КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально- экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. Сущность и основные этапы марксизма
Билет №16. Социально-экономические причины возникновения марксизма: 1.экономические и социальные процессы; развитие промышленности; 2.промышленный переворот; 3.капитализм переходит на новую стадию империализм, который сопровождается кризисом. А существовавшие тогда философские течения не могли его решить. 4.волна буржуазных революций (тогда существовало три класса: земельная аристократия, буржуазия и рабочие, а лозунг "Мы за равенство, за братство" не был подкреплен экономически); 5.рабочие (самый массовый класс, являлся производительной силой) не имели никакой собственности, им нечего было терять, они находились в зависимости, хотя формально были свободны(если не будет капиталиста, то и им никто не даст работу). И на тот момент это был один из самых образованных классов. Естественно-научные предпосылки (Тенденции): 1.в 42-45 годах был открыт закон сохранения энергии; в 30 г. - клеточная теория строения; в 40 г. XIX века возникает марксизм; 2.скорость распространения информации намного меньше, чем сейчас; 3.вязаны с социально-экономическими: a)развитие традиционных областей знания (математика, гидростатика, астрономия, космология и т.д.); b)появление новых отраслей знания (геология, палеонтология, органическая химия - Миллер, эмбриология и т.п.). 4.огромное количество эмпирич. матер-ка, которую необходимо систематизировать. 1838 г. - клеточная теория строения живого. Наука становится систематизированной. В основе всего живого - клетка. Живой мир единый, а не расколот на животный и растительный. Принцип движения от простого к сложному Дарвин объяснил естественными причинами. Животный мир, движущийся от простого к сложному (также социальный мир). 1840 г. Джоуль - закон сохранения энергии (энергия не исчезает и не возникает). Философский смысл: энергия - количественная мера движения, которое обладает единством. Наследие Фейербаха и Гегеля (было переработано). Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность МПИ заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы: 1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение. 2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями. 3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться. 4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения). 5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления). 6) Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных). У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Без решения проблемы первичности невозможно решить ОВФ. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов. Сущность философии марксизма: диалектический материализм. Природа первична, человек – продукт развития природы (до этого природа неизменна) Сначала нужно изменить бытие людей -» будет менятся всё остальное Этапы: 1)этап Маркса и Энгельса политэк-ей философ.(«Анти0Дюринг») Критика марксизма: ü всё сводится к эк. причинам ü эгнозирует роль личности 5 ступеней развития природы (классификация реального многообразия (Энгельс)) 5 основных форм движения: 1. механика 2. физика - материалистич. понимание общества и истории 3. химия 4. биологическая - формационная теория 5. социальная 2)Ленинский · политика НЕПа · критика махизма · дал определение материи · вклад в гнесиологию В нач. 20 в. – революц. 3)Современный этап 20 в. противостояние двух стран –» двух игеологий 2 Мировая Война – нов.кризис –» 15 соцмал. стран
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |