Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема познания в философии. Субъект, объект, предмет познания. Агностицизм и его причины. Принципы научной гносеологии

Билет №31.

"Человек стал человеком, когда стал познавать мир".

Сократ: "Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности".

Гносеология - философское учение о познании. Эпистемология - термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология - это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)

Агностицизм - отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Причины агностицизма:

1.Объект познания очень сложен;

2.Сложность объекта познания;

3.Исходные метологические принципы.

В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть - бесконечность, т.е. мир непознаваем, но знание возможно. Принципы научной теории познания (Ленин):

1. принцип материализма (для того чтобы познать мир, нужно признать факт его объективного существования);

2. принцип монизма материального (идея единства, сходства людей, как природных существ - результат развития природы, мира); Человек - вершина развивающегося мира и нет факторов, которые бы ограничили возможности человека. Границы познания постоянно

расширяются. Человек может управлять законами мира, т.к. он их познал, а значит понял;

3. принцип диалектики;

Познание способно углубляться. Незнание диалектики ведет к метафизике, а догматизм ведет к религии. Предмет необходимо рассматривать в его изменении.

4. принцип практики (выведен Марксом и Энгельсом);

5. Философия до середины XIX носила созерцательный характер. Современная наука руководствуется практикой. Без практики невозможно познать сущность вещей. Практика - критерий истины (Ленин). Праксиология (с XX века)- философское учение о практике.

Познание - вид человеческой деятельности, основанной на идеальном освоении действительности, цель которого получение нового знания.

Знание - способность человека в своих мыслях и действиях воспроизводить мысли, процессы, вещи, оперировать их образами и понятиями.

Субъект познания - носитель или источник познавательной деятельности. Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.

Объект познания - то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается. Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.

Предмет познания - признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно - познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение и развитие. Прогресс и регресс. Парадокс развития. Идеи развития в философии и естествознании | Вопрос № 34
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.