КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития досуга за рубежом
Лекция 2. Раздел 1. Становление и развитие социально-культурной работы за рубежом Система организации досуга, сложившаяся в конце ХХ века в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других развитых англоязычных странах - это в, первую очередь, гигантская материально-техническая база свободного времяпрепровождения, включающая гостиницы, туристские комплексы, национальные парки, стадионы, пляжи, яхт-клубы, спортивно-зрелищные предприятия, оздоровительно-рекреационные лагеря, учреждения искусства, танцевальные залы, казино, самые разнообразные центры дифференцированного досуга – от клубов пенсионеров до детских игротек и «Диснейлендов», зоопарков и аквапарков, компьютерная индустрия и др. Обеспечением активно-творческой досуговой деятельности занимается многочисленная армия социальных работников, менеджеров, социальных педагогов, аниматоров, релаксаторов и других специалистов, которые от имени государства, муниципальных органов, церкви, общественных организаций, других социальных институтов осуществляют эстетическое воспитание детей и способствуют «рациональной педагогике» досуга различных групп населения. Это, наконец, воспитанный за многие десятилетия менталитет, живущих в этих странах людей, усваивающих с первых лет сознательной жизни аксиологию досуга, формирование установки на необходимость ее повседневного использования. Социальный и научно-технический прогресс в США, Великобритании, Японии, Германии, Франции и других высокоразвитых странах с наибольшей силой проявил себя в сфере свободного времени, породив своеобразное общество досуга с широким спектром восстановительно - интеллектуальных функций. Все это явилось результатом многовековой эволюции человечества. Истоки общества рационального досуга уходят в глубины истории (Древний Восток, античный мир, эпоха Возрождения, доколумбовая Америка и др.) Человек постигает ценность досуга и формирует в себе умения и навыки его разумного использования на основе системного изучения философии, социологии, психологии, педагогики, антропологии, физиологии, религиоведения и др. Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в разнообразных документах, раскрывающих историю Китая, Индии, Двуречья. В последние десятилетия в научный оборот включены ценные материалы, характеризующие культуру древних племен, живших на территории Австралии, Новой Зеландии, Северной Америки, Британских Островов. Однако, сложившаяся система взглядов на содержание, формы и, в первую очередь, аксиологию досуга возникает лишь в античном мире в философии Платона (428-347), Демокрита (460-370), Аристотеля (384-322). При этом нельзя не учитывать, что путь к научному осмыслению сущности, природы и специфики досуга характерен многими противоречиями и парадоксами. К примеру, понимание свободного времени в Древней Греции основывается на концепции государства Платона, в котором все аспекты жизнедеятельности строго детерминированы принципами, лежащими вне самой личности. По Платону, досуг выступает как один из компонентов функционирования государства. В зависимости от места, которое человек занимает в обществе определяется содержание, форма и время его досуга. Регламентируются искусство, праздники, спорт, любые формы досугового общения. Основная задача и истинная цель социально-культурной деятельности заключается в том, чтобы человек, в ней участвующий, всю свою жизнь «носил», воплощая в формах внешнего поведения, такую «этическую униформу», которая порождала и сохраняла бы строго определенный настрой, «этос», предусмотренный философским законодателем. Греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы. В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города - Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы - бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению. Театр, бывший государственным делом и честью греков, в Риме был не в почете: уделом бродячих групп артистов и позором для аристократа, вздумавшего поиграть. Виды зрелищ в античном Риме: 1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, бритты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сражались, изображая исторические эпизоды сражений или мифологические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон. 2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиатор - воин с коротким римским мечом и щитом). 3. Театрализованные военные сражения на известные исторические сюжеты. 