Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 2. Экономическая стратегия в системе государственной экономической политики

1. Экономическая стратегия: этапы и направления2. Экономическая стратегия как концепция По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.Экономическая политика проводится государством посредством определенной стратегии или программы. Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения». В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта (макро- или микроуровень) опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения (реализации) стратегии роста.Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых мероприятий (стратегических решений) единство между заявляемой Стратегией (Программой) развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала (возможностей и шансов) страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции. Основными этапами (направлениями) реализации экономической стратегии государства являются: 1) разработка Стратегии (Программы) развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;2) корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации Стратегии (Программы) развития государства;3) контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности (качества) стратегии государства.На современном этапе развития мирового хозяйства любое государство стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных позиций, но и в приросте показателей социально-экономического и финансового развития.Одной из актуальных проблем любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва национальной экономики от передовых стран мира. Перед государством стоит задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики - формирование эффективной институциональной системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики в противовес «однобокой» специализации и т.д. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.Разработка стратегии роста предполагает учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации экономики государства, а также мировые тенденции развития.К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.Преимущественное развитие в современных условиях получают такие формы международных экономических отношений, как международный научно-технический и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала.В основе формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран.Конкурентная стратегия экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития (в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста), но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов».В наиболее общем виде алгоритм обоснования конкурентной стратегии экономического роста государства включает следующие направления:1. оценка тенденции развития мирового хозяйства;2. оценка экономического потенциала государства, вероятного профиля специализации национальной экономики в мировом хозяйстве;3. обоснование концепции конкурентной стратегии роста;4. оценка эффективности стратегии с точки зрения ее влияния на решение внутренних задач социально-экономического развития государства;5. оценка результативности стратегии в контексте повышения конкурентоспособности государства в мировой экономике;6. формирование экономической политики, направленной на реализацию конкурентной стратегии.Таким образом, с одной стороны эффективная стратегия экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой - она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах. 2. Экономическая стратегия как концепция Стратегия может быть рассмотрена как многомерная концепция, охватывающая всю деятельность фирмы, обеспечивая режим единства, управляемости и целенаправленности. Пересматривая некоторые из наиболее важных работ в области стратегии, мы увидели следующие необходимые измерения, позволяющие дать унифицированное определение концепции стратегии. 1. Стратегия как последовательная, унифицированная в интегрированная модель решений. Общепринято рассматривать стратегию как главную силу, обеспечивающую всесторонний и интегративный план действий для организации в целом. Согласно этой точке зрения, стратегия дает ход планам, гарантирующим выполняемость основных целей предприятия.Рассматривая стратегию как модель решений фирмы, мы признаем, что стратегия является неизбежной конструкцией в деятельности фирмы. Мы можем прийти в организацию и изучить природу принятия решений и оценить результативность. Стратегические модели могут различаться, когда обнаруживается непостоянство курса развития фирмы, вызванное в свою очередь либо перестановкой в высших эшелонах внутрифирменной власти, либо экстерналиями. В любом случае, построение стратегических моделей находится в ведении высшего менеджмента фирмы, окончательный вариант которых может быть, результатом либо четко определенных взглядов, либо импровизаций. В любом случае, стратегии рождаются, желаем ли мы того или нет, отражая следы тех действий, которые фирма предпринимала в прошлом и которые в свою очередь могли бы определить ее будущее предназначение. 