Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Располо




Метод

Понятие и методы) Определение оптимального объема производства (выпуска) продукции

Предприятия

И производственные мощности

Производственная программа

Тема 11

Любое предприятие стремится к увеличению своих финн результатов – прибыли. Важнейшим фактором увеличения прибыли является объем выпуска продукции. Однако объем выпуска в свою очередь зависит от емкости рынка (спроса на продукцию предприятия) и производственных возможностей предприятия. Связь между объемом выпуска и затратами на него не является прямой. Под оптимальным объемом производства продукции понима­ется такой объем, который 1)обеспечивает безусловное выполнение заключен­ных договоров и обязательств по производству продукции (вы­полнению работ) в 2) установленные сроки с минимумом затрат и 3)максимально возможной (=ым результатом) эффективностью (дает возм получить макс фин результат – прибыль – обеспечивает получение желаемой, расчетной прибыли (рентабельности).

На первый взгляд кажется, что определение оптимального объема является простой задачей (чем больше тем лучше?…). Однако, учитывая что затраты на изготовление и реализацию продукции неоднородны и делятся на постоянные и переменные, которые по-разному ведут себя по мере изменения объемов выпуска, требуются специальные методики (расчеты). Все это требует специальные расчеты.

 

Таким образом, имеется три ограничителя

  1. рыночный спрос и его поведение при увеличении объемов выпуска
  2. объем имеющихся ресурсов
  3. эффективность использования ресурсов

(….Неоптимальность макс выпуска может сопровожд сниж прибыли (спрос-предложение-цена) или ростом издержек даже на единицу продукции….)

К наиболее распространенным методам определения опти­мального объема производства относятся:

1)метод сопоставления (сравнения) валовых показателей;

2)метод сопоставления предельных показателей;

3)метод, основанный на маржинальном (операционном, «Си–ви- пи» – анализ….)

Последний метод предполагает расчет точки беззуб (пор рент, зоны безопасти) и на их основе оптимального объема выпуска.

При использовании этих методов применяются следующие допущения предприятие производит и реализует только один товар;

целью предприятия является максимизация прибыли в рас­сматриваемый период;

оптимизируются только цена и объем производства (пред­полагается, что все остальные параметры деятельности предприя­тия остаются неизменными);

объем производства в рассматриваемый период равен объе­му реализации.

Приведенные допущения могут показаться достаточно «жес­ткими», однако если принять во внимание, что именно цена вы­пускаемого товара и объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предпри­ятия, применение указанных методов в значительной мере повы­шает вероятность того, что будут приняты верные решения.

 

Рассмотрим первый метод – метод сопоставления валовых показателей. В качестве примера возьмем гипоте­тическое предприятие, действующего на рынке свободной кон­куренции (исходные данные приводятся в табл. 11.1).

Таблица 11.1

Объем реализации продукции и издержки на ее производство

 

Объем реализации, тыс. шт. Постоянные издержки, тыс. руб. Переменные издержки, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Метод составления валовых показателей предполагает расчет прибыли предприятия при различных объемах производства и реализации продукции.

Последовательность расчета такова:

1)определяется величина объема производства, при котором достигается безубыточность, т.е. когда совокупные затраты покрываются выручкой от реализации (нулевая прибыль);

2)определяется объем производства с максимальной (или заданной) прибы­лью (табл. 11.2).

Для расчета безубыточного объема можно использовать два метода: графический и аналитический. РАССМОТРЕТЬ ИХ!!!

Таблица 11.2

Объем реализации продукции с максимальной прибылью

Объем реализации, тыс. шт. Цена, руб. Валовая выручка, тыс. руб. Валовые издержки, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб.
  _     -1200
        -920
        -600
        -250
         
         
         
         
         
         
         

 

В нашем примере нулевая прибыль достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продук­ции, что соответствует значению валовой выручки и издержкам соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. руб.

 

На рис. 11.1 представлено наглядное графическое изображение дан­ного метода.

 

Рис. 11.1. Сопоставление валовой выручки и издержек

 

Линия ВВ показывает изменение валовой выручки, а кривая ВИ - соответствующие валовые издержки. Рис. 11.1 показывает, что реализация продукции в объеме до 37 тыс. шт. для предприя­тия убыточна, поскольку кривая валовых издержек располагает­ся выше линии валовой выручки; в точке, где производство рав­но 37 тыс. шт., прибыль равна нулю, а валовая выручка пример­но 1850 тыс. руб. С увеличением объемов производства после 37 тыс. шт. валовая выручка начинает превышать издержки и по­является прибыль (АС), максимальная величина которой 1140 тыс. руб. достигается при объеме производства и реализации продук­ции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства.

Опт объем д.б за пределами порога рентаб. Для его расчета необходио принять во внимание еще как мин 2 фактора: уровень риска бизнеса и желаемый объем прибыли (рентабельности). Уровень риска зависит от зоны финн устойчивости, прибыльности…. ЗБ определяется…..

 

2. Разработка и (основные факторы) выполнение производственной программы (+ показатели ПП)

ПП – это основной раздел плана работы предприятия на предстоящий период

Производственная программа (далее ПП) – (за) планируемый объем производства (выпуска продукции) в соответствии с заключенными контрактами на поставку продукции (безусловно превышающий порог рентабельности!!!) а также обеспечивающий эффективное использование ресурсов предприятия (и + достаточную прибыльность – рентабельность). Это один из разделов бизнес-плана предприятия, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Осно­ванием для формирования производственной программы явля­ется (перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по) результатам изучения конъюнктуры рынка (маркетинговых исследований) и сбыта изделий в соответствии с профилированием предприятия, его подразделе­ний и их развитием. Такой подход подразумевает выяснение рас­тущих потребностей населения или организаций-потребителей в выпускаемой продукции.

Производственная программа (ПП) разрабатывается 1)в целом по предприятию и 2)по основным цехам с разбивкой по месяцам, квар­талам, а при необходимости, определяемой содержанием дого­воров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выпол­нения заказов.

Производственная программа разрабатывается по всей раз­вернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обес­печивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: 1)объемам, 2) ассортименту 3)срокам, 4)пока­зателям качества и др.

Гарантированное выполнения производственной программы (ДОЛЖНО) обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего, по трем направлениям:

· наличием (соответствующих) производственных мощностей (возможностей), необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполне­ния всех производственных процессов, технологических операций;

· наличием материальных (и других) ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными постав­щиками-предприятиями или посредническими организациями;

· наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости — договоров со сторонними организация­ми на выполнение отдельных работ или оказание производственных услуг (АУТСОРСИНГ).

 

При разработке производственной программы большое зна­чение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объема работ. Для этих целей используют­ся 1)натуральные, 2)трудовые и 3)стоимостные измерители.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) обес­печивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей и слу­жат исходными величинами для определения потребности пред­приятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, обору­довании, производственных площадях. Однако при применении натуральных измерителей невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.

Для расширения сферы применения натуральных измерите­лей используются условно-натуральные измерители. Они приме­няются в случае планирования производства однородной, одно­типной или одноименной продукции. При этом за условную еди­ницу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, материалоемкости или по какому-либо другому признаку. Условно-натуральные изме­рители позволяют значительно уменьшить номенклатуру. Напри­мер, одним числом можно охарактеризовать объем производства тракторов, электродвигателей, тканей, плодово-овощных консер­вов и т.д.

Трудовые измерители - часы и минуты рабочего времени - применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель - трудоем­кость или нормированные затраты рабочего времени на изготов­ление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования исполь­зуется показатель станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый взгляд впол­не приемлемы для измерения объема производства. Однако в свя­зи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не со­поставимы в динамике, поэтому трудовые измерители часто ис­пользуются во вспомогательных расчетах.

Стоимостные измерители производственной программы но­сят обобщающий характер и являются универсальными при вза­имоувязке всех разделов плана предприятия.

В денежном выра­жении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (ре­ализованная продукция), товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, ва­ловой и внутрипроизводственный оборот, нормативная сто­имость обработки.

ПОЧЕМУ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПП ПРИМЕНЯЮТСЯ ВСЕ ЭТИ ИЗМЕРИТЕЛИ ОДНОВРЕМЕННО

ПП ВКЛЮЧАЕТ СЛЕД ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продук­ция. Первый термин применяется в мировой практике, второй - в отечественной. Объем продаж более объективно отражает ре­зультат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для пред­приятий сферы материального производства, выпускающих про­дукцию. В условиях рыночной экономики большинство предпри­ятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показа­тель объема продаж применим для всех предприятий.

4)Объем продаж - это стоимость товаров и услуг, произведен­ных и реализованных предприятием за определенный период вре­мени.

3)Объем реализованной продукции (РП) является одним из основ­ных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчи­тывается по формуле

 

Р = Т + (Рнп -Ркп),

где Т - объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год);

Рнп, ркп - стоимость остатков нереализованной продукции на начало и конец того же периода соответственно.

2)Товарная продукция - это стоимость готовой продукции, по­лученной в результате производственной деятельности предпри­ятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализа­ции на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддер­живается на постоянном уровне, показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла (например, судостроение) эти показа­тели значительно различаются.

Объем товарной продукции (Т) определяется по формуле

Т = Тр + Тн,

где Тр - стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для

реализации на сторону;

Тн - стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомо­гательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализации на сторону.

1)Валовая продукция (объем выпуска) - характеризует весь объем ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРДУКЦИИ, выполненных работ предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как 1)закончен­ная (готовая), так и 2)незаконченная продукция, так называемое незавершен­ное производство. Объем валовой продукции (В) определяется по формуле

 

В = Т + (Нкн - Ннп),

где Нкн, Ннп - стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно.

Пример. Товарная продукция составляет 1 млн. руб. Остатки незавершенного производства на конец периода составили 300 тыс. руб., на начало периода - 100 тыс. руб.

Валовая продукция = 1000 - 100 + 300 = 1200 тыс. руб. 136

При уменьшении остатков незавершенного производства то­варная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составля­ло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800 тыс. руб. (1000 - 300 + 100).

Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на скла­де на начало и конец периода остались без изменений. При уве­личении остатков на складе объем продаж будет меньше товар­ной продукции. При уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запа­сов готовой продукции.

ЗАДАНИЕ: Уравнять, сбалансировать следующее выражение: ВП – НП – СП = ТП

Чистая продукция - это вновь созданная (добавленная) на пред­приятии стоимость. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль.

В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, создан­ная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива, комплектующие и амортизационные отчисления с основных фондов).

 

Чистая = Объем продаж (ВП, выручка от продаж) - Материальные затраты - Амортизация

Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплоща­ется в аналогичный по содержанию показатель - национальный доход.

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости продук­ции всех подразделений предприятия. Он количественно превышает показатель валовой продукции.

Для оценки всех вышеперечисленных стоимостных показате­лей применяются оптовые цены, которые в свою очередь подраз­деляются на действующие и сопоставимые. Действующие цены используются для текущих расчетов между производителями и покупателями, а сопоставимые (неизменные, фиксированные) - для определения динамики. В ряде случаев продукция может быть оценена в розничных или договорных ценах.

Разработанные плановые задания должны быть реализованы качественно и в намеченные сроки. Для этого (специально) осуществляется оперативное управление производством. Оно включает:

разработ­ку оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска изделий),

сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест и

контроля сроков их выполнения.

Оперативное управление производством имеет большое значение для эффективного использования ресурсов предприятия и выполне­ния заказов в установленные сроки.

В процессе оперативного управления производством дости­гается четкое взаимодействие (отдельных служб и подразделений предприятия) органов управления на всех стади­ях производственного процесса - от (заказов и) получения сырья, матери­ально-технических ресурсов до реализации продукции с целью комплексного и своевременного выполнения плана поставок про­дукции при наилучшем использовании располагаемых ресурсов.

Таким образом, оперативное управление производством осу­ществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспече­ния безусловного выполнения утвержденной производственной программы.

Это достигается:

· строгим распределением работ на короткие периоды време­ни (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах), рабочих местах;

· оптимальной организацией труда, производства и управления;

· организацией системы стимулирования высокопроизводительного и качественного труда работников;

· четкой организацией сбора и обработки информации о ходе производства;

· комплексным использованием средств вычислительной тех­ники для подготовки вариантов управленческих решений;

· ежедневным анализом и владением управленческим персо­налом производственной ситуацией в каждом звене предприятия;

· своевременным принятием решений и организацией работы по предупреждению нарушений в ходе производства или для бы­строго его восстановления в случае отклонений от запланиро­ванной траектории движения.

 

3. Производственные мощности предприятия: (их расчет и анализ). (Показатели использования производственной мощности предприятия)

Производственная мощность предприятия (далее - ПМ) - это 1) максимально возможный выпуск продукции (выполнения работ, оказания ус­луг) за единицу времени (за определенный период) (как правило за год) в 2) натуральном (или условно-натураль­ном) выражении, измерении (единицах), в 3)в рамках установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте, 4) при полном использовании произ­водственного оборудования (и произв. площадей), 5) применении передовых технологий и современной организации труда и производства, 6) обеспечении высокого (конкурентоспособного) качества продукции.

Т.О. – ПМ – это комплексное \\\понятие, включающее целый набор признаков. Т.е., например, ответ, что ПМ – это максимально возможный объем выпуска будет не совсем правильным (точным) – ПОЧЕМУ???.

 

ПРИМЕР - ЗАДАЧА

 

Производственная мощность предприятия выражается теми же единица­ми измерения, в которых определен объем выпуска продукции в производственной программе - в тоннах, метрах, штуках и т.д. Например, производственная мощность машиностроительного завода определяется в штуках изготовляемых машин, оборудо­вания; металлургических предприятий - в тоннах выплавки ме­талла и производства проката. В тех производствах, где приняты условные единицы, они используются в расчете производствен­ной мощности. Например, производство шифера - в условных плитках, минеральных удобрений - в условных тоннах с опреде­ленным содержанием питательного вещества.

Расчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям в следующей последовательности (ПРИМЕР ИЗ СФЕРЫ УСЛУГ – спросить!!!):

· по агрегатам и группам технологического оборудования (т.е. по рабочим местам);

· по производственным участкам;

· по основным цехам (цехам (основного) производства);

· предприятию в целом. ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК??

(Фактически (!)Производственная мощность (ПМ) предприятия определяется (в конечном счете) по мощности его ведущих производственных 1)цехов, 2)участков или 3)даже отдельных агре­гатов, т.е. по мощности ведущих производств.

Ведущими счита­ются цех, участок, агрегат, (те из них) которые 1)выполняют основные.е. в смысле обязательные) и наи­более массовые операции по изготовлению продукции и в кото­рых (обычно) 2)сосредоточена преобладающая часть оборудования.

В черной металлургии - это доменные, мартеновские, сталелитейные цехи или печи, в цветной - электролизные ванны, в текстильной - прядильное и ткацкое производство, на машиностроительных заво­дах - механические и сборочные цехи.

Основными факторами (причинами), определяющими величину (ПМ) производ­ственной мощности предприятия, являются (ПОПРОСИТЬ ПРИВЕСТИ ПРИМЕР): ТЕМА КР ПО ЭА!!!)

· состав и количество (имеющегося оборудования) установленных машин, механизмов, аг­регатов и т.д.;

· технико-экономические нормы использования (оборудования) машин, ме­ханизмов, агрегатов (принятых на предприятии) - коэфф сменности, коэф загрузки по мощности и др.;

· степень прогрессивности применяемой техники и технологии производ­ства;

· степень его использования,

· фонд рабочего времени (работы оборудования);

· уровень организации производства и труда;

· производственная площадь предприятия (основных цехов);

· намечаемые (обычные) номенклатура и (структура) ассортимент продукции (или услуг), непос­редственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании.

(ОБЪЯСНИТЬ!!!) + задача на этот пункт

 

Производственную мощность ведущего производства (агрегат, цех, участок) можно определить по формуле:

 

М = n • ФРВ макс / Мт (ТЕн)

где М - производственная мощность ведущего цеха, участка в приня­тых единицах измерения;

n - число единиц ведущего оборудования в цехе, на участке;

ФРВ макс - максимально возможный фонд времени работы ведущего обо­рудования, ч;

Мт – (ТЕн) прогрессивная норма трудоемкости обработки продукции на ве­дущем оборудовании, ч.

 

ПРИВЕСТИ ПРИМЕР – ШТАМПОВОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО…..

При определении состава оборудования учитывается все обо­рудование: основного производства по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуа­тацию в плановом году. В расчет мощности не включается обо­рудование резервное, опытно-экспериментальных участков, а также используемое для профессионально-технического обучения.

Возможная производительность оборудования, учитываемая при расчете производственной мощности, определяется на осно­ве прогрессивных норм использования каждого вида этого обо­рудования.

Определение фонда времени работы оборудования имеет спе­цифику для предприятий с прерывным и непрерывным процессами производства. Для предприятий с непрерывным процессом производства он рассчитывается исходя из полного календарно­го времени работы оборудования за вычетом часов, отводимых в плане на ремонт. Для предприятий с прерывным процессом производства годовой фонд времени работы оборудования оп­ределяется по формуле

 

Тн (ФРВ) = (Ткг - Вг - Пг) tc - Тр,

где Тн - номинальный фонд времени работы оборудования за год, ч; Тк - календарный фонд времени за год, дни; В - количество выходных дней в году; П - количество праздничных дней в году; tс - количество часов работы в сутки;

Тр - время, планируемое на ремонт и техническое обслуживание обору­дования в год, ч.

Производственная мощность предприятия, оснащенного од­нотипным оборудованием, может быть определена по формуле

М = n • Тнп,

где n - количество единиц установленного оборудования;

Тнп - техническая норма производительности данного оборудования.

 

Следует отметить, что при расчете производственной мощ­ности не принимаются во внимание простои оборудования, выз­ванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или орга­низационными причинами, а также потери времени, связанные с исправлением брака при изготовлении продукции.

Производ­ственная мощность делится на проектную, входную, выходную, среднегодовую.

Проектная производственная мощность устанавливается про­ектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

Входная (входящая) производственная мощность - это мощ­ность на начало года, показывающая, какими производственны­ми возможностями располагает предприятие в начале планового периода.

Выходная (выходящая) производственная мощность - это мощность на конец года. Она определяется как сумма 1)входной и 2)вводимой в течение планового периода мощностей 3)за вычетом мощности, выбывающей за тот же период.

Среднегодовая производственная мощность служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле

 

Мср = Мн + Мв • m1/12 – Мвб • m2/12

где Мср - среднегодовая мощность предприятия;

Мн - мощность на начало года (входная);

Мв - мощность, вводимая в течение года;

Мвб - мощность, выбывающая в течение года;

m1 - количество полных месяцев до конца года с момента ввода мощ­ностей;

m2 - количество полных месяцев до конца года с момента выбытия мощностей.

ЗАДАЧА!!! на расчет Мсрг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.