Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики




Предпринимательство, как указывалось ранее, является важ­нейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предприниматель­ство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое яв­ление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйство­вания подтверждает это положение полностью (табл. 14.1).

Как видим, роль малых предприятий в экономике страны до­вольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предпри­ятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с дру­гой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

Таблица 14.1Распределение различных размеров предприятий в ряде стран, %

 

Доля предприятий   США   Франция Япония
    круп­ные сред­ние ма­лые круп­ные сред­ние ма­лые круп­ные сред­ние малые
В общем количе- стве предприятии 0.5 7,9 91,6 0,1 1,3 98,4 1,4 21,6  
                 
                 
В объеме про- мышленной продукции   28,4 36,6 42,1 19,1 38,8 34,4 30,1 35,5
                 
                 
Примечание. К крупным предприятиям относятся предприятия с числом заня­тых от 1 тыс. и более человек. К средним - от 100 до 1000 человек. К малым -до 100 человек.

В то же время развитие технологий, науки и техники вызыва­ет необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприя­тия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключает­ся в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия со­здают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждает­ся и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг. Из 40 млн рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн человек. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией прихо­дится одно или два рабочих места'.

Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собствен­ного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их на­клонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий.

Таким образом, из изложенного следует, что малые предпри­ятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая,

во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отноше­ний (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обес­печивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело);

во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвлен­ную кооперацию производства, без которых немыслима его вы­сокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамично­сти хозяйственного развития и экономическому росту националь­ной экономики;

в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятель­ности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые предприятия создавались, как резуль­тат стремления каждого открыть свое собственное дело, то в на­стоящее время в большинстве случаев создание малых предприя­тий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью часто ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как «C.Penny» и «Seaes», контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Сотрудничество дает возможность этим гиган­там не только выйти на миллионы потребителей через рознич­ную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий.

Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать их сам Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему «франчайзиш монополистические производственные комплексы; большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших фирм.

Опыт работы небольших предприятий в США показывает \ особенностей их развития. Им присущи высокая маневренно производства по сравнению с крупными предприятиями, чут] реагирование на спрос потребителей, способность к быстро внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в т числе 95% радикальных изобретений (калькулятор, ксерограф искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, полароидная фотография и др.).

На доллар затрат на НИОКР они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на малых предприятиях на 1/3 выше (2 год; выходом на рынок, а в крупных - 3 года). Затраты на одного и инженера или ученого на малых предприятиях вдвое ниже, чем корпорациях.

Малое предприятие тесно связано с корпорациями не толы по линии производственных связей, развития новых технологи но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудован] ем. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конку­рирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товар­ную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а, следовательно, все преимущества рыночного оборо­та будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен пе­рестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегод­ня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпри­нимательства.

Вполне закономерно, что к настоящему времени, по офици­альным данным, на долю частных субъектов малого предприни­мательства в общем количестве частных, государственных и му­ниципальных, а также общественных малых предприятий прихо­дится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, про­изводят 10% ВВП и дают 1/3 прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предприниматель­ства.

 


[1] Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1998, с.125.

 

[2] Круглов Н.Ю. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 6. - С. 78-86.

 

[3] Дихтель Э., Хершген X. Практический маркетинг: Пер. с нем. - Г.: ЮНИТИ, 1996, с.52.

 

[4] Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учебное пособие. - Г.: Издательский дом "Вильямс". – 2000. с.35.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.