КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №30
Понятия «категория» и «закон».Типы законов. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Методологическое значение законов. Диалектики для экономики. Билет № 28. Категории - это предельно общие понятия, в которых отражаются всеобщие сущностные св-ва и связи предметов и явлений. Чем более развит понятийно-категориальный аппарат, тем большим кол-вом сущностей овладела наука. Категории отображают внутренние связи. Закон выражает внутреннюю необходимую, существенную, повторяющуюся, объективную связь предметов и действительности. Закон определяет характер функционирования и развития предмета. На основе законов человек способен изменять природу. Связь между законом и категорией: 1.В онтологическом аспекте они находятся в единстве 2.В гносеологическом аспекте: категории и понятия - это основа для формирования законов. Классификация законов: - по степени общности: 1.частные законы (физика, химия) 2.общие законы (законы общества) 3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении (диалектика). Законы диалектики. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии. 1.Закон единства и борьбы противоположностей. Источником и содержанием всякого развития и движения являются противоречия, борьба противоположностей. Этот закон отображает формы движения и развития и раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Противоречие - это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение, и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира. 2. Закон перехода количества в качество. Согласно диалектике всякое развитие, взятое в достаточно широких и целостных пределах, происходит первоначально в форме количественных изменений, которые закономерно приводят к коренным качественным изменениям, в свою очередь обусловливающим новые количественные изменения. Качество - это внутренняя специфическая определённость вещи. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Количество - это внешняя специфическая определённость вещи. Количество может меняться в широких пределах, а природа вещи остаётся неизменной. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. 3.Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает определённый тип отношений между двумя последовательно сменяющимися стадиями (состояниями) развивающейся системы, когда существование одного состояния отрицает существование другого. Отрицание - это неотъемлемый процесс, где каждая последующая ступень отрицает предыдущую. Преемственность - категория, которая выражает связь между различными ступенями развития материи, обуславливает сохранение низших ступеней в высших. Этот закон обладает цикличностью и включает три ступени: тезис, антитезис, синтез (возврат к якобы старому). Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств, состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности, он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним. Основные диалектические закономерности и категории. Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д. Категории диалектики: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, единичное, особенное, общее. Методологическое значение законов диалектики для экономики. Категориями называют наиболее широкие понятия науки. 1. Сущность и явление. Явление можно определить как внешнюю, а сущность - как скрытую глубинную сторону действительности. Сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении. Категории явлений и сущности - весьма сложные понятия, включающие в себя стороны и моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность - прежде всего общее, а явление - целостная совокупность единичных. Для сущности характерна, прежде всего, необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но - существенно особенное и индивидуальное. Сущность - это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление - их непосредственное, внешнее выражение. Явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфическое содержание. Явление поэтому, никогда полностью не совпадает с сущностью и искажает её. Искажая сущность, явление выступает как видимость. Однако это искажение относительно, т.к. в конечном счете, явление адекватно выражает сущность. Видимость, в конечном счете, оттеняет, подчеркивает истинную сущность вещей. Познание и практическое освоение мира идет от явления к сущностям все более глубоких уровней или порядков. Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования. 2. Причина и следствие. Причина - то, что порождает другое,- следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временным - причина всегдг относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие. Механические действия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической эволюции. Частный и общественный характер труда - причина частной и общественной собственности. Индетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных явлений. Нередко индетерминизм скрывает пор собой не полное отрицание причинности, а отрицание объективной, материальной причинности, в качестве конечных причин принимают» сверхъестественные факторы - бог, дух и т.д. Причина входит в состав условий. Условия -то все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. Пр1> этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Обусловливание - менее сильное действие, чем определение или причинение. Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием -целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом. Объективные причины - это факторы, не зависящие от сознания, как отдельных людей, так и общества в целом. Порождение следствия причиной означает, что содержание, качество следствия определено содержанием, качеством причины Наиболее сложный случай причинно-следственной связи - порождение высшей ступени низшей. Причинение в процессе развита, заключается в том, что причина порождает нечто более сложное, чем она есть сама. Пример: Причина - то, что порождает другое, - следствие. Рассмотрим пример: дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга (причина) вызывает инфляцию спроса (следствие). Как видно из примера причина характеризуется двумя признаками: временным - дефицит госбюджета и рост внутреннего долга всегда предшествует инфляции спроса; содержательным - следствие вызвано причиной. 