуемых через эстетическое, как уже заранее заданных, уничтожало суть и природу свободного времени в его подлинном смысле, лишало человека естественного права после выполнения гражданских, профессиональных и семейных функций быть абсолютно свободным в вы­боре содержания и форм своего времяпрепровождения. У Платона отсутствуют такие существенные признаки свободного времени, как право свободного выбора, личная мотивация деятельности, форми­рование этического не как органического результата совместной деятельности, а как следование этическим принципам конкретной личности.

Духовное богатство античного мира проявилось в наличии многочисленных философских школ, которые обосновали самые разные взгляды на сущность и специфику досуга. Одна из таковых строи­лась на базе концепции Аристотеля, которая исходила из противо­положных Платону взглядов и опиралась на идею свободного воспи­тания свободнорожденных граждан. По Аристотелю, сущность свободы в первую очередь проявляется в том, что позволяет раскрывать творческие потенции личности. Досуг же в данном контексте выс­тупает как средство решения этой задачи. Свободное время, по определению Аристотеля, – это «высокий досуг», ибо в нем реализуется «самоценность» гражданина. Длительный и сложный процесс воспитания протекает во всех сфе­рах жизнедеятельности, но достигает своего апогея в целенаправленных до­суговых занятиях. В государстве демократии – домоведение, торговля, научная и даже административная деятельность выступают как средство создания условий для высокого досуга.

Аристотель первым в мировой философии обосновал и раскрыл в своей «Метафизике» [1] специфику деятельности человека в сфере свободного вре­мени. Следует отметить, что в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой или ином виде деятельности поведение человека детерминировано определенными обязательствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности. В условиях свободного времяпрепровождения человек ориентируется только на свои интересы и потребности, т.е. только в этой жизнедеятельности он до конца остается самим собой и в меру своих способностей реализует себя как творческая индивидуальность.

В работах Аристотеля говорится о содержании «высокого досуга» как о форме интеллектуального развлечения, о философской форме обще­ния с божеством. Такая форма общения предлагается как наилучший способ проведения «высокого досуга», как блаженство, как высшая цель жизни свободнорожденного. Разум – высшая способность че­ловека, целевой установкой которой является взаимодействие с Божеством, отсюда – необычайно высокий статус свободного вре­мени, культивирование специфического поведения в его сфере, под­чиненное положение всех других сфер жизнедеятельности государства и человека, неограниченная возможность стремления к идеалу и совершенствованию.

Данная концепция противоположна трактовке смысла свободного времени у Платона. Но в этой противоположности есть определенная диалектическая взаимосвязь позиций крупнейших представителей античного мира. Платон провозглашает культ государства, в рамках которого проявляются разнообразные потенции досуга. Аристотель, до предела возвышая роль досуга, подчеркивает значение государст­ва в обеспечении реализации возможностей человека в сфере свободного времени, но оба, по сути, максимально концентрируют внимание на значимости досуговой деятельности как важнейшем условии развития личности.

Проблемы свободного времени нашли отражение в философских концепциях Демокрита, Сократа и других интеллектуальных лидеров античности, но наиболее полно и основательно природу досуга рас­крыл Эпикур, видевший в нем «средство самоустранения от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, фактор нравст­венного развития, условие телесных и духовных наслаждений».[2] С крушением античного мира в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке наступает длительная эпоха идентифика­ции досуга с неоправданной праздностью, отрицания ценности досу­га, физического и морального преследования тех, кто пытался вслед за Аристотелем видеть в свободном времени «праздник ума и гармо­нии».

В христианстве время отражает две «ипостаси»: земное и веч­ное. В философии Средневековья тщательно обосновывается их различие и взаимодействие. Средневековый философ Августин утверждает идеи о времени как феномене чувстве­нного мира в противоположность вечности, времени как подвижного образа вечности, времени как способе жизни мировой (и, соответственно, человеческой) души. Христианство (в отличие от античности) по-разному оценивает эти категории времени. Ценностный аспект смещается на са­кральное (священное) время, время человеческого существования обесценивается, что находит выражение в психоло­гическом состоянии средневекового человека: «… основной нерв его переживания самой категории времени мо­жно было бы определить как ожидание, постоянное напряженное ожи­дание конца человеческого, земного времени, однако, такого конца, который явится началом нового состояния, когда времени уже не бу­дет, а наступит вечность...».[3]

Свободное время в эпоху Сре­дневековья, в первую очередь, осваивается церковью. В любом костеле имелась возможность увидеть ве­личие и красоту окружающего мира, отрешиться на какое-то время от суеты повседневности.

В эпоху Возрождения даже личный секретарь Папы Римского – Лоренцо Балла – сумел предложить гедонистическую концепцию образа жизни, прекрасно укладывающуюся в рамки официальной католической морали. В Ис­пании, Англии, Франции, в различных регионах Италии и Германии ХVII века аристократическими кругами распространяется модель обра­за жизни, продолжающая идеи титанов Возрождения. В XVIII веке пра­во на досуг, как на источник наслаждений и удовольствий, утверж­дается в образе жизни не только аристократов-вольнодумцев, но и разночинцев. С осуждением пуританской морали в XIX веке выступают Ницше, Фурье и многие другие мыслители.

Со времен античности праздность была политическим аргументом плебеев в их борьбе против патрициев. В праздности видели причину падения нравов в вырождающемся Риме. Фома Аквинский заклеймил ее как источник скуки и бесплодного времяпрепро­вождения. Паскаль в «Размышлениях» задает воп­рос: «Почему разум сохраняет достоинство, предаваясь горю, но позорит себя, предаваясь наслаждению?» - и, последовательно отвечая на него, стремится доказать, что лишенное возвышенных интересов времяпрепровождение убивает человека, стоит вне морали. Праздность осмеивается Эразмом Роттердамским, Франсуа Раб­ле и другими гуманистами. Критика свободного времени занимает центральное место во всех утопиях XVI-XVII веков, активно осуждается Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой, их последователями.

Одним из первых актов Великой Французской революции была отмена всех религиозных пра­здников, воскресного отдыха, установление десятидневного рабоче­го цикла. Понимание времени в эпоху Возрождения существенно изменя­ется по сравнению со Средневековьем. Крупнейшие мыслители продолжают бичевание празднеств, но время осмысливается ими уже как «драгоценнейшая вещь», владеть которой означает «окультуриваться в ней». По-иному раскрывается диалектика индивидуального и истори­ческого времени.

В исследованиях ученых самых разных направлений явно выявлена органическая связь между человеческой деятельностью и временем. И в этом смысле современные представления о времени могут оказаться чрезвычайно плодотворными для создания концепции свободного времени. Человек осваивает его при условии осознания его ценности, желания использовать не об­щественное, а индивидуальное время, именно поэтому без представ­ления о ценности времени невозможна и его рациональная организация. Успехи и неудачи в организации досуга в зна­чительной мере связаны с этой проблемой.

В XX веке М. Веберном, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным, С.Г. Струмилиным, в 20-30 годы в США супругами Р. и Е. Линд, Дж. Ландбергом, а в послевоенные годы Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье – во Франции, Т. Парсонсом, М. Капланом, Дж.П. Робинсоном – в США, К. Робэртсом, С.Р. Паркером – в Великобритании, Г.А. Пруденским, Б.А. Грушиным, Л.А. Гордоном, Э.Б. Клоповым, В.Д. Патрушевым, Э.В. Соколовым, В.А. Ядовым – в России, А. Салаи – в Венгрии, К. Жигульским – в Польше были обоснованы сущность и специфика социологии досуга, позволившая раскрыть структуру свободного времени и выявить связи с другими сферами жизнедеятельности. Понимание свободного времени должно быть ориентировано имен­но на непосредственно-личностную сферу человеческого бытия, должно осмысливаться через призму философской трактовки взаимоот­ношения человека и мира, что требует учета социоло­гических, экономических, физиологических, психологических, педагогических и ряда других аспектов.

Принципиально важно отметить, что в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, к белой части населения Южно-Африканской респуб­лики восприятие досуга, как интегрального, междисциплинарного явления, пришло из Европы. Но, в отличие от Старого Света, здесь оно попало на самую благодатную почву: и материально, и духовно общество научно-технического и социального прогресса оказалось подготовленным к осмыслению досуга как фактора рекреации и явления культуры.

Тысячи лет существования человечества досуг был привилегией аристократии, подготовленной своим социальным положением к исключительной судьбе, что выражалось в демонст­рации богатства и власти, играх, охоте, пышных гуляниях и балах, поэзии и др. Сегодня досуг стал одной из сфер жизнедеятельности любого человека, независимо от его социального положения. Право на досуг – принципиальное и очень важное завоевание цивилиза­ции XX века. Однако, осознание наличия этого права явно недостаточно, необходимо, чтобы каждый человек овладел способами эффективной реализации этого права и в этом аспекте опыт англо­язычных стран богат великолепными примерам творческого решения этой проблемы.

Социология досуга, которая в значительной мере позволяет увидеть этот опыт, впервые утвердилась в США с появлением глу­бокого, разностороннего и оригинального анализа бюджета свобод­ного времени, который дал Питирим Сорокин[4] (1935). Это направление науки было связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма, со многими другими учеными, которые в ка­нун Второй мировой войны сконцентрировались в США. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, эстетические и иные корни культурно-досуговой деятель­ности, длительный период оставалась Франция. Начало социологии досуга здесь связано с именем Ж. Фрид­мана, становление и расцвет обязаны, главным образом, деятельности Ж. Дюмазедьэ.

Французская школа социологии досуга (Э. Дюркгейм, Ж. Фридман, Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье и др.) внесла огромный вклад в совреме­нное восприятие досуга во всех развитых странах мира и, в первую очередь, в США, т.к. здесь в еще большей мере, чем во Франции сло­жилась материально-техническая база, наиболее полно отражающая современные требования к рациональному использованию людьми сво­его свободного времени.

Специфика США и Канады проявилась в том, что вместе с эмигрантами из Западной Европы, России, Китая и других регионов сюда приходили религиозные и светские традиции свободного времяпрепровождения, которые в сочетании с богатейшими материальными возможностями породили определенный американский культурно-досуговый менталитет. Существенное влияние на восприятие досуга в англоязычных странах оказали немецкие ученые. Классик американской социологии Т. Парсонс неоднократно подчеркивал, что его научные концепции опираются на исследования М. Вебера, Г. Маркузе и др.

Не менее весомый вклад в становление и развитие научных взглядов на досуг в США и других англоязычных странах внесли ученые России (С.Г. Струмилин, П. Сорокин и др.), которым принадлежат комплексные исследования бюджетов свободного времени разных групп населения.

Отдавая должное влиянию многих научных школ на восприятие досуга в англоязычных странах, нельзя недооценивать и заслуги собственно американских, английских, канадских, австралийских или южно-африканских ученых, исследования которых сыграли огро­мную роль в раскрытии нравственно-эстетического потенциала досу­га и обосновании его конструктивных возможностей как средства рекреации и фактора духовного развития человека.

В современной английской школе досуга представлены теоретические концепции (К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли) взаимовлияния тру­да, досуга и социально-психологической модели культурно-досугового творчества; работы социологов Дж. Кларка, Ч. Критчера о специфике бюджетов времени разных групп самодеятельного творчества; попытка руководителей британской Ассоциации научно-технических и управленческих служащих К. Дженкинса и Б. Шермана выявить при­роду «досугового шока» конца XX века; оригинальное обоснование географа А. Пэтмора моделей культурно-досуговой деятельности, сложившихся в различных регионах нашей планеты.

Стремление научно обосновать природу и специфику досуга в США и Канаде, в первую очередь, связано с исследованием супругов Р. и Е. Линд осуществленном в 1925-1929 и 1935 годах, Дж. Ландбергом, который в 1934 году выявил особенности свобод­ного времени городского населения. Но наиболее активно американ­ская школа досуга стала утверждать себя в послевоенные годы бла­годаря фундаментальным исследованиям Т. Парсонса, М. Каплана, Дж. Робинсона и созданию многочисленных институтов исследования до­суга на базе ведущих университетов. Широкую известность в этой области приобрели работы Калифорнийского университета (С. Голд), Пенсильванского (Дж. Годби), Аризонского (Д. Данн), университета штата Северной Каролины (Д. Сессом) и т.д. Канадская ветвь исследований активнее других осуществлялась на базе Оттавского университета (Ф. Брег, И. Сарай, Г. Гудейп и др.). В последние десятилетия интересные монографии, раскрывающие ин­фраструктуру американского досуга, опубликовали Б. Драйвер, Д. Бром, Д. Берт, и другие исследователи, сумевшие показать тенденции развития культурно-досуговой сферы.

В работах С.де Себастьяна, М. Каплана, Д. Коумена, Н. Миллера и Д. Робинсона, С. Паркера, Д. Рейесмана, Ч. Роджека и ряда других авторов, выявивших взаимозависимость труда и досуга, показано, что достигнутые в 60-80 годы успехи в развитии экономики и ре­шении многих социально-культурных проблем способствовали становлению в этих странах достаточно разветвленной системы обеспече­ния культурно-досуговой деятельности. Основой ее в первую очередь выступает индустрия досуга, опирающаяся на достижения цивилизации в области архитектуры, строительства, дизайна и особенно компьютерной техники. Организация общественного, семейного и индивидуального досуга опирается на природный ландшафт, национальные парки, пляжи, гостиницы; широко используются исторически сложившиеся культурные традиции, фольклор, литература, те­атр, музыка, хореография, изобразительное искусство.

Исследования Д. Белла, А. Грина, Х. Данфорта, Р. Крауса, Д. Миллера, Г. Нигерсона, К. Робертса убедительно проиллюстрировали, что за 70 лет, в течение которых мы были отгорожены от развитых государств, в Западной Европе, США, Канаде, Японии произо­шли значительные изменения в материальной базе и организации культурной жизни, сложилась система сохранения и развития традиционной национальной культуры; с некоторыми сложностями и про­тиворечиями, но в целом достаточно прогрессивно и интенсивно ра­звивалась система нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи в сфере свободного времени, утвердили се­бя оригинальные и социально-значимые формы организации досуга пожилых людей.

Развитию культурно-досуговой сферы в США, Великобритании, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии способствовали государ­ственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций. В последние десятиле­тия сложились несколько школ исследователей досуга (Д. Кедли, Д. Пилер, Д. Неулингер, Д. Уайскопф, В. Дривер, Р. Раппопорт, С. Гордон, Р. Краус), в значительной мере обогатившие теорию досуга, которую в пятидесятые годы обосновал французский ученый Д. Дюмазедье, а в шестидесятые-семидесятые его российские коллеги Б.А. Грушин, В.А. Ядов, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада, В.Д. Патрушев, С.Н. Иконникова, Г.А. Евтеева, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов и др. Каждое из этих направлений науч­ного поиска внесло существенный вклад в раскрытие рекреативно­го, образовательного, социально-психологического, физиолого-оздоровительного, эстетического потенциала досуга, в обоснова­ние взглядов на культурно-досуговую деятельность как существен­ный, но пока недостаточно используемый резерв развития личнос­ти. При этом практически всех исследователей объединяет идея активного досуга; досуга как формы деятельности, в процессе ко­торой обеспечивается отдых и совершенствование личности.

В результате научной разработки проблем досуга в социоло­гии англоязычных стран сложилось определение досуга как рекреа­тивно-развивающей деятельности, которая не является собственно работой. Введено понятие досуговое время, т.е. свободное время, используемое для отдыха, развлечений, непрерывного самообразо­вания личности и ее духовного развития. Во многих странах мира функционируют министерства и комитеты досуга, министерства и комитеты досуга и спорта, академии досуга. Наиболее авторитетными из них признаны Академии досуга в США, Канаде, Новой Зеландии.

В Западной Европе, США и других странах на стыке педагогики, медицины, психологии, культурологии, менеджмента и социальной работы сложилась квалификация специалистов, обеспечивающих создание благоприятных условий для рационального досуга разных групп населения. Ведущими направлениями в этой профессии стали: внеучебная воспитательная работа с детьми и подростками, организация зрелищно-игрового досуга разных групп населения и рекреационная деятельность среди людей третьего возраста. Достаточно широкое распространение получили специализации, отражаю­щие потребность в решении социально-психологических и спортив­но-оздоровительных аспектов досуга. Специалистов в области досуга используют политические па­ртии, церковь, благотворительные общества, учебные заведения, внешкольные учреждения, - ме­стные органы государственной власти и отдельные семьи, социальные, рекреационные, туристические агентства, концертно-зрелищные организации.

Система первичной подготовки организаторов досуга в стра­нах Запада пока еще не сформирована, хотя общественная потребность в ней проявилась достаточно давно. В качестве специалис­тов организации досуга, как правило, используются выпускники университетов, которые получают дополнительные знания в области менеджмента, социологии и педагогики досуга на всевозможных ку­рсах, семинарах и в других формах повышения квалификации. В своей основе подготовка кадров организаторов досуга в развитых странах мира реализует конструктивные традиции опоры на гуманитарное университетское образование, обеспечивающее об­щую культуру специалиста, но подсистема повышения квалификации специалистов сферы досуга страдает некоторой узос­тью, излишней заземленностью, стремлением ограничить круг изу­чаемых проблем экономикой свободного времени отмечают как наиболее существенный недостаток в подготовке организаторов свободного времени то, что они ориентированы на коммерческий досуг и не обладают необходимыми знаниями для его духовного наполнения.

Вопросы для самоконтроля

1. Формы проведения досуга древних греков.

2. Содержание праздника Великих Дионисий.

3. Народный праздничный календарь

4. Роль театра в праздничной культуре Древней Греции.

5. Дать характеристику концепции Платона по социальному досугу.

6. Аристотелевская концепция социального досуга: специфика, содержание, формы.

7. Понимание свободного времени в средние века и эпоху Возрождения.

8. Исследование французской школы социологии досуга.

9. Научные концепции англо-американской школы социологии досуга.

 

Литература

1. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга англоязычных стран. СПб., 2004.

2. Кучеренко Л.П. Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян. Сыктывкар, 1996.

3. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995.

4. Страны и народы /Под ред. О.Г. Хинн. М., 1999.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Для студентов, обучающихся по специальности 071401.65 | Особенности организации и проведения досуга от Древней Греции до средневековой Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.