4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали десятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян. Вот таким образом развлекали римский плебс, вся жизнь которого была досугом. Искусство, задуманное законодателем как средство «совершенствования в добродетели», не просто дополняет огромный досуг свободнорожденных, а лишает его творческого начала. У граждан Платоновского государства вообще не оказывается свободного времени, которым каждый мог бы распоряжаться по своему усмотрению. Досуг, таким образом, невозможно рассматривать как свободное время. В государстве, принципы которого раскрывает Платон, имеет место такая форма «заполнения» свободного времени, которая превращает последнее в его полную противоположность. Идея проведения свободного времени в Платоновском государстве активно перекликается с установками относительно свободного времени в недавнем прошлом нашего государства. Авторитарный характер Платоновского государства и распавшегося Союза ССР уничтожал саму идею свободного времени. Определение занятий в сфере свободного времени как строго обязательных, равно как формулирование этических целей, реализуемых через эстетическое, как уже заранее заданных, уничтожало суть и природу свободного времени в его подлинном смысле, лишало человека естественного права после выполнения гражданских, профессиональных и семейных функций быть абсолютно свободным в выборе содержания и форм своего времяпрепровождения. У Платона отсутствуют такие существенные признаки свободного времени, как право свободного выбора, личная мотивация деятельности, формирование этического не как органического результата совместной деятельности, а как следование этическим принципам конкретной личности. Духовное богатство античного мира проявилось в наличии многочисленных философских школ, которые обосновали самые разные взгляды на сущность и специфику досуга. Одна из таковых строилась на базе концепции Аристотеля, которая исходила из противоположных Платону взглядов и опиралась на идею свободного воспитания свободнорожденных граждан. По Аристотелю, сущность свободы в первую очередь проявляется в том, что позволяет раскрывать творческие потенции личности. Досуг же в данном контексте выступает как средство решения этой задачи. Свободное время, по определению Аристотеля, – это «высокий досуг», ибо в нем реализуется «самоценность» гражданина. Длительный и сложный процесс воспитания протекает во всех сферах жизнедеятельности, но достигает своего апогея в целенаправленных досуговых занятиях. В государстве демократии – домоведение, торговля, научная и даже административная деятельность выступают как средство создания условий для высокого досуга. Аристотель первым в мировой философии обосновал и раскрыл в своей «Метафизике» [1] специфику деятельности человека в сфере свободного времени. Следует отметить, что в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой или ином виде деятельности поведение человека детерминировано определенными обязательствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию личности. В условиях свободного времяпрепровождения человек ориентируется только на свои интересы и потребности, т.е. только в этой жизнедеятельности он до конца остается самим собой и в меру своих способностей реализует себя как творческая индивидуальность. В работах Аристотеля говорится о содержании «высокого досуга» как о форме интеллектуального развлечения, о философской форме общения с божеством. Такая форма общения предлагается как наилучший способ проведения «высокого досуга», как блаженство, как высшая цель жизни свободнорожденного. Разум – высшая способность человека, целевой установкой которой является взаимодействие с Божеством, отсюда – необычайно высокий статус свободного времени, культивирование специфического поведения в его сфере, подчиненное положение всех других сфер жизнедеятельности государства и человека, неограниченная возможность стремления к идеалу и совершенствованию. Данная концепция противоположна трактовке смысла свободного времени у Платона. Но в этой противоположности есть определенная диалектическая взаимосвязь позиций крупнейших представителей античного мира. Платон провозглашает культ государства, в рамках которого проявляются разнообразные потенции досуга. Аристотель, до предела возвышая роль досуга, подчеркивает значение государства в обеспечении реализации возможностей человека в сфере свободного времени, но оба, по сути, максимально концентрируют внимание на значимости досуговой деятельности как важнейшем условии развития личности. Проблемы свободного времени нашли отражение в философских концепциях Демокрита, Сократа и других интеллектуальных лидеров античности, но наиболее полно и основательно природу досуга раскрыл Эпикур, видевший в нем «средство самоустранения от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, фактор нравственного развития, условие телесных и духовных наслаждений».[2] С крушением античного мира в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке наступает длительная эпоха идентификации досуга с неоправданной праздностью, отрицания ценности досуга, физического и морального преследования тех, кто пытался вслед за Аристотелем видеть в свободном времени «праздник ума и гармонии». В христианстве время отражает две «ипостаси»: земное и вечное. В философии Средневековья тщательно обосновывается их различие и взаимодействие. Средневековый философ Августин утверждает идеи о времени как феномене чувственного мира в противоположность вечности, времени как подвижного образа вечности, времени как способе жизни мировой (и, соответственно, человеческой) души. Христианство (в отличие от античности) по-разному оценивает эти категории времени. Ценностный аспект смещается на сакральное (священное) время, время человеческого существования обесценивается, что находит выражение в психологическом состоянии средневекового человека: «… основной нерв его переживания самой категории времени можно было бы определить как ожидание, постоянное напряженное ожидание конца человеческого, земного времени, однако, такого конца, который явится началом нового состояния, когда времени уже не будет, а наступит вечность...».[3] Свободное время в эпоху Средневековья, в первую очередь, осваивается церковью. В любом костеле имелась возможность увидеть величие и красоту окружающего мира, отрешиться на какое-то время от суеты повседневности. В эпоху Возрождения даже личный секретарь Папы Римского – Лоренцо Балла – сумел предложить гедонистическую концепцию образа жизни, прекрасно укладывающуюся в рамки официальной католической морали. В Испании, Англии, Франции, в различных регионах Италии и Германии ХVII века аристократическими кругами распространяется модель образа жизни, продолжающая идеи титанов Возрождения. В XVIII веке право на досуг, как на источник наслаждений и удовольствий, утверждается в образе жизни не только аристократов-вольнодумцев, но и разночинцев. С осуждением пуританской морали в XIX веке выступают Ницше, Фурье и многие другие мыслители. Со времен античности праздность была политическим аргументом плебеев в их борьбе против патрициев. В праздности видели причину падения нравов в вырождающемся Риме. Фома Аквинский заклеймил ее как источник скуки и бесплодного времяпрепровождения. Паскаль в «Размышлениях» задает вопрос: «Почему разум сохраняет достоинство, предаваясь горю, но позорит себя, предаваясь наслаждению?» - и, последовательно отвечая на него, стремится доказать, что лишенное возвышенных интересов времяпрепровождение убивает человека, стоит вне морали. Праздность осмеивается Эразмом Роттердамским, Франсуа Рабле и другими гуманистами. Критика свободного времени занимает центральное место во всех утопиях XVI-XVII веков, активно осуждается Томасом Мором, Томмазо Кампанеллой, их последователями. Одним из первых актов Великой Французской революции была отмена всех религиозных праздников, воскресного отдыха, установление десятидневного рабочего цикла. Понимание времени в эпоху Возрождения существенно изменяется по сравнению со Средневековьем. Крупнейшие мыслители продолжают бичевание празднеств, но время осмысливается ими уже как «драгоценнейшая вещь», владеть которой означает «окультуриваться в ней». По-иному раскрывается диалектика индивидуального и исторического времени. В исследованиях ученых самых разных направлений явно выявлена органическая связь между человеческой деятельностью и временем. И в этом смысле современные представления о времени могут оказаться чрезвычайно плодотворными для создания концепции свободного времени. Человек осваивает его при условии осознания его ценности, желания использовать не общественное, а индивидуальное время, именно поэтому без представления о ценности времени невозможна и его рациональная организация. Успехи и неудачи в организации досуга в значительной мере связаны с этой проблемой. В XX веке М. Веберном, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным, С.Г. Струмилиным, в 20-30 годы в США супругами Р. и Е. Линд, Дж. Ландбергом, а в послевоенные годы Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье – во Франции, Т. Парсонсом, М. Капланом, Дж.П. Робинсоном – в США, К. Робэртсом, С.Р. Паркером – в Великобритании, Г.А. Пруденским, Б.А. Грушиным, Л.А. Гордоном, Э.Б. Клоповым, В.Д. Патрушевым, Э.В. Соколовым, В.А. Ядовым – в России, А. Салаи – в Венгрии, К. Жигульским – в Польше были обоснованы сущность и специфика социологии досуга, позволившая раскрыть структуру свободного времени и выявить связи с другими сферами жизнедеятельности. Понимание свободного времени должно быть ориентировано именно на непосредственно-личностную сферу человеческого бытия, должно осмысливаться через призму философской трактовки взаимоотношения человека и мира, что требует учета социологических, экономических, физиологических, психологических, педагогических и ряда других аспектов. Принципиально важно отметить, что в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, к белой части населения Южно-Африканской республики восприятие досуга, как интегрального, междисциплинарного явления, пришло из Европы. Но, в отличие от Старого Света, здесь оно попало на самую благодатную почву: и материально, и духовно общество научно-технического и социального прогресса оказалось подготовленным к осмыслению досуга как фактора рекреации и явления культуры. Тысячи лет существования человечества досуг был привилегией аристократии, подготовленной своим социальным положением к исключительной судьбе, что выражалось в демонстрации богатства и власти, играх, охоте, пышных гуляниях и балах, поэзии и др. Сегодня досуг стал одной из сфер жизнедеятельности любого человека, независимо от его социального положения. Право на досуг – принципиальное и очень важное завоевание цивилизации XX века. Однако, осознание наличия этого права явно недостаточно, необходимо, чтобы каждый человек овладел способами эффективной реализации этого права и в этом аспекте опыт англоязычных стран богат великолепными примерам творческого решения этой проблемы. Социология досуга, которая в значительной мере позволяет увидеть этот опыт, впервые утвердилась в США с появлением глубокого, разностороннего и оригинального анализа бюджета свободного времени, который дал Питирим Сорокин[4] (1935). Это направление науки было связано с именами К. Мангейма, Г. Маркузе, Э. Фромма, со многими другими учеными, которые в канун Второй мировой войны сконцентрировались в США. Однако, страной, где наиболее полно интегрировались исторические, экономические, социальные, эстетические и иные корни культурно-досуговой деятельности, длительный период оставалась Франция. Начало социологии досуга здесь связано с именем Ж. Фридмана, становление и расцвет обязаны, главным образом, деятельности Ж. Дюмазедьэ. Французская школа социологии досуга (Э. Дюркгейм, Ж. Фридман, Ж. Фурастье, Ж. Дюмазедье и др.) внесла огромный вклад в современное восприятие досуга во всех развитых странах мира и, в первую очередь, в США, т.к. здесь в еще большей мере, чем во Франции сложилась материально-техническая база, наиболее полно отражающая современные требования к рациональному использованию людьми своего свободного времени. Специфика США и Канады проявилась в том, что вместе с эмигрантами из Западной Европы, России, Китая и других регионов сюда приходили религиозные и светские традиции свободного времяпрепровождения, которые в сочетании с богатейшими материальными возможностями породили определенный американский культурно-досуговый менталитет. Существенное влияние на восприятие досуга в англоязычных странах оказали немецкие ученые. Классик американской социологии Т. Парсонс неоднократно подчеркивал, что его научные концепции опираются на исследования М. Вебера, Г. Маркузе и др. Не менее весомый вклад в становление и развитие научных взглядов на досуг в США и других англоязычных странах внесли ученые России (С.Г. Струмилин, П. Сорокин и др.), которым принадлежат комплексные исследования бюджетов свободного времени разных групп населения. Отдавая должное влиянию многих научных школ на восприятие досуга в англоязычных странах, нельзя недооценивать и заслуги собственно американских, английских, канадских, австралийских или южно-африканских ученых, исследования которых сыграли огромную роль в раскрытии нравственно-эстетического потенциала досуга и обосновании его конструктивных возможностей как средства рекреации и фактора духовного развития человека. В современной английской школе досуга представлены теоретические концепции (К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли) взаимовлияния труда, досуга и социально-психологической модели культурно-досугового творчества; работы социологов Дж. Кларка, Ч. Критчера о специфике бюджетов времени разных групп самодеятельного творчества; попытка руководителей британской Ассоциации научно-технических и управленческих служащих К. Дженкинса и Б. Шермана выявить природу «досугового шока» конца XX века; оригинальное обоснование географа А. Пэтмора моделей культурно-досуговой деятельности, сложившихся в различных регионах нашей планеты. Стремление научно обосновать природу и специфику досуга в США и Канаде, в первую очередь, связано с исследованием супругов Р. и Е. Линд осуществленном в 1925-1929 и 1935 годах, Дж. Ландбергом, который в 1934 году выявил особенности свободного времени городского населения. Но наиболее активно американская школа досуга стала утверждать себя в послевоенные годы благодаря фундаментальным исследованиям Т. Парсонса, М. Каплана, Дж. Робинсона и созданию многочисленных институтов исследования досуга на базе ведущих университетов. Широкую известность в этой области приобрели работы Калифорнийского университета (С. Голд), Пенсильванского (Дж. Годби), Аризонского (Д. Данн), университета штата Северной Каролины (Д. Сессом) и т.д. Канадская ветвь исследований активнее других осуществлялась на базе Оттавского университета (Ф. Брег, И. Сарай, Г. Гудейп и др.). В последние десятилетия интересные монографии, раскрывающие инфраструктуру американского досуга, опубликовали Б. Драйвер, Д. Бром, Д. Берт, и другие исследователи, сумевшие показать тенденции развития культурно-досуговой сферы. В работах С.де Себастьяна, М. Каплана, Д. Коумена, Н. Миллера и Д. Робинсона, С. Паркера, Д. Рейесмана, Ч. Роджека и ряда других авторов, выявивших взаимозависимость труда и досуга, показано, что достигнутые в 60-80 годы успехи в развитии экономики и решении многих социально-культурных проблем способствовали становлению в этих странах достаточно разветвленной системы обеспечения культурно-досуговой деятельности. Основой ее в первую очередь выступает индустрия досуга, опирающаяся на достижения цивилизации в области архитектуры, строительства, дизайна и особенно компьютерной техники. Организация общественного, семейного и индивидуального досуга опирается на природный ландшафт, национальные парки, пляжи, гостиницы; широко используются исторически сложившиеся культурные традиции, фольклор, литература, театр, музыка, хореография, изобразительное искусство. Исследования Д. Белла, А. Грина, Х. Данфорта, Р. Крауса, Д. Миллера, Г. Нигерсона, К. Робертса убедительно проиллюстрировали, что за 70 лет, в течение которых мы были отгорожены от развитых государств, в Западной Европе, США, Канаде, Японии произошли значительные изменения в материальной базе и организации культурной жизни, сложилась система сохранения и развития традиционной национальной культуры; с некоторыми сложностями и противоречиями, но в целом достаточно прогрессивно и интенсивно развивалась система нравственно-эстетического воспитания детей, подростков, молодежи в сфере свободного времени, утвердили себя оригинальные и социально-значимые формы организации досуга пожилых людей. Развитию культурно-досуговой сферы в США, Великобритании, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии способствовали государственная политика в сфере досуга и активность ряда научных и общественно-просветительных организаций. В последние десятилетия сложились несколько школ исследователей досуга (Д. Кедли, Д. Пилер, Д. Неулингер, Д. Уайскопф, В. Дривер, Р. Раппопорт, С. Гордон, Р. Краус), в значительной мере обогатившие теорию досуга, которую в пятидесятые годы обосновал французский ученый Д. Дюмазедье, а в шестидесятые-семидесятые его российские коллеги Б.А. Грушин, В.А. Ядов, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада, В.Д. Патрушев, С.Н. Иконникова, Г.А. Евтеева, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов и др. Каждое из этих направлений научного поиска внесло существенный вклад в раскрытие рекреативного, образовательного, социально-психологического, физиолого-оздоровительного, эстетического потенциала досуга, в обоснование взглядов на культурно-досуговую деятельность как существенный, но пока недостаточно используемый резерв развития личности. При этом практически всех исследователей объединяет идея активного досуга; досуга как формы деятельности, в процессе которой обеспечивается отдых и совершенствование личности. В результате научной разработки проблем досуга в социологии англоязычных стран сложилось определение досуга как рекреативно-развивающей деятельности, которая не является собственно работой. Введено понятие досуговое время, т.е. свободное время, используемое для отдыха, развлечений, непрерывного самообразования личности и ее духовного развития. Во многих странах мира функционируют министерства и комитеты досуга, министерства и комитеты досуга и спорта, академии досуга. Наиболее авторитетными из них признаны Академии досуга в США, Канаде, Новой Зеландии. В Западной Европе, США и других странах на стыке педагогики, медицины, психологии, культурологии, менеджмента и социальной работы сложилась квалификация специалистов, обеспечивающих создание благоприятных условий для рационального досуга разных групп населения. Ведущими направлениями в этой профессии стали: внеучебная воспитательная работа с детьми и подростками, организация зрелищно-игрового досуга разных групп населения и рекреационная деятельность среди людей третьего возраста. Достаточно широкое распространение получили специализации, отражающие потребность в решении социально-психологических и спортивно-оздоровительных аспектов досуга. Специалистов в области досуга используют политические партии, церковь, благотворительные общества, учебные заведения, внешкольные учреждения, - местные органы государственной власти и отдельные семьи, социальные, рекреационные, туристические агентства, концертно-зрелищные организации. Система первичной подготовки организаторов досуга в странах Запада пока еще не сформирована, хотя общественная потребность в ней проявилась достаточно давно. В качестве специалистов организации досуга, как правило, используются выпускники университетов, которые получают дополнительные знания в области менеджмента, социологии и педагогики досуга на всевозможных курсах, семинарах и в других формах повышения квалификации. В своей основе подготовка кадров организаторов досуга в развитых странах мира реализует конструктивные традиции опоры на гуманитарное университетское образование, обеспечивающее общую культуру специалиста, но подсистема повышения квалификации специалистов сферы досуга страдает некоторой узостью, излишней заземленностью, стремлением ограничить круг изучаемых проблем экономикой свободного времени отмечают как наиболее существенный недостаток в подготовке организаторов свободного времени то, что они ориентированы на коммерческий досуг и не обладают необходимыми знаниями для его духовного наполнения. Вопросы для самоконтроля 1. Формы проведения досуга древних греков. 2. Содержание праздника Великих Дионисий. 3. Народный праздничный календарь 4. Роль театра в праздничной культуре Древней Греции. 5. Дать характеристику концепции Платона по социальному досугу. 6. Аристотелевская концепция социального досуга: специфика, содержание, формы. 7. Понимание свободного времени в средние века и эпоху Возрождения. 8. Исследование французской школы социологии досуга. 9. Научные концепции англо-американской школы социологии досуга.
Литература 1. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга англоязычных стран. СПб., 2004. 2. Кучеренко Л.П. Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян. Сыктывкар, 1996. 3. Орлов А.С. Социология рекреации. М., 1995. 4. Страны и народы /Под ред. О.Г. Хинн. М., 1999.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |