КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональное образование как педагогическая система
Профессиональное образование как социокультурный институт
Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида. Объективными признаками социального института профессионального образования выступают его: - идеология – определенное осмысление сущности, значения и роли института профессионального образования в системе других социальных структур; - совокупность норм и предписаний, регулирующих юридические, экономические, педагогические отношения, как в системе профобразования, так и в сфере ее отношений с другими социокультурными институтами; - формальные и неформальные организации, в том числе структуры управления и самоуправления, письменные или устные кодексы принятых принципов, норм и правил поведения, а также совокупность традиций, обычаев, образцов поведения. Профессиональное образование входит в ряд социокультурных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих: - передачу знаний, опыта от одного поколения к другому; - формирование менталитета социальной общности; - сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; - способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека.
Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций по отношению к человеку и обществу.
Функции профессионального образования
1. Реляционная функция (от латинского relatio - донесение) направлена на освоение обучающимися определенных социальных ролей и статусов, приобретаемых в процессе социализации (уровень образования, профессионализация, гражданские, нравственные качества и др.). 2. Регулятивная функция (от лат. regulare – приводить в порядок, давать направление) нацелена на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивида – члена профессионального образовательного сообщества. 3. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценный) связана с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей, которые разделяются всеми его членами или их большинством. 4. Интегративная функция (от лат. integer - целый) указывает на то, что в целях и результатах деятельности системы профессионального образования приоритетными должны быть интересы всего общества, а не только успешное функционирование всего института. 5. Образовательная функция – это формирование у учащихся: - системы фундаментальных знаний на которых основываются экономика, производство, наука, культура и т.д.; - общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, участия преподавателей и студентов в распространении научных знаний, результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности. 6. Воспитательная функция – это формирование жизненных установок и принципов, социально-нравственных норм, ценностей, идеалов, присущих профессиональному сообществу и обществу в целом. 7. Развивающая функция – направлена на развитие человека как личности, на его подготовку к самостоятельной творческой жизни, к самореализации (причем это не стремление к определенному идеалу, а возможность реализации посредством предоставления широкого выбора возможностей в различных видах деятельности). Здесь основными ориентирами развития являются: - укрепление здоровья и физическое совершенствование; - развитие интеллекта и творческого мышления; - развитие самосознания; - формирование эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер; - формирование способностей и на их основе – индивидуального стиля работы и общения. 8. Мировоззренческая функция – это формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватного современным достижениям фундаментальных наук. Выпускник профессиональной школы должен быть способен к осмысленному общественному труду и творчеству, к строительству собственной жизни, к общению. Основные условия его жизнедеятельности: - осознание целостной картины мира, - места, роли и назначения человека в этом мире, - гармонизация его контактов с природой, культурой - отношение к самому себе. 9. Инновационная функция – это формирование, распространение и внедрение идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса. Эта функция осуществляется посредством: - проведения научных исследований, - распространения результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности, - создания и развития малых предприятий инновационного типа, - реализации инновационных образовательных программ, - освоения новых информационных технологий и возможности их использования в различных сферах общественной жизни. 10. Экономическая функция – это все более активное включение системы профессионального образования в функционирование и развитие рынков интеллектуальной собственности, услуг (прежде всего образовательных), товаров и т.д. Данная функция осуществляется в деятельности подсобных хозяйств, учебно-производственных цехов и предприятий, опытно-конструкторских участков и производств, научно-исследовательских коллективов, а также в индивидуальной деятельности преподавателей и сотрудников – все это содействует как экономическому росту, так и увеличению финансирования учреждений образования за счет внебюджетных источников. 11. Статусная функция – это предоставление возможности получить профессиональное образование, в особенности высшее, что означает одновременно приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться по социальной лестнице на ступеньку выше. Это приобретение так называемого «образовательного ценза», дающего допуск в особо привлекательные сферы профессиональной деятельности. 12. Политическая функция. Система профессионального образования представляет собой весьма многочисленное сообщество людей, объединяющее разные возрастные группы, выражающие общие интересы, которые реализуются в предъявлении законных требований (например, повышение в должности, материальная поддержка и т.д.). Подобные требования активизируют взаимодействие сферы профессионального образования (в лице профессиональных академических сообществ, творческих союзов, советов ректоров и т.д.) с политической системой, влияя на деятельность правительственных органов и политических элит. 13. Специфические функции профессионального образования: - адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе; - социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением; - поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.д.
Структуру ПО как педагогической системы можно охарактеризовать, используя разные подходы.
І. Первый подход. В структуру ПО входят такие компоненты, как педагогические подсистемы-уровни: начальное ПО, среднее ПО, высшее ПО, послевузовское и дополнительное ПО.
