КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические концепции и исторические этапы формирования ЭП
На становление и развитие ЭП в современном понимании повлияли сдедующие экономические концепции и школы: Меркантилисты XVII в. - основатели нормативной экономической теории считали, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они считали, что только государство способно обеспечить социальную справедливость. Однако, с утверждением свободной конкуренции положения меркантилистов отошли на второй план. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая экономика предусматривала ограниченное государственное вмешательство, на первый ан выходят рынок и "свобода выбора". Однако, свобода выбора предполагает защищенное законом (государством) право частной собственности самостоятельность принятия решений. Таким образом, в XVII - XIX в.в. экономическая роль государства сводилась к охране прав частной собственности. Был выдвинут тезис о том, что государство - это "ночной сторож частной собственности". Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. Нелиберальная концепция экономической политики основана на классической экономике. Она отстаивает принципы невмешательства государства в хозяйственную деятельность и участие государства только в защите "конкурентного хозяйства". Один из ее основателей В. Ойкен. XX век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства. Джон Кейнс считал, что экономика может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика - это государственное регулирование, которое стимулирует склонность к потреблению, воздействует на предельную эффективность капитала и норму процента, а через них - непосредственно на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Кейнсианская экономическая политика вплоть до 70-х годов была ведущей в странах Запада. Милтон Фридмен основывается на "нормативной политической деятельности", которая базируется на позитивных экономических знаниях. Фридмен основывается на взаимодействии экономики и политики. Экономическая свобода является необходимым, но недостаточным условием я политической свободы. Политическая свобода, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане. Многие альтернативные кейнсианству направления экономической политики послевоенного периода также выступали за проведение широких правительственных программ. Скандинавская концепция «государства всеобщего благоденствия» - шведская модель ЭП опиралась на теорию стокгольмской школы (К. Викселль, Э. Линдаль, Гуннар Мюрдаль (1898-1987), Бертиль Улин (1899-1979), Эрик Лундберг (1907—1987)), достаточно близкой по своим выводам кейнсианству. Эта школа также исходила из неравновесности экономической системы, предлагала методы макроэкономического регулирования экономики (в основном денежно-кредитные), ввела тезис о необязательности ежегодной сбалансированности государственного бюджета, а также об обязанности государства обеспечить своим гражданам определенный уровень благосостояния, в частности за счет проведения социальной политики. Французский дирижизм. Во Франции преобладала политика дирижизма, которая подразумевала еще более существенное вмешательство государства в экономику, чем кейнсианство. Рецепты этой политики были отчасти выработаны в рамках институционального направления, которое доминировало здесь в послевоенный период. Принципиальным отличием политики дирижизма от кейнсианства является то, что дирижизм, наравне с требованиями антициклического регулирования, возлагает на государство задачу по обеспечению «гармонизированного роста» (концепция Франсуа Перру (1903—1987)). Эта задача включает в себя институциональное преобразование экономики, создание или поддержку тех экономических структур («полюсов роста»), которые играют определяющую роль в развитии всей экономики. В результате одной из специфических черт французского дирижизма стало широкое использование методов индикативного планирования. Монетарная концепция сосредоточена на антиинфляционных мероприятиях экономической политики, регулировании объема денежной массы т.п. Монетаристы считают, что единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение. Функцией государства является контроль за темпами роста предложения денег, который должен соответствовать темпам реального экономического роста и ожидаемой инфляции. Все вышеуказанные направления способствовали определению исторических этапов в формировании экономической политики: 1. 1 этап (середина XIX в.- 20-е гг. ХХ в.) – экономические процессы XVIII-XIX вв. создали качественно новую основу для взаимосвязи ряда социально-экономических процессов, в частности, между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. 2. 2 этап (30-е – конец 50-х гг. ХХ в.) – государство резко расширило систему мер инфраструктурного характера. Но главное, чего потребовало новое качество рыночного механизма, – нахождения способов внешней его коррекции. Коррекции, обусловленной выявившейся ограниченностью возможностей саморегулирования этого механизма. 3. 3 этап (60-е.-середина 80-х гг. ХХ в.) – повышение емкости внутреннего рынка государств и становление подлинно мирового хозяйства способствовал увеличению роли стабильности денежного обращения в обеспечении макроравновесия, что вызвало необходимость опосредованного вмешательства (посредством регулирования денежного обращения) государства в деятельность субъектов рыночной экономики. 4. 4 этап (конец 80-х – по наст.время) – постепенно происходит процесс взаимопроникновения государства и рынка, государство становится субъектом рынка, следовательно, оно наделяется регулирующими функциями, в рамках которых оказывает влияние на деятельность субъектов рынка. Исходя из выше изложенного следует отметить, что: 1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления. Эти факторы взаимосвязаны, но обладают относительной самостоятельностью. С развитием общества экономическое мышление неизбежно модифицируется, поскольку иными становятся представления о ценностях. В связи с этим даже традиционные задачи нередко решаются с новых позиций. 2. Практика, сложившаяся в развитых странах, показывает, что эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и тд. 3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |