Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии, методики и формы профессионального воспитания




Основные задачи профессионального воспитания

Содержание профессионального воспитания

 

 

В профессиональном воспитании выделяют профессионально-значимые и воспитательно-ценные сферы воздействия, которые конкретизируют цели и определяют основные задачи профессионального воспитания – таблица 1.

 

Таблица 1

 

Сферы воспитательного воздействия Основные задачи
Когнитивная 1. Усиление профессиональной направленности среды учебного заведения. 2. Расширение профессионального кругозора, научно-исследовательских интересов. 3. Формирование профессиональных ценностей и идеалов, норм и привычек, профессионального этикета. 4. Обогащение нравственно-этического кругозора, духовных потребностей и профессиональных интересов. 5. Формирование гражданской позиции
  Эмоциональная   1. Обогащение эмоциональных, этических и нравственно-эстетических чувств. 2. Развитие индивидуальности и самобытности будущих специалистов.
  Деятельностно-практическая 1. Включение учащихся в активную профессиональную деятельность, в процесс творческой самореализации. 2. Ведение здорового образа жизни. 3. Включение учащихся в активный досуг.

 

Выделение основных сфер профессионального воспитания будущего специалиста, реализация принципов воспитания определяют содержание профессионального воспитания, которое представляет собой развитие общей и формирование профессиональной культуры будущего специалиста. В свою очередь оно определяет совокупность идей, видов и форм деятельности, сочетание позитивных факторов и обстоятельств, определяющих развитие будущего специалиста, его подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности.

 

В содержании профессионального воспитания выделяют инвариантную и вариативную составляющие.

Инвариантная составляющая - это обязательные воспитательные задачи и адекватные этим задачам виды воспитательной деятельности.

Вариативная составляющая определяется:

- спецификой подготовки будущих специалистов (воспитание инженера, медика, военного, педагога, госслужащего);

- сложившимися традициями воспитания и опытом воспитательной работы (традиции воспитательной работы факультета, учебного заведения);

- особенностями социокультурной среды и личностными особенностями преподавателей, кураторов, воспитателей).

Вариативность содержания также неизбежна, когда речь идет о конкретной личности учащегося и его реальном уровне профессиональной воспитанности.

 

 

Технологии и методики профессионального воспитания — это способы, приемы, средства воздействия, которые воплощают цели, задачи и принципы профессионального воспитания, реализуют содержание воспитания и обеспечивают профессионально-целесообразные изменения личности будущего специалиста.

Субъектами профессионального воспитания выступают учащиеся, студенты и студенческие сообщества, педагоги (мастера производственного обучения, руководители практик, руководители кружков, кураторы, воспитатели, завучи по воспитательной работе).

 

Технологии профессионального воспитания используются тогда, когда речь идет о больших воспитательных акциях. Они применяются в массовых мероприятиях ученических и студенческих коллективов. Механизмы и способы технологий надежно отработаны, последовательны, рациональны и обеспечивают гарантированность результатов профессионального воспитания.

О методиках воспитания ведут речь в тех случаях, когда воспитательные воздействия приобретают индивидуальный или дифференцированный характер, а их субъектом является преимущественно отдельный учащийся, поведение и проявления которого в большей степени зависят от складывающейся ситуации, личного и профессионального опыта, особенностей его жизненной или социокультурной ситуации.

 

Реализация технологий и методик профессионального воспитания предполагает ряд условий, при которых может быть обеспечен желаемый результат. Прежде всего, необходимо:

- выделить более характерные студенческие типажи профессиональной воспитанности;

- определить для них специфические по содержанию и интенсивности педагогические воздействия;

- обеспечить организаторов воспитательного процесса достоверной и всесторонней информацией об эффективности таких воздействий и о тех переменах, которые происходят у объекта воспитания под влиянием используемых методик и технологий.

 

Технологии и методики включают методы и приемы профессионального воспитания, направленные на:

- формирование мировоззрения личности (пояснение, убеждение, беседа, лекция, диспут, метод примера и т.д.);

- организацию деятельности и формирования опыта социального поведения (педагогическое требование, общественные взгляды, упражнения, создание воспитательных ситуаций и т.д.);

- стимулирование поведения и деятельности (соревнования, поощрение, наказание).

 

Из методов воздействия на учащихся малоэффективны методы прямого педагогического воздействия — требования, команды, приказы, распоряжения, — им следует противопоставить косвенные способы воздействия — просьбы, поручения, советы, творческие задания, которые приносят больший воспитательный эффект.

 

Помимо коллективных методик работы с группой в профессиональном воспитании будущих специалистов целесообразно использовать методы индивидуальной работы, применение которых чаще всего обусловлено необходимостью коррекции индивидуального развития личности, реализации ее творческих способностей, изменения социально-психологического статуса.

Современные технологии, методики и методы профессионального воспитания обращены к отдельным сферам личности учащегося - когнитивной, эмоциональной и деятельностно-практической.

В качестве доминирующих средств воздействия на каждую из этих трех сфер выступают: слово (когнитивная), образ (эмоциональная), действие (деятельностно-практическая).

1. Когнитивный компонент профессиональной воспитанности формируется и развивается преимущественно в таких методиках и технологиях воспитания, в которых основным средством воздействия является слово, как средство выражения силы интеллекта, способности и стремления убеждать.

Включение учащихся в профессионально-творческую деятельность строится на фундаменте их самосознания, убеждений и идеалов. Учащиеся ищут возможные способы самоутверждения, пытаются интуитивно определить сферу наиболее полной реализации своих способностей. Эти поиски, как правило, ведут к таким важным результатам, как:

- совершенствование профессиональных умений и навыков;

- обогащение нравственно-эстетического опыта;

- выработка собственного профессионального имиджа.

 

Важным ориентиром в таком самодвижении личности служит представление о должном, о том, как следует поступать человеку в различных обстоятельствах с тем, чтобы из отдельных поступков складывался устойчивый стиль поведения. Для этого общественные нормы и стандарты должны постоянно перерабатываться в сознании личности, соотноситься в ее воображении с реальным, настоящим.

Сущность идеи «о должном» состоит в том, что она является необходимостью:

- продвижения индивида на более высокую ступень своего личностного развития;

- продвижения путем наилучшего выполнения своего долга перед обществом;

- продвижения путем разрешения противоречия между «хочу» и «должен», «не могу» и «нужно во что бы то ни стало».

В результате происходит известный психологический «сдвиг мотива на цель», когда идеал очерчивает перед каждым человеком цели, добиваясь которых он проявляет все свои силы. Эта уникальная ситуация требует тонкого, грамотного участия педагога, который не только предложил бы обучаемому возможный прообраз, но и подсказал бы наиболее подходящую сферу самореализации, конкретные виды деятельности, в которых способности и природные задатки могут быть воплощены с максимальной продуктивностью.

 

Когнитивному компоненту присущи такие формы работы с учащимися, как:

1. Информационные часы с подготовкой докладов, выполнением иллюстраций выбором информационного материала.

2. Проведение открытых воспитательных часов, посвященных общественным, профессиональным и христианским праздникам.

3. Диспуты и дискуссии на общие и профессиональные темы (Человек — кузнец своего счастья, О вкусах не спорят, В человеке должно быть все прекрасно, Каким быть мастеру?, В чем красота моей профессии? и т.д.).

4. Конференции, олимпиады.

5. Встречи с известными и авторитетными людьми: учеными, деятелями культуры и искусства, профессионалами, спортсменами, общественными деятелями, правозащитниками.

6. Экскурсии.

7. Интеллектуальные игры и викторины, вечера вопросов и ответов.

 

Главное назначение всех перечисленных форм воспитания:

- показать учащимся на конкретных и достойных примерах необходимость твердо следовать гуманистическим идеалам и нормам в повседневной и профессиональной жизни;

- создать условия для определения собственной позиции, аргументировано отстаивать свои убеждения и идеалы, свое жизненное кредо.

Результатом такой работы должно стать растущее самоуважение, развитие представлений о профессиональной и гражданской чести, достоинстве человека, его гордости, благородстве, способности безбоязненно противостоять проявлениям безнравственности, бездуховности и пошлости.

 

2. Формирование эмоционально-нравственного компонента профессиональной воспитанности осуществляется обычно через развитие образного восприятия мира и обогащения эмоциональной сферы личности.

Этим задачам соответствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как:

1. Посещения театров, кинотеатров, выставочных залов, концертов.

2. Проведение тематических вечеров (литературных, поэтических, презентаций произведений, сборников, альманахов, обсуждения новинок литературы, литературных чтений).

3. Проведение бесед, фестивалей и конкурсов

4. Организация клубных встреч, встреч по интересам.

5. Выпуск стенгазет.

6. Организация путешествий, поездок, туристических походов.

 

Важным практическим итогом такой деятельности должно стать формирование нравственно-эстетического облика учащегося. На основе такой деятельности постепенно возникает особый стиль поведения личности, достаточно точно и емко выражающий его жизненные и профессиональные позиции.

 

3. Деятельностно-практический компонент профессиональной воспитанности требует со стороны будущего специалиста реального действия, поступка, применения социальных и профессиональных норм. Все это отражает:

- меру воспитанности и интеллигентности,

- степень соответствия нравственно-эстетическим критериям специалиста,

- активное стремление к развитию своего культурного и профессионального потенциала.

 

Деятельностно-практическому компоненту соответствуют такие формы воспитания, как:

1. Предметные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства.

2. Стажерские и производственные практики.

3. Занятия в научных кружках, профессиональных студиях.

4. Конкурсы и выставки студенческих научных работ.

5. Спортивные соревнования и турниры, работа спортивных секций.

6. Трудовые десанты, субботники, сельскохозяйственные работы.

7. Благоустройство своего учебного учреждения, уборка территорий.

8. Проведение общественных и профессиональных праздников (посвящение в студенты, последний звонок, дни строителя, учителя, медицинского работника, работника агропромышленного комплекса и др.)

9. Смотры самодеятельности, КВН.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.