Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии музейной педагогики в практической деятельности зарубежных музеев




Музейная педагогика - сравнительно молодая отрасль воспитательной деятельности, возникновение которой продиктовано необходимостью активизировать музейную аудиторию, привлечь в музеи юных посетителей сделать экспозицию более доступной и адекватной потребностям и интересам публики. Методы музейной педагогики оказались наиболее эффективными в области художественного воспитания детей, в реабилитационной, коррекционной и арт-терапевтической деятельности. Наиболее успешно в настоящее время развиваются программы, направленные на нравственно-эстетическое и творческое развитие детей и подростков в стенах музея.

На сегодняшний день в зарубежных музеях разного профиля (художественных, исторических, литературных, краеведческих) накоплен богатый опыт работы с детьми разных возрастных групп – от 4 до 17 лет.

В странах Западной Европы и Америке программы воспитания и образования детей в музеях начали разворачиваться в начале 70-х годов прошлого века в связи с принятием ЮНЕСКО концепции непрерывного образования и возрастанием роли музеев как социокультурных центров.

В настоящее время наиболее перспективными признаются формы художественного воспитания, сочетающие развитие творческих способностей личности ребенка с изучением музейной коллекции в рамках единой «просветительской программы», осуществляемой на основе обычной экспозиции музея. Конкретные формы реализации таких педагогических моделей многообразны: создаются детские кружки и студии (при Национальном центре искусства и культуры имени Ж. Помпиду, при Пинакотеке Брера в Милане), межмузейные службы обучения, общества и ассоциации (союз «Молодежь в музее» при музейном комплексе в Западном Берлине, «Служба обучения» музеев в Нью-Йорке, в Художественном музее в Филадельфии, Галерее Уффици во Флоренции, Национальном музее в Копенгагене и др.).

Данной проблеме посвящена, вышедшая в свет по результатам 10 лет эксперимента «Службы обучения» музеев Кельна монография Ренаты Фриндлер «Открытие музея через творчество».

«Служба обучения» музеев Кельна основана в 1965 году, обслуживает 7 действующих муниципальных музеев, подчиненных Генеральной дирекции. Персонал «Службы обучения», состоящий из директора, 5 лекторов и 30 сотрудников-совместителей обслуживает все музеи города.

«Служба» обеспечивает бесплатное посещение музея с экскурсоводом для различных групп взрослых и детей; бесплатное автотранспортное обслуживание между музеями и школами, расположенными в черте города.

Одна из главных задач «Службы обучения» состоит в том, чтобы поддерживать и стимулировать учителей к регулярному посещению музеев вместе с учениками.

Специальные программы были ориентированы на работу с группами детей из детского сада. При этом акцент ставился на выполнении творческих работ в детских садах непосредственно после посещения музеев. Такая экспериментальная работа способствовала раскрепощению детей. Они не испытывали робости или замешательства, попадая в музей, он стал важной частью их жизни.

1. Для стимулирования подобной деятельности и поощрения дальнейших посещений музеев, в самих музеях устраивались выставки детских работ. Педагоги отмечали, что посещение музеев заставляет детей тщательнее вглядываться в то, что их окружает, творческая работа освобождает воображение от стереотипов и штампов.

Работа Детской студии при Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду во Франции – является уникальной технологией развития творческой активности детей, предполагающей развитие всех видов восприятия, осуществляемого через свободное творческое самовыражение. В центре функционирует шесть различных студий, практически самостоятельных и не связанных непосредственно с деятельностью музея. В студиях- мастерских обучают восприятию цвета, объема, звука, движения (оставляя свои башмаки за дверью, дети ходят по искусственному травянистому ковру, изобретая различные игры: играют в маленькие замки, «классики», мяч, показывают фильмы, где картины проецируются прямо на пол).

Развивается также программа обмена специалистами с детскими музеями в Европе, Америке, Японии. Педагоги, специализирующиеся в области художественной пластики, кукольного театра, танцев и актерского мастерства посещают школы и детские площадки, где они проводят курс мелкогрупповых занятий, состоящий из 6 уроков. Учителя стремятся развить у учеников любознательность, сообразительность и впечатлительность. Через обостренное зрительное, осязательное, вкусовое, слуховое и обонятельное восприятие ребенок учится понимать и любить искусство, а затем изобретать и творить самостоятельно.

Принципиальными моментами музейной педагогики в странах Европы являются следующие:

1. Стремление осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с целью выявить заложенные в нем творческие потенции, поддержать и развить их.

2. Активизация творческого процесса восприятия осуществляется, прежде всего, через конкретную практическую деятельность ребенка (работа в студии, устройство, детских выставок с участием детей, и т.д.).

3. Приоритеты взаимодействия со школой (как с учениками, так и с учителями), детским садом и другими детскими учреждениями. Вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения детей через самих детей (детские выставки, специальные печатные работы в помощь учителям и родителям и т.д.).

4. Эстетическое развитие детей с раннего детства до юношеского возраста (с 5 до 16 лет).

5. Содержанием занятий является знакомство с языком изобразительного искусства, развитие сенсорных способностей детей, расширению кругозора в области искусства, развитию воображения, фантазии.

Нравственное воспитание реализуется через ценностное отношение к культурного наследию и понимание необходимости сохранять памятники искусства. Параллельно формируются такие качества как сопереживание, готовность к содействию, отклик на переживания и чувства другого человека.

В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками сотрудники музеев Германии широко используют приемы игры и театрализации. Так, в Пергамон-музее в Берлине в «исламской» комнате педагог, одетый в восточный костюм, усаживается с детьми в кружок, рассказывая им сказки. В музее Сан-Суси сотрудники встречают маленьких посетителей в костюмах XVIII века. Дети становятся не зрителями, а как бы участниками событий: театрализация, соприкосновение с подлинными предметами древности (детям разрешается трогать и держать в руках специально выделенные для занятий дубликаты) оказывают сильное воздействие на детское восприятие, будят фантазию и воображение ребенка, пробуждают радость от общения с искусством.

Систематизируя опыт зарубежных музеев в работе с детьми по развитию художественного восприятия, можно отметить три основных организационных формы в этой работе: экскурсия в сочетании с отражением детских впечатлений в самостоятельном художественном творчестве или беседа в сочетании с коллективным анализом увиденного, практическим освоением художественных стилей, жанров, техник на основе музейной коллекции.

Еще одним направлением работы музеев является коррекционная и профилактическая работа с представителями так называемых групп риска, в частности с правонарушителями. Музейная педагогика предлагает социокультурные технологии, ориентированные на саморазвитие и самоактуализацию личности молодого человека с девиантным поведением.

Так, музей «Дискавери» английского города Ньюкасл открыл в 1995 г. галерею предметов модной одежды, представленных как произведения искусства. В выставочной программе Галереи запланирована серия выставок «Одежда из стенного шкафа». С 1997 г. в проведении этих выставок музей сотрудничает с Национальной Ассоциацией по попечению и расселению правонарушителей (NACRO). Подопечные этой организации выступают в роли кураторов выставочных проектов. С этой целью разработаны специальные обучающие схемы, позволяющие активно использовать в работе музея вставших на путь реабилитации молодых правонарушителей. Главной задачей программы является создать необходимые условия для расширения кругозора молодых людей во время их работы в музее (в частности при подготовке выставки), а также предоставить возможность членам группы проявить и реализовать себя в процессе отбора экспонатов для выставки.

Западные музеи ведут целенаправленную реабилитационную работу с инвалидами. Так, для людей с различными физическими и умственными отклонениями предлагаются доступные брошюры и другого рода информация; специально обученный персонал готов оказать помощь людям с различными недугами. В музеях есть четко и ясно написанные объявления и указатели. Для глухих и слабослышащих предусмотрены экскурсии на языке знаков и жестов; распечатанные тексты магнитофонных экскурсий, световая сигнализация и знаковая символика на билетах и музейных проспектах. Для слепых экскурсии проводятся с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок. Дается информация на языке Брайля. Музеи даже разрешают допуск в музей собаки-поводыря. Музеи широко использует гид-кассеты. При необходимости проведения экскурсий «на ощупь» посетителям выдаются перчатки. Для людей с ограничениями в движении создаются трапы с регулировкой наклона около всех лестниц, лифты, доступные для людей с колясками туалетные комнаты; дверные ручки и столики с информацией находятся на высоте, удобной для людей в колясках. В музеях делаются достаточно широкие дверные проемы, для использования в музее предлагаются инвалидные коляски. Предусмотрены также стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для использования их во время экскурсий или для отдыха. Разрабатываются подробные карты маршрутов, где указаны места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестницах.

Многие музеи Великобритании поддерживают постоянные контакты с местными обществами инвалидов, однако эти связи не являются систематическими. А в США консультации между общественными организациями инвалидов и музеями являются обыденной социальной практикой. Более того, создаются специальные консультативные советы, состоящие из членов организаций инвалидов – потенциальных посетителей музеев. Информация об оказываемых музеями услугах людям с ограниченными возможностями становится доступной всем членам обществ. Очень удобной формой обслуживания инвалидов являются пресс-офисы, которые ставят для себя задачу донести информацию в адекватной форме для всех потенциальных посетителей музеев.

Одним из важных направлений работы музеев является специальная подготовка персонала для работы с инвалидами, предполагающая полное понимание проблем этих людей, внимательное и заботливое отношение к каждому. Это помогает решить проблему доступности музея не только в физическом, но и в интеллектуальном, и духовном аспектах.

Подобные программы осуществляются в США уже давно. Так еще в 1944 году Музей современного искусства в Нью-Йорке начал реализовывать программу приема посетителей-инвалидов. Тогда музей сотрудничал с Центром искусств ветеранов войны и предложил одну из первых лечебных программ арт-терапии.. С 1972 года музей осуществляет программу экскурсий «на ощупь» Специально обученный персонал помогает посетителям с поврежденным зрением оценить собрание скульптур из постоянной музейной коллекции. С этого же времени для каждой специальной выставки готовятся брошюры с крупным шрифтом и шрифтом Брайля. С 1979 года осуществляется музейный проект, предполагающий галерейные беседы и курсы для глухих на знаковом языке.

С 1984 года по инициативе Музея современного искусства ведутся программы по усовершенствованию оборудования музеев: монтируются лифты, трапы, другие приспособления, чтобы сделать доступными не только галереи искусств, но и театров, кинотеатры и библиотеки. За эти инициативы музею была присуждена специальная премия губернатора штата Нью-Йорк.

Наиболее активно музей сотрудничает в настоящее время с организацией инвалидов «Больничные аудитории» и Еврейская гильдия слепых. Музей уже организовал цикл семинаров и симпозиум по проблемам доступа инвалидов к искусству.

В Шотландии организованы передвижные выставки, отвечающие потребностям посетителей с поврежденным зрением. Они организованы в рамках программы Королевского банка Шотландии и проходят в 14 городах Великобритании.

В Великобритании также осуществляются программы «Создание условий для приобщения молодежи к искусству (1996 г.), «Общее благо. Музейное обучение в Соединенном Королевстве» (1997 г.) В рамках этих программ в 1990 году создана общественная организация «Друзья Уитвортской художественной галереи», работающей с инвалидами и подростками. Главной задачей этого проекта является создание неформальной атмосферы общения. Экскурсии организуются для небольших групп по 10 человек, каждую из которых сопровождают в среднем 5 волонтеров. Сначала следует непринужденная беседа с посетителями за столиком с легкими напитками, а затем следует собственно осмотр коллекции. Индивидуализированный подход и эксклюзивное обслуживание делает Уитвортскую галерею более доступной.

Особое направление - художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, а также их художественно-творческая реабилитация. В Англии этой работой руководят художники, имеющие специальную подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). В рамках этой организации функционирует Общество слепых художников, собирающееся раз в неделю с тем, чтобы рисовать вместе, посещать художественные выставки и другие мероприятия.

В целом на юго-востоке Англии работает около 600 специалистов, практикующих в области художественной терапии инвалидов с различными физическими и умственными отклонениями. Эти арт-терапевты работают в психиатрических госпиталях, пунктах лечения от табачно-алкогольной зависимости, в образовательных структурах и благотворительных организациях.

Ассоциация музеев особое внимание уделяет привлечению в музеи молодежи и приобщению ее к визуальным искусствам. Этой проблеме были посвящены специальные, санкционированные правительством социологические исследования. Более того, Совет по искусству выпустил лотерею «Искусство для каждого», целью которой является приобщение молодых людей к творчеству. В частности, в ходе исследования 1994 года было установлено, что молодежь в возрасте от16 до 24 лет составляет менее 15% посетителей музеев; чаще чем раз в год музеи посещает только 6% молодых британцев. По данным Британской туристической ассоциации в 1995 году дети до 16 лет составили треть всех посетителей музеев. Однако большинство из них явились «экскурсантами поневоле» поскольку пришли на экскурсию вместе со школой. Однако опрос показал, что, несмотря на заинтересованность британских музеев (14%) в развитии художественно-творческих программ для молодежи, большинство опираются в работе на образовательные программы, ориентированные на детей 12 лет. Для подростков и юношества программ значительно меньше.

Целенаправленно работает с молодежью и подростками Ливерпульская галерея Тейт. С 1994 года в ней осуществляется хорошо финансируемый долгосрочный проект «Young Gate». Он объединяет молодых людей из обеспеченных семей. Цель его – сделать доступным и притягательным для молодежи искусство ХХ века. Этот творческий проект позволяет его участникам свободно ориентироваться и высказывать суждение об эстетике искусства ХХ века.

Ирландский музей современного искусства (Irish museum of modern art) расположен в прекрасном отреставрированном здании Королевского госпиталя Килмэинхэм, которое бы­ло построено в 1680 году как дом для отставных военных. На территории му­зея расположены сквер, луг и средневековые захоронения. В музее со­брано большое разнообразие художественных ценностей, которые выставле­ны для осмотра в динамичном порядке и представляют особый интерес для туристов всего мира.

Природный исторический музей Ирландии (History Museum) является зоологическим музеем, в котором собрана прекрасная коллекция о жизни на земле. Здесь есть также экспонаты из Африки и Азии. В Ирландском зале, расположенном на первом этаже, можно увидеть млекопитающих, характерных для Ирландии (красный олень, белка, выдра, заяц и др.). На втором этаже расположены экспонаты животных из разных частей мира (обезьяны, индийский слон, зебра, гигантская выдра, карликовые гиппопотамы). Экспонаты зоологического музея вызывают несомненный интерес, как у детской, так и у взрослой аудитории. Туристические агентства организуют многочисленные туры, экскурсии, фотовыставки экспонатов, выпускают буклеты, сувениры и др.

Коллингские Казармы (National Museum of Ireland, Colling Barracks) являются новым ирландским государственным музеем художественного и прикладного искусства, экономической, социальной, политической и военной истории (1984). Коллинские Казармы (1701) имеют свою собственную богатую историю. В му­зее есть богатая коллекция старинной одежды, мебели и домашней утвари, фольклорных предметов, коллекции из серебра, керамики и стекла.

Одним из лучших туристических центров страны является Арктический музей, представляющий природу и живописный мир севера. Любителей экзотики представители турфирм обязательно покажут построенную из снега и льда Лапландскую деревню, которая ежегодно возводится в окрестностях Рованиеми в декабре и стоит до конца марта. В ее ледовых домиках для взрослых работают бары, рестораны и арктические дискотеки. Для детей приготовлены санные горки, сложные снежные лабиринты, множество скульптур изо льда и др. Но настоящим ледяным шедевром является Снежный замок, имеющий Ледяную гостиницу на девятнадцать номеров, имеющую бассейн с горячей водой, часовню для венчания, ресторан национальной кухни и др. Туристам могут быть предложены десятки тысяч километров лыжных маршрутов, сотни оборудованных подъемниками горных спусков, специальные трассы для сноуборда и фристайла. В трудных ситуациях с вами всегда рядом окажется инструктор турагентства.

В музейной педагогике широко используются компьютерные технологии. Компьютер, можно сказать, стал объектом музеефикации. Широкое распространение получают компьютерные музеи. Так с 1994 года функционирует Бостонский компьютерный музей, доступный посетителям интернета. Этот музей организует виртуальные путешествия с помощью специального гида.

Размещение в специальной программе VRML ссылок на тексты, фотоизображения, видео, музыки речи и других звуков предоставляет возможность формировать компьютерные экспозиции, в которых обеспечивается

· многогранное, многосредовое представление музейных предметов, значительно повышающее информативность модели для пользователя;

· возможность подключения к информации, находящейся на других сайтах, без прерывания при этом обзора экспозиции в VRML-сцене;

Гипермедиа, по утверждению специалистов, погружает пользователя в сферу синестических ощущений (когда одни ощущения порождают другие), обостряя восприятие виртуального мира и оказывая, таким образом, эмоциональное воздействие, сравнимое с тем, которое можно получить в компьютерных играх.

Таким образом, музейная педагогика открывает широкие возможности для развития технологий социально-культурного воспитания, здесь появляются перспективы внедрение инноваций и педагогических экспериментов. Важно подчеркнуть значение указанных технологий для культуротворческой деятельности, самореализации детей, молодежи, а также людей с ограниченными возможностями.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «музейная педагогика».

2. Расскажите об особенностях использования музейной педагогики в эстетическом воспитании детей и подростков.

3. Поясните основные направления реабилитационной работы музеев.

4. Определите социально-культурный потенциал музее в развитии технологий арт-терапии.

5. Определите роль информационных технологий в современной работе музея.

 

Литература

1. Галерея предметов модой одежды в Ньюкасле: молодые правонарушители в роли кураторов. // Культура в современном мире. Опыт, проблемы, решения. М.: Информкультура,1999. Вып.5. С.81-83.

2. Орлова Е.В. Музеи и изобразительное искусство для людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в Великобритании и США (по материалам английских журналов) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения М.: Информкультура,1996. Вып. 1. С.58-68.

3. Гусейнова Н.М. Великобритания: культурная олитика и приобщение молодежи к визуальным искусствам. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения М.: Информкультура,1999. Вып. 1. С.51-56.

4. Лютикова Г.В. Компьютерная цивилизация. Технотронный сон на яву (аналитический обзор) Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения М.: Информкультура,1995. Вып. 6. С.74-75.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.