Начальное ПО направлено на подготовку работников квалифицированного труда и осуществляется в старших классах общеобразовательной школы, на учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, на различного рода специальных курсах (в том числе коммерческих) либо непосредственно на предприятиях и в организациях. В настоящее время существует три ступени начального ПО с присвоением квалификации квалифицированный рабочий: 1) подготовка на уровне начальных рабочих разрядов (1 и 2); 2) подготовка на уровне 3 и 4 разрядов; 3) повышенная ступень 4 и 5 разряды. Среднее ПО готовит специалистов среднего звена и имеет как минимум две ступени: 1) традиционное среднее специальное образование; 2) образование повышенного типа, когда в техникумах и колледжах технического профиля готовят техника и младшего инженера с присвоением квалификации младшего специалиста. Высшее ПО – осуществляет подготовку и переподготовку специалистов высшего уровня, имеет три ступени: 1) со сроком обучения 4 года - бакалавры 2) 5 лет – специалисты 3) 6 лет - магистры. В высшем ПО студенты обучаются как по узким, так и по широким направлениям подготовки. Послевузовское (дополнительное) – предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и профессиональной квалификации.
Указанные подсистемы могут быть охарактеризованы с помощью параметров, предложенных Л.Г.Семушиной: - класс профессиональных задач, к решению которых готов специалист; - соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, инвариантных и вариативных курсов.
Класс профессиональных задач 1. Класс профессиональных задач для рабочих широкого профиля и высокой квалификации ориентируется на деятельность по простому алгоритму (приведение орудий труда в действие, воздействие на предмет труда, наладка и ремонт орудий труда и др.). 2. Аналогичные задачи специалистов среднего звена предполагают деятельность по заданному сложному алгоритму без принятия решений или с частичным принятием решения. 3. Для специалистов высшего ПО – способность решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые решения. 4. Класс профессиональных задач специалистов высшего ПО (послевузовское и дополнительное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами соответствующей науки, готовность к инновационной деятельности.
Соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, инвариантных и вариативных курсов – таблица 1.
Таблица 1
ІІ.Второй подход. Согласно ему структуру ПО как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы: 1. профессионально-трудовая социализация; 2. профессиональная подготовка; 3. профессиональное становление личности.
Профессионально-трудовая социализация – это совокупность социальных и педагогических процессов, позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих социальной роли профессионала. Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе человек приобщается к профессиональной роли, интегрируется в профессиональное сообщество (формирование профессиональных интересов, мотивов деятельности, склонностей, ценностных представлений о будущей профессии, профессионального мышления). Условия профессиональной социализации: - активизация профессионального самоопределения личности – развитие отношений к будущей профессии; - освоение требований, предъявляемых профессией к человеку (технико-экономических, социальных, психологических и др.); - усвоение базовых и инструментальных ценностей профессионального сообщества, традиций, норм и правил поведения.
В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как профессионалу, на успешность будущей карьеры: установки, взгляды, убеждения, активность, инициативность и способность делать свой выбор. Они помогают формированию имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, Я-концепции профессионала.
Профессионально-трудовая социализация обеспечивается рядом факторов: 1. Общей средой образовательного учреждения, включающей все направления деятельности. 2. Социокультурной и гуманитарной средой учебного заведения, обеспечивающей усвоение гражданских, духовно-нравственных, моральных ценностей. 3. Микросредой личности (ее внутренним миром).
Профессиональная подготовка предусматривает овладение необходимой суммой знаний, умений и навыков (ЗУН). Ее результатом является определенный тип самостоятельного человека – квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.
Система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: 1. Цели подготовки рабочего и специалиста - формируются на основе оценки потребностей общества (производства, экономики и т.д.). В результате определяют профессии, виды работ, уровни квалификации, по которым необходимо осуществлять профессиональную подготовку. 2. Модель рабочего и специалиста, в основе которой лежит квалификационная характеристика (требования к работнику, назначения рабочего поста (должности), основной характер деятельности, его знания, умения и личностные качества). 3. Модель подготовки рабочего и специалиста, которая представляет собой образовательную программу определенного уровня и специальности и включает учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, их учебно-методическое обеспечение, формы контроля, организацию учебного процесса, технологии обучения и т.д. Задачи профессиональной подготовки: Первый уровень составляют задачи, которые должны быть под силу всем специалистам независимо от их конкретной профессии или страны проживания: - экологические – минимизация негативных воздействий производственной и иной деятельности на людей и природу; - учебные – непрерывное профессиональное образование и самообразование; - социализирующие – установление социальных контактов между различными профессиональными группами, планирование и организация их совместной деятельности и т.д.
Второй уровень образуют задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, маркетинг, поиск надежных партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок и т.д.). Важная группа задач связана с проблемами межнациональных отношений (учет национальных и этнических традиций и обычаев, адекватное реагирование на проявление шовинизма и агрессивных разновидностей национализма). Наконец, современный специалист должен уметь решать производственные, экономические и управленческие задачи в условиях демократии, гласности и толерантности (исключает всякого рода насилие) открытого общества.
Третий уровень – это собственно профессиональные задачи: - практические, направленные на получение конкретного результата; - исследовательские – требующие умение планировать и проводить исследовательскую работу в данной области знаний или сфере деятельности; - педагогические – преподавание соответствующего предмета в условиях производственного обучения или образовательного учреждения.
Таким образом, результативность профессиональной подготовки характеризуется степенью соответствия знаний, умений и навыков социально-экономическим потребностям общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |