Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы политической культуры




 

При знакомстве с проблематикой полити­ческой культуры бросается в глаза одна ее особенность: ее необычайно трудно выделить среди других политико-пси­хологических феноменов, трудно изучать традиционными политологическими методами. Это связано с тем, что боль­шая часть ее проявлений имеет нематериализованный ха­рактер: что-то вроде улыбки Чеширского кота. Правда, о существовании ценностей политической культуры свидетельствуют и некоторые приметы, закрепленные в инсти­туциональной форме.

 

Политическая культура отливается и в форме правовых установлений, которые существуют длительное время.

- Так, важнейшие принципы римского права до сих пор считают­ся эталоном и включены в качестве существенных элемен­тов в ряд политических культур.

 

- Другой институционализированной составляющей политической культуры являет­ся форма государственного устройства, передаваемая от поколения к поколению: будь то монархия или республи­ка. Великобритания считается классическим примером под­даннической культуры, центральным элементом которой является приверженность монархической форме правления. Королева пользуется любовью и доверием большинства населения страны, независимо от их политических пристрас­тий. Так же, как английская культура нуждается в фигуре королевы, французская традиция последних полутора сто­летий продемонстрировала приверженность к республикан­ской форме государственного устройства.

 

Видимыми символами тех или иных форм власти слу­жат государственные флаги и здания парламентов, прези­дентские дворцы и царские палаты. Дальновидные поли­тические деятели, обладающие государственным мышле­нием, стремятся воплотить идею государства в камне, будь это скульптура или архитектура. Неподвластная времени, работа строителей и художников донесет до следующих по­колений воплощение национального политического идеа­ла и, заодно, имена благословивших строительство поли­тиков. Не случайно, от египетских фараонов до Сталина, правители придавали такое значение материализации идеи государства, не считаясь с тем, сколько египетских рабов и советских заключенных погибло на строительстве пирамид или высотных зданий в Москве.

 

Однако нематериальные и неинституционализированные элементы преобладают в структуре политической куль­туры.

Традиция в политике имеет далеко не всегда вид пи­саных норм и тем более законов. В ряде культур, скажем, в английской, именно традиция скрепляет ткань политичес­кой жизни, хотя прочности ее могут позавидовать и страны с красивыми конституциями.

Известно, что в целом ряде стран, далеких от демократических идеалов, конституции представляют собой свод наиболее замечательных демок­ратических норм. Но эти нормы служат декоративным эле­ментом политической культуры, а политическая жизнь идет как бы параллельным курсом.

 

Даже сталинская конститу­ция 1936 года для своего времени была более прогрессив­ной, чем конституции многих демократических стран. Это не помешало в 1937 году провести массовые репрессии. Так же конституции ряда диктаторских режимов не мешают их лидерам, в соответствии с неписаными правилами своих политических культур, скармливать политических оппонен­тов крокодилам.

 

Одним из нематериальных составляющих политичес­кой культуры является харизма вождей. Это понятие, вве­денное в политологию М. Вебером, особенно важно для оп­ределенных политических культур, где фигура вождя не просто символизирует национальное величие или иные политические ценности, но реально служит элементом, скреп­ляющим политическое единство системы. Скажем, фигура Фиделя Кастро, который уже более трех десятков лет пра­вит Кубой, сохраняет свое харизматическое звучание и на самой Кубе, и за ее пределами, и является, пожалуй, важ­нейшим фактором, позволяющим поддержать патриархаль­ные элементы политической культуры этой страны.

 

Многие исследователи политической культуры выделя­ют в ней такой компонент, как способы разрешения кон­фликтов, характерные именно для данного типа националь­ной культуры. Примерами могут служить внутри- и внеш­неполитические конфликты.

Скажем, когда американские граждане попадают в кризисную ситуацию за рубежом, пра­вительство США, не колеблясь, посылает войска в эти го­рячие точки. Американских политиков, независимо от их убеждений, не смущает реакция международного общес­твенного мнения, как это было с Кубинским кризисом, вво­дом войск на Гренаду, операцией освобождения заложни­ков в Иране, применение бомбовых ударов в Боснии и др. В американской политической культуре и отношение к кон­фликтам сложилось на основе убеждения в их нормаль­ности и приемлемости, которое определяется представле­нием о естественности конкуренции и внутри страны и в международных делах.

 

Для отечественных политиков характерно иное отноше­ние к конфликтам и конкуренции, фундаментом которого являются нейтралистская тенденция.

СУТЬ: Любой лидер, руко­водитель организации или партии, получив доступ к рыча­гам власти, стремится первым делом подавить соперников и установить единоначалие, будь он коммунист или либе­рал.Эта особенность нашей политической культуры объ­ясняет неспособность людей близких политических взгля­дов объединяться в блоки, находить общий язык между собой. Конфликты внутри организации переносятся наши­ми политиками чрезвычайно тяжело психологически. У нас, правда, появились первые навыки установления консенсу­са в парламентской работе, но, в целом, работа по нахождению общего языка между теми, кто мыслит по-разному, дается с большим трудом. Все стремятся установить еди­номыслие, либо подавить соперника. Плюрализм трудно приживается на почве российской политической культуры.

 

Более детальный анализ элементов политической куль­туры предполагает выделение важнейших культурных тен­денций и их операционализацию, необходимую для эмпи­рического изучения различных образцов.

 

Вслед за пионе­рами исследования политической культуры Алмондом и Вербой, политологи используют следующую схему элемен­тов политической культуры:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.