2. Стратегия как средство постановки организационной цели в рамках ее долгосрочных задач, программ действий и приоритетов при распределении ресурсов Это один из старейших и наиболее классических взглядов на концепцию стратегии. В данном случае речь идет о том, что стратегия является способом четкого определения долгосрочных целей и задач организации, а также необходимых программ действий для выполнения этих задач и изыскания необходимых ресурсовТеперь мы познакомимся с прагматичным и полезным определением природы стратегических Действий. Для этого необходимо определиться с понятием «долгосрочные задачи фирмы». К ним относятся те из них, которые отвечают критерию постоянства (стабильности). Они не модифицируются, за исключением тех случаев, когда внешние обстоятельства или внутренние изменения потребуют их корректировки. Ничего нет более деструктивного и отвлекающего, чем беспорядочная переориентация задач фирмы. Постоянные стратегические переориентировки фирмы порождают замешательство всех держателей акций и, что более важно, ее покупателей и служащих.Желаемая стабильность долгосрочных задач, однако, не устраняет необходимости постоянного руководства и адаптации программ фирмы. Это достигается пересмотром стратегических программ, ориентированных в большей степени на краткосрочный период, в то же время стремясь к согласованности с долгосрочными задачами.Наконец, измерение стратегии на соответствие с имеющимися ресурсами. Согласованность между стратегическими задачами и программами, с одной стороны, и распределением человеческих, финансовых, технологических ресурсов, с другой стороны, необходимо для поддержания стратегической согласованности. 3. Стратегия как определение конкурентных владений фирмы. Признано, что одной из центральных задач стратегии является определение коммерческой деятельности, которой фирма занимается или намерена заняться. Это определяет место стратегии как основной силы, которая направляет и распоряжается процессами роста, диверсификации, поглощения. Главным шагом в определении формального процесса стратегического планирования является эффективное бизнес-сегментирование. Наибольшее стратегическое внимание, как при формулировке, так и при выполнении стратегии уделяется коммерческой деятельности фирмы. В этой связи должны быть поставлены два вопроса: каким бизнесом мы занимаемся? Каким бизнесом нам следует заниматься?Есть различия в критерии определения коммерческой деятельности, в желаемой степени агрегирования бизнес-единиц и даже в определении своих служебных обязанностей. Разногласия в дальнейшем увеличиваются потому, что сегментирование бизнеса, в конечном счете, сильно влияет на организационную структуру фирмы. Сознательно или нет, эти разногласия вносят основной вклад в то, что эти вопросы задаются.Сегментирование - ключ для бизнес-анализа, стратегического позиционирования, распределения ресурсов и портфельного менеджмента. Сегментирование четко определяет границы владения фирмы, внося ясность в то, где мы включаемся в конкурентную борьбу и как мы собираемся это делать. 4. Стратегия - это реакция на внешние возможности и угрозы, а также знание внутренних сильных и слабых сторон, необходимое для достижения конкурентного преимущества В соответствии с этим подходом, центральным вопросом стратегии является достижение долгосрочного конкурентного преимущества над основными конкурентами фирмы в различных направлениях коммерческой деятельности. Это определение означает, что конкурентное преимущество проистекает из полного понимания внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на организацию. Вне организации мы вынуждены определять отраслевую привлекательность и тенденции, а также характеристики основных конкурентов. Это порождает возможности и угрозы, с которыми приходится считаться,Внутри организации мы должны оценить конкурентные возможности фирмы, позволяющие составить представление о сильных и слабых сторонах фирмы, которые в дальнейшем должны быть развиты и скорректированы.Стратегия нужна организациям для достижения жизнеспособного паритета между внешней средой и их внутренними возможностями. Роль стратегии не должна усматриваться как пассивное реагирование на возможности и угрозы, исходящие извне, а как непрерывная и активная адаптация организации к потребностям изменяющейся среды.В рамках такого подхода появляется основа для бизнес-стратегии с тремя областями рассмотрения:1. бизнес-единица, как центральный объект анализа;2. отраслевая структура, которая определяет основные тенденции развития организации;3. внутренняя компетентность, определяющая конкурентоспособность.Долгосрочные цели, программы стратегических действий и приоритеты в распределении ресурсов, следовательно, становятся обусловленными ролью бизнес - единицы, ее положением в «коммерческом портфеле» фирмы, благоприятными и неблагоприятными тенденциями отраслевой структуры, а также внутренними возможностями, которые должны быть разблокированы для достижения желаемой конкурентной позиции. 5. Стратегия как канал для определения управленческих задач на уровне корпорации, бизнес-единицы н функциональных подразделений Различные иерархические уровни в организации имеют совершенно разные управленческие обязанности с точки зрения их вклада в определение стратегии фирмы.На корпоративном уровне решаются вопросы общефирменного масштаба. Прежде всего, это вопросы, касающиеся определения миссии фирмы, рассмотрения предложений, исходящих от бизнес-единиц и функциональных подразделений, определение и использование связей между раздельными, но связанными бизнес-единицами, распределение ресурсов, исходя из стратегических приоритетов. На бизнес-уровне вся деятельность направлена на усиление конкурентной позиции каждой бизнес-единицы внутри отрасли.На функциональном уровне ключевое значение имеет развитие необходимых функциональных навыков в финансах, административной инфраструктуре, кадровом обеспечении, технологии, поставках, логистике, производстве, распределении, маркетинге, продажах и услугах, необходимых для поддержания конкурентоспособности.Признание различия этих управленческих ролей и гармоничное объединение результатов - это другое ключевое измерение стратегии.Невзирая на структуру, принятую фирмой, там продолжают существовать три сильно отличающиеся стратегические задачи. Первая адресуется организации в целом: мы подразумеваем вопросы, относящиеся к корпоративной стратегии. Вторая задача относится к бизнес-единице, невзирая на ее положение - это вопросы бизнес-стратегии. И третья задача включает развитие функциональных навыков и корреспондирует с вопросами, относящимися к функциональной стратегии. В этом вопросе еще раз могло бы быль полезным отделить содержательную сторону в определении стратегии от процесса. Содержание имеет тенденцию быть независимым от структуры. Глядя на организацию в целом, мы имеем в виду три концептуальных уровня: корпоративный, бизнес, функциональный. Процесс формирования стратегии будет сильно зависеть от структуры. 6. Стратегия как определение экономической и неэкономической выгоды, которую фирма намерена предоставить собственникам Категория собственников приобрела важность как элемент стратегического интереса в последние несколько лет. Собственник - это термин, обозначающий каждого, кто прямо или косвенно получает прибыли или подтверждает издержки, вытекающие из необходимости поддержания жизнедеятельности фирмы. Это акционеры, служащие, менеджеры, поставщики, кредиторы, заказчики, общество, правительство. В рамках этого измерения стратегии обязательства фирмы перед акционерами рассматриваются как более сложная категория, нежели необходимость максимизации их доходов.Оно рассматривает стратегию как средство создания социальных контактов. Окончательным результатом будет создание экономической и человеческой организации с особой корпоративной философией и организационной структурой.Забота о собственниках могла бы стать крайне полезным подходом. В том, что получение прибыли является важной составляющей в деятельности фирмы, не вызывает сомнений. Однако, можно попасть в ловушку, если менеджмент будет рассматривать краткосрочную прибыльность как основной, ведущий фактор, оставляя в тени такие вопросы как добросовестную, заслуживающую вознаграждения работу, которая объясняется как ответственностью, так и стремлением остаться собственником фирмы.Фирма вынуждена считаться с тем, что если покупатели не обслуживаются должным образом, то со временем другая фирма завладеет рынком, что грозит постепенной утратой конкурентоспособности. Похожие выводы могут быть сделаны для служащих фирмы и поставщиков. Если же устанавливаются честные и взаимовыгодные отношения, появляются конструктивные ассоциации, что логически приведет к увеличению прибылей. Наконец, достойное поведение повышает корпоративный имидж. Оскорбительные и несправедливые союзы могут привести к кратковременным финансовым прибылям, но не могут быть устойчивыми в долгосрочном периоде.На пути к унифицированной концепции стратегии. Концепция стратегии содержит общую цель организации. Неудивительно, следовательно, что многие измерения требуются для точного определения. Мы представили их, чтобы подчеркнуть различные компоненты концепции стратегии-Все они многозначны, уместны и способствуют лучшему пониманию стратегических задач. Комбинируя их, мы могли бы предложить более исчерпывающее определение стратегии.Стратегия:1. Это последовательная, унифицированная и интегрированная модель решений2. Определяет и показывает организационную цель в рамках долгосрочных задач, программ действий и приоритетов при распределении ресурсов3. Отбирает бизнес, которым организация занимается и которым должна заниматься4. Пытается достигнуть долгосрочного устойчивого преимущества в каждом виде коммерческой деятельности, обращаясь к возможностям и угрозам внешней среды фирмы, а также к сильным и слабым сторонам организации5. Охватывает все иерархические уровни фирмы (корпоративный, бизнес, функциональный)6. Определяет природу экономической и неэкономической выгоды, которую фирма намеревается предоставить собственникам.Основываясь на унифицированной точке зрения, стратегия становится фундаментальной основой, с помощью которой организация может отстоять свою жизнеспособность. В то же время стратегия сильно облегчает ее адаптацию к меняющейся внешней среде. Сущность стратегии, таким образом, сводится к целенаправленному управлению, позволяющему достичь конкурентного преимущества в каждом виде бизнеса, в котором задействована фирма. Наконец, признание того, реципиентами фирмы являются ее собственники. Следовательно, стратегия нацелена на получение ими выгоды, создавая тем самым основу для множества сделок и социальных контрактов, связывающих фирму с ее собственниками.Стратегия (по McKensey) - это сильная деловая концепция + набор реальных действий, способных привести эту концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
Лекция 3. Теории экономической политики 1. Общие идеи экономической политики2. Типология экономической политики государства3. Концепция Тинбергена4. Критика Лукаса 1. Общие идеи экономической политики Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее зна­чение, чем принято думать. В действительности только они «правят миром». Это касается и безумцев, которые порой стоят у власти. Между тем сила корыстных интересов часто преуве­личивается по сравнению с влиянием идей. К сожалению, подверженность новациям, впитывание новых идей с возрастом, как правило, ослабевает. «...Идеи, которые государственные служащие, политические деятели, даже аги­таторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными для добра и зла» — на такой элегической ноте заканчивает свой труд «Общая тео­рия занятости, процента и денег» великий маэстро экономики Джон Мейнард Кейнс.Аксиоматичным является общее положение о том, что эко­номическая политика призвана выражать интересы и повы­шать благосостояние населения. Государственная деятельность оправдывается лишь общественной пользой, писал еще Фома Аквинский (XIII в.). Но даже при поверхностном подходе обнаруживается несовпадение предпочтений избирателей и поли­тических партий, правящей элиты. Избиратели заинтересованы в максимизации полезности, политики в максимизации числа голосов, в получении и сохранении официальных постов. По­нятно, что действуя в экономической сфере, политики руково­дствуются программой благосостояния, но они ориентируются при этом на так называемого «среднего избирателя» и на про­изводителя — на организатора производства, менеджера, чи­новника. Ведь следуя формальной логике, именно они в кон­центрированном виде выражают интересы и возможности экономического роста, между тем как предпочтения разных слоев представителей дифференцированы и распылены. Эти противоречия и социально-политические задачи отражаются в моделировании экономической политики.Попытки стимулировать или стабилизировать экономический рост издавна находились в центре внимания теоретиков. Вкладом неоклассиков в эту область исследований явились работы американского экономиста Роберта Солоу (род. 1924 г.). Регулярную экономическую политику можно представить в виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объектив­ных трудностей, — политические действия, включающие оцен­ку трудностей, принятие решений их законодательное утвер­ждение — экономический эффект, т.е. ответная реакция рын­ки, экономических агентов. Само собой разумеется, что вре­менные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуника­ций, деловой активности людей и т.д. Теория экономических порядков В науке распространено мнение, что сама laissez-faire (свобода дейст­вий), со свой­ственной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к госу­дарственному регулированию. Формы и содержание государст­венного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.Историческим опытом доказано, что между развитием про­изводства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков — с другой, существует неравновесие, отставание порядков являет­ся почти правилом. 2. Типология экономической политики государства Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные ус­ловия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, пред­ставляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хо­зяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия. Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государ­ство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы вы­ступают своего рода «нехваткомером» или вычис­лительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок.В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабаты­вают правила и предписания. Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следу­ющую типологию экономических политик: laissez-faire (свобода дейст­вий); политика централизованного, полностью или частично, управле­ния экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного по­рядка и точечная политика. Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России - с ее упраз­днением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес пред­ставляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышляв­ший над этими проблемами еще в 30-х годах, сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с... валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общес­твенный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государ­ственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компро­мисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государ­ственные вмешательства с распределительными целями, политика "пол­ной занятости", конъюнктурное регулирование.При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей те­кущей экономической политики является ограничение или недопуще­ний тенденций к концентрации экономической власти (процесов моно­полизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологичес­кого ущерба; разработка путей его компенсации. Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает поли­тико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проб­лем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном пла­тежеспособном спросе и денежные расстройства.Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъ­юнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и "тонкой настройки" и т.д.). В широком смысле государственное регулирование - это распростра­нение макроэкономического воздействия политических структур на на­циональное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологи­ческий фактор, включающий национальный менталитет и традиции, сте­пень рациональности ожиданий у публики, доверия к действиям прави­тельства и т.д. Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порож­дает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти. Означает ли вышесказанное, что активного государственного вмеша­тельства в экономику следует избегать? Конечно же, нет. Оно необходи­мо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых со­вместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо про­порционален возрастанию численности чиновников. В работе "Пределы свободы: между анархией и Левиафаном" лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходи­мого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Пос­кольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод зако­нов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии. По мере совершенствования системы государственного регулирова­ния вырисовываются два противоположных начала: • давление фискальной, директивной политики, творимой чиновника­ми, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;• меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, пос­редством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам. Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызы­вает рост численности чиновников. Повсеместный рост бюрократии поз­воляет некоторым исследователям не без сарказма использовать анало­гию с "размножением кроликов".В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводите­лей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также осво­бождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному ры­ночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм ока­зывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же вре­мя оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кре­дитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависи­мы, но обязательно имеют социальную подоплеку.Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы госу­дарственного регулирования. С ним солидаризировался создатель после­военного "германского чуда" Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкурен­ции, должно быть дозированным.И еще на один аспект государственного регулирования, сформулированный более поздними исследователями и носящий загадочное назва­ние теорема неэффективности государственной политики, следует обратить внимание. Смысл ее таков: в условиях рыночной экономики, гибких цен и зарплат заранее известные правительственные действия не могут решительно воздействовать на объемы производства и занятости. Если политика предсказуема, то она, как правило, мало эффективна, - более результативны неожиданности. 3. Концепция Тинбергена Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским эконо­мистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Яном Тинбергеном (1903-1994). Его книги «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и построение» (1956) были настольными для эконо­мистов 60-70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); ин­струменты, которыми располагает правительство; модель, свя­зывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструмен­там относят меры, разделенные на четыре группы — фискаль­ные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей Тинберген разработал методику планирования и прогнози­рования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах. Последователи Тинбергена внесли дополнения в его кон­цепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию бла­госостояния и функцию минимизации потерь; включил в мо­дель издержки, связанные с переходами от одних инструментов к использованию других. В целом концепцию Тинбергена следует отнести к разряду нормативных. Вкладом в дальнейшую разработку экономической политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированы и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, Центрального банка и др.). Эти обстоятель­ства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд — целевой показатель — инструмен­ты — орган, к которому данная цель «приписана». Орган при­писки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести повсеместную ответствен­ность Центральных банков за стабильность денежного обраще­ния. Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значи­тельные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели.Неопределенности многообразны. В их числе временные правила между возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различ­ных инструментов политического воздействия, обращение к навешенным денежно- кредитным средствам. 4. Критика Лукаса Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической политики более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще стали писать о недос­татках теории Тинбергена, придавая особенное значение неопре­деленности. Нашего внимания заслуживает в этой связи «кри­тика Лукаса», одного из первых представителей теории рационального выбора. Американский экономист Роберт Лукас, про­фессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с моногра­фией «Эволюция экономической политики» В модели экономической политики Тинбергена выведены ко­эффициенты, связывающие экономические переменные и полити­ческие действия. Между тем, изменения в экономике и политике делают эти коэффициенты ненадежными. Сами исходные эконо­мические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже яв­ляются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший анализ может привести к неожиданным результатам. В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, исходя из про­шлого опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лу­кас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложе­нием денег и выпуском продукции существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но неожиданные изменения количества денег могут нарушить ритм, предсказанный ожи­давшимся приростом денежной массы. Или другой пример: по­чему взаимосвязь между безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т. Филлипса, оказалась в 60-е гг. несостоятельной? (См. словарь.) В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налого­вые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики. Политика, основывающаяся на среднестатистических пока­зателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием крити­ки Лукаса стало создание более совершенных макроэкономиче­ских моделей, включающих оценку фактора ожиданий. Попробуем теперь систематизировать общие позиции, которые выдвигает неоклассическая теория экономической политики. Ключевую цель экономической политики — минимизацию социальных потерь можно реализовать лишь при последова­тельности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Понятно стремление политических органов достичь оптимального сочетания поставленной задачи с выбором эффективного инструмента воздействия. Но главное состоит в том, чтобы не поддаваться искушению отступить от правил, даже если это представляется вполне оправданным, например, в денежной политике, когда так просто выйти из об­руча неплатежей путем «подпечатывания денег». Экономисты называют подобное политическое поведение затруднительным. В США долгие годы обсуждался вопрос об ограничении свобо­ды действий для государственных органов «по обстоятельст­вам». В конечном счете был принят закон, согласно которому Конгресс и президент должны следовать по пути сокращения бюджетного дефицита (1985), а в 1996 г. Конгресс утвердил закон о бездефицитности бюджета. Важным при выборе и проведении рациональной политики является степень доверия к ней со стороны электората. Откло­нения от объявленного курса подрывают веру в дееспособность власти, они опасны еще и потому, что недоверие к политиче­ским акциям порождает пассивность, сопротивление попыткам правительств минимизировать социальные потери, что тормо­зит проведение разумной экономической политики. Плохо, например, когда люди не верят банкам, а предпочитают хранить деньги дома и в валюте.Общим замечанием применительно к неоклассической поли­тике является взаимодействие позитивной и нормативной сто­рон. Позитивная теория изучаетполитические институты, воз­можные варианты воздействия, а также законодательные нор­мы, облегчающие или ограничивающие свободу политической конкуренции, пути повышения экономической грамотности из­бирателей. Нормативное политическое вторжение является достаточно распространенным; экспансионистскими вы глядят фискальные меры, нередок инфляционный уклон в политике. Все это мо­жет быть вызвано стремлением повлиять на грядущие выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после выборов. Итак, нормативная экономическая теория изучает, как правительственные органы должны действовать, позитивная — вносит в общую копилку продукт своих исследований и на­работок.Предметом особого внимания является затрудняющая оп­тимальный политический выбор неопределенность. Математи­ки предлагают модель «эквивалентной определенности», в ко­торой неопределенные экономические переменные приравни­ваются к количественно оцениваемым ожиданиям. Положи­тельно влияют на стандартную экономическую политику ата­ки, предпринимаемые исследователями-позитивистами (Р. Лу­кас, Р. Манделл, М. Фридмен и др.).Таким образом, еще Фома Аквинский считал государственную деятельность оправданной лишь в том случае, если она приносит общественную пользу. Но чаще всего предпочтения избирателей и правящей элиты не совпадают, власти ориентируются на «среднего избирателя», скорее на производителя, менедже­ра, видя в них концентрированное выражение интересов экономического роста. К тому же предпочтения потребите­лей дифференцированы и противоречивы. Государственная экономическая политика стала жизненно важным условием экономического развития.Конечную цель политики можно определить в виде мини­мизации социальных потерь. Но для этого необходимо со­хранять многократно проверенную последовательность по­литических действий, не поддаваться искушению отступ­ления от правил. Позитивная и нормативная стороны политики дополняют друг друга: первая изучает комплекс проблем и предлагает рекомендации, исходя из возможностей, чаще всего косвен­ного воздействия; вторая — достаточно распространенная, сосредотачивается на фискальных методах, провоцирующих инфляцию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели экономической политики | Микросоциологическая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.