3. Необходимость и случайность. Необходимость - то, что должно быть, не может не быть. Случайность - то, что может быть, но может и не быть. Необходимое - это общее, а случайное единичное. Вместе с тем категории необходимости и случайности обладают специфическим содержанием. В истории философии выдвигались две крайние точки зрения. Абсолютизируя необходимость, многие материалисты и идеалисты прошлого полагали, что в мире все осуществляется с необходимостью, фатально, по воле божьей, либо в силу объективных законов Случайность с этих позиций -явление, причина которого нам не известна. Фаталистическое понимание необходимости исключало признание какой-либо активной роли и свободы человека, последний превращался в пассивный элемент некой мировой машины, управляемо; духовными или материальными силами. С позиции противоположной крайней точке зрения, абсолютизировавшей случайность, мир превращался в хаос случайных событий, е котором человек также становился пассивным и случайным явлением. Человек случайного мира сам насквозь случаен. Согласно материалистической диалектике случайность - форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Диалектика не уравнивает их, необходимость является доминирующей стороной мира, случайность не создав' необходимость, а, напротив, необходимость проявляется в случайностях и определяет их. В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Так, обмен товарами первоначально бы случайным для общества. По мере развития общества обмен товарами становится необходимостью. Каждая новая необходимость рождаете; из старой необходимости при участии случайности, отклонений от старой необходимости, расшатывающих эту необходимость 4. Возможность и действительность. Действительность - то, что существует, возможность - тенденция, заложенная в действительности. Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальной выступает та возможность, для которой имеются основные условия превращения в действительность. Абстрактной называют возможность, для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности. Формальная возможность - крайне маловероятная возможность, когда не существует никакого запрета на возникновение какого-либо события, но оно практически оказывается все же невозможным. Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Бытиё имеет, поэтому сложную многоуровневую структуру: оно содержит в себе собственно действительное, т.е. уже ставшее и определенное, и возможное, тенденции е будущее. В силу сложности и противоречивости действительность содержит множество возможностей, которые нередко исключают друг друга. Это определяет многообразие, многовариантность путей развития вещи. Многообразие не является неограниченным, оно обусловлен! качественной определенностью вещи, закономерностями ее развития и всегда определенным образом канализировано. Возможность не является чем-то только будущем и, следовательно, несуществующим, она представляет собой действительность реальность в двух отношениях. Во-первых, возможность есть реально существующая тенденция развития, т.е. действительна. Во-вторых, возможность - это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. В процессе закономерного развития реализованная возможность превращается в новую, более сложную действительность, которая! несет в себе более широкие возможности дальнейшего развития. Заложенная в действительности возможность представляет собой нечте более сложное, чем действительность. Потенциально действительность в этом смысле "сложнее самой себя". Категории действительности и возможности позволяют понять место и роль человека в бесконечном мире, смысл его существования Успех человеческой деятельности определяется тем, насколько человек исходит из действительности и заложенных в ней реальны; возможностей. 5. Форма и содержание Содержание - это элементы, из которых состоит вещь, форма - это совокупность связей между ними, или, иначе, организация ил1 структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир - это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения - как их организация или форма. Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форм; находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии в ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи. Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительно! самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость i активность. В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью, в конечном счете, противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка - сбрасывания старой формы и переделки содержания. Пример: Содержание - это элементы, из которых состоит вещь, форма - совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Примером может служить рынок и продавцы и покупатели, работающие на нем. Формой в этом примере будет рынок, как совокупность экономических связей. Содержание - это продавцы и покупатели, которые являются неотъемлемыми элементами рынка. Рынок - это связующее звено для его элементов. Как видно из примера форма, т.е. рынок, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связь между продавцом и покупателем зависит также от совокупной природы других элементов рынка, благодаря чему рынок приобретает некоторую независимость и активность. 6. Общее, особенное и единичное. Общее - то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов, единичное - присущее элементу класса, а особенное - подклассу. Различение единичного, особенного и общего относительно. Предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом, называют всеобщим. Однако всеобщим нередко обозначают и предельно общее в рамках данной области действительности. С позиции материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир - это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное. Единичное имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Категории общего, особенного и единичного - важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности. Пример: Рассмотрим следующий пример. Общее - то, что свойственно классу предметов, явлений и процессов. Например, инструмент фондового рынка. Далее, единичное - присущее элементу класса. Акция, облигация, сертификат - единичные инструменты фондового рынка. Особенное - то, что присуще подклассу. Именная, на предъявителя - подклассы акций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |