Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сумароков и его писательские стратегии

Сумароков из преуспевающей дворянской семьи. В 1932 году его отдают в сухопутный... корпус. Задача которого - создание дворянской элиты. С социальной т.з. у Сумарокова все хорошо и не «поиск места» приводит его к писательству. Имено литературная карьера приводит его к социальным проблемам. Сумароков занимается литературой еще в корпусе. В Руссой культуре 18 века есть литераторы - дворяне Кантемир, например, для кот. это досуг. На автономную литературную карьеру эти люди н претендуют, Сумароков воспринимает деятелность писателя как преобразрвание общества. Все более писалельство становится дворянским делом, Сумароков этому способствовал. Пик дворянской литературы - Пушкин и Толстой - прямые потомки Сумарокова.

Нового человека должна создать литература. Дидактика становится необходимым компонентом литературы.

Главным европейским образцом для него оказывается Вольтер. Однако для русских он не отец вольтерьянства, свободомыслия, а борец с религиозными предрассудками и наставник государства. Это ни сколько не препятствовало религиозной вере. На западе - просвещение - распространение просвещения за рамки элиты, они пытаются создать разумное общество, отказавшись от тех бед, которые им достаются как «историческое наследство».

Для Европы просвещенная элита — данность. Для Сумарокова было важно эту элиту создать, а не распространить за ее пределы просвещение, т.к. посвещенной элиты вовсе не было.

Елизавета Петровна обожала трагедии россиновского типа, о любви. Она смотрела французские пьессы. Ее готовили как жену Людовика 14, однако по причине ее рождения «вне брака» - этот план не удался. С детства Елизавета говорила по французски, несмотря на свое невежество. Она хотела и русских пьесс. Оказалось, что «под рукой» три драматурга. Она им приказала написать пьессы.

Удачливым драматургом оказался Сумароков. Его и рассматривают как устроителя придворных зрелищ. Он становится руководителем театра. Однако у него вполне могла бы быть удачная военная карьера. Он пытается свою досуговую деятельность превратить в основную. В 1756 году он становится руководителем императорского театра. Это был его успех, который он хотел использовать и для просвещения общества и как утверждение высокого статуса писательского труда. Здесь возникают социальные конфликты, кот. Сумароков воспнимает как удар. Придворный маршал(?) запретил копиистам, переписывать тексты для актеров, носить шпаги (знак социального статуса). Сумароков воспринимает это как унижение. Как только литература становится его служебным делом он наталкивается на социальные проблемы. Он пытается пристроиться к университету, где работают НЕ дворяне. Он пытается использовать модели, к кот. прибегают ученые плебеи, говорит, что нужно создавать литературные общества, как в Германии. Сумароков не ищет патрона и покровителя, поскольку он дворянин (это бы унизило его достоинство). Он задает модель «наши поэты сами господа». Однако, даже дворянство не гарантирует ему его соц. статус, коль коро он стал писателем. Соц. статус ему гарантирует только чин. (оскорбление от графа Чернышова, ради забавы — он называет его «вор»). В то время нет еще дворянского этоса, нет представления о дворянском равенстве, только чин (даже происхождение не имеет значения).

Группа знаменитых плебеев, которые становятся аристократами при Петре - исключение. Петру нужны были люди, которые были бы обязаны ему всем. Все определяется милостями его величества.

Литературную деятельность Сумароков рассматривает как службу отечеству. ВажнЫ поощрения самой государыни. Эти щедроты мыслились им как обязанности монарха. Патроном писателя — воспитателя этилы — должен быть сам монарх (отношеия Вольтера и Фридриха Второго). Сумароков сближается с молодым двором, в частности с Екатериной Второй. Когда она приходит к власти он получает «всякие» милости —Сумароков — статский советник. Ему поручена организация торжеств. В отличие от Ломоносова Сумароков считал, что он имеет право на самостоятельную позицию. Когда он сочинял маскарад, он стал писать стихи, кот. намекали на ряд вельмож, Екатерине не нужен был конфликт, и она указала Сумарокову на его место. Статус Сумароков так и не обрел (письмо императрице 1764 год, я не понимаю кто такой писатель). Императрица не мыслила литературу в качестве основного инструмента власти. Это и есть центральный конфликт Екатерины и Сумарокова. Однако, она понимала важность литературы, занималась ею. Считала, что лит. может быть подспорьем в политке и важным но не основным инструментом государственного престижа, (впрочем, это не ведущее направление). В 1769 году Сумароков покидает Петербург, отбывает в Москву.

Граф Салтыков, главнокомандующий Москвы потребовал актеров играть пьессу Сумарокова... Но пьесса еще не была готова, Сумароков апеллировал к контракту. Между ним и Салтыковым возник конфликт. И Салтыков приказал актерам играть, обещал разорвать контракт. Императрица была на стороне Салтыкова, он был известный полководец, и его статус был не сравним со статусом писателя, однако Сумароков был убежден, что статус у них одинаковый. Когда Фонвизин попал в Париж, он был потрясен чевствованием Вольтера, ему было не понятно, как можно чевствовать того, кто не военный и не чиновник. А Сумароков пытается претендовать на то же (эксперимент на ощуп). Эта история сломала Сумароков, однако писать он продолжал, хотя последние годы проходят под знаком социальной деградации. Два брака - женится на крепостных, расстается со своим дворянским положением. В его представлении литература регламентирует все - отсюда такое разнообразие, трагедии, эллегии, духовные оды, эклог (пасторальная поэзия про пастушков), и т.д. В своей карьере он потерпел поражение, однако он обеспечил статус писателя в 19 веке. Литература – «разбила» его существование.

Перенос иностранных моделей - не решает проблемы, однако закладывает базу для писателей классицизма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ломоносов | Антиморализм Ницше
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.