Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология Людвига Фейербаха (1804-1872)




Философия

Религия

Дух проявляется в представлении.

Иудаизм, античность, христианство – ступени развития Духа. Современная Гегелю эпоха – новый миропорядок, вызревший в лоне протестантизма.

Дух проявляется в понятии.

Историко-философский процесс – поступательное движение к абсолютной истине. Отдельные философские системы – ступени этого процесса. Итог движения – «абсолютная истина» в собственной философской системе Гегеля.

 

Людвига Фейербаха можно определить как наиболее яркого философа-материалиста, атеиста. Главная тема его философии – человек. Его творчество завершает значительный этап немецкой классической философии.

В чем отличие человека от животного? По Фейербаху, это прежде всего сознание. То есть, если животное осознает только само себя, то человек осознает еще и свою принадлежность к особому роду – человечеству: «способен понять свой род, свою сущность». Более того, особенность сознания человека такова, что он осознает свою бесконечную сущность. Основа этого осознания – в религии. В то время как «сознание, жизнь и сущность» гусеницы конечно – «ограничивается известным растением, не выходит за пределы этой сферы».

Что же истинно человеческое в человеке? – «разум, воля и сердце» (т.е. сила мышления, сила воли и сила чувства), т.е. «свет познания, энергия характера, любовь».

Эти способности человека – самоцель, т.е. абсолютны – «божественные абсолютные силы». Утверждая самодостаточность, абсолютную сущность человека, Фейербах тем самым по сути отрицает Бога, религию. Он считает: постигая любой объект (значит и Бога), «мы познаем в нем нашу собственную сущность. Здесь проявляется одна из важнейших идей Запада – идея человекобожия (человека, заменившего собой Бога).

Человек – существо неограниченное и свободное, универсальное. Универсальность человека проявляется, в частности, на чувственном уровне: «У человека нет обоняния охотничьей собаки; но именно потому, что его обоняние распространяется на все виды запахов, оно свободнее, оно безразличнее к специальным запахам». И только у человека есть универсальное чувство – рассудок.

Особенность новой философии, считает Фейербах, – превращение человека в «единственный универсальный и высший предмет» изучения. Антропология и физиология превращаются, таким образом, в «универсальную науку».

Если следовать логике автора, в основе религии лежит заблуждение, ибо, по Фейербаху, поклоняясь Богу, мы поклоняемся самим себе: «Религия … составляет проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности». Поэтому стремление человека к богоподобию – ложная, призрачная цель. Христианский идеал для автора – ничто. Высшая цель человека, считает он, – собственное существование, не более того: «Каждое существо достигло своего назначения тем, что оно достигло существования. Существование, бытие есть совершенство, есть исполненное назначение». Дитя существует ради самого себя, юноша – ради того, что он – юноша. «Человек есть человек, а не растение, не животное, т.е. не верблюд, не осел, не тигр и т.д., значит, у него нет иного назначения, как проявлять себя тем существом, какое он есть».

Человек по Фейербаху, не есть Образ Божий, но лишь «высшее проявление жизненной силы природы».

Христианин для автора – фантазер; Фейербах критикует христианскую идею воздержания, аскезы для достижения высшего идеала. Сон, еда, питье – естественные отправления, присущие человеку. И если сейчас человек спит, то нелепо, считает Фейербах, полагать, что «он некогда станет существом, которое более не спит, все время таращит глаза и бодрствует».

Резюме Фейербаха таково: чтобы стать человеком, «следует отказаться от христианства». Христианин, считает он – «не человек, а полуживотное – полуангел». Человеком он станет лишь тогда, когда не захочет «быть чем-то большим, чем он есть».

Если и существует особое назначение человека, – то быть «существом моральным, т.е. социальным, гражданским, политическим существом». Здесь нет места Божьим заповедям – это назначение человек «сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений».

Философия Фейербаха – упадок немецкой классики. Маятник качнулся в иную сторону: ученик Гегеля, опроверг его систему.


[1] Мир философии: Книга для чтения. Часть II. Человек. Общество. Культура. – М., 1991. – С. 241.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.