Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная стандартизация

Читайте также:
  1. I. Международная торговая практика широко использует такие понятия как мировые деньги, мировые рынки, мировые цены
  2. А. Международная биржевая торговля.
  3. В главе 3. «Стандартизация», (статья11) изложены цели стандартизации.
  4. Внутригосударственные правообразующие события и юридические факты и международная правосубъектность
  5. Государственная и международная системы стандартизации.
  6. ЖЦ программных средств и его стандартизация
  7. Коаксиальные линии передачи. Стандартизация коаксиальных кабелей.
  8. Комплексная и опережающая стандартизация
  9. Комплексная и опережающая стандартизация.
  10. Комплексная стандартизация
  11. Лекция 13. Международная безопасность
  12. Лекция 18. Международная валютно-финансовая система

 

Международная стандартизация – это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности – стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Строго говоря, таких организаций три: Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия – МЭК (IEC), Международный союз электросвязи – МСЭ (ITU). Их объединяет не только общая область деятельности, но и практически общая производственная площадка в Женеве. В самих названиях организаций заложено разграничение сфер их влияния. Если ИСО разрабатывает стандарты для всех секторов экономики и сфер деятельности, то МЭК специализируется в электротехнике и электронике, МСЭ – курирует электросвязь и телекоммуникации.

Сферы интересов этих организаций часто пересекаются. В таких случаях образуются совместные органы по координации работы, созданию общих документов.

 

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) – самая крупная и авторитетная из вышеназванных.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически ее работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. Украина вошла в Совет ИСО 17 сентября 2004 г. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος — равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 157 стран своими национальными организациями по стандартизации. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.



Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы – технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея – это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняются комитеты:

КАСКО – комитет по оценке соответствия;

ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей.

Стандарты ИСО, аккумулирующие передовой научно-технический опыт многих стран, нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являющейся предметом международного товарообмена, включая взаимозаменяемость комплектующих изделий, единые методы испытаний и оценки качества изделий.

Пользователи международных стандартов ИСО – промышленные и деловые круги, правительственные и неправительственные организации, потребители и общество в целом.

В стратегии последних лет ИСО уделяет особое внимание торгово-экономической деятельности, требующей разработки соответствующих решений в интересах рынка, и оперативной модели, позволяющей в полной мере использовать потенциал информационных технологий и коммуникационных систем, учитывая при этом, в первую очередь, интересы развивающихся стран и формирование глобального рынка на равноправных условиях.

В наши дни необходимо проводить испытания сложной продукции на ее соответствие требованиям технических регламентов с точки зрения ее безопасности, угрозы для здоровья или окружающей среды до поступления продукции на реализацию. В течение многих лет ИСО разработала тысячи стандартов, на соответствие которым оценивается продукция, а также стандартные методы испытаний, позволяющие проводить сличение результатов испытаний, в чем так нуждается международная торговля.

ИСО и МЭК совместно разрабатывают руководства ИСО/МЭК, в которых рассматриваются различные аспекты деятельности по оценке соответствия. Содержащиеся в этих руководствах добровольные критерии – результат международного консенсуса в отношении наилучших приемов и подходов. Их применение способствует преемственности и упорядоченности в деле оценки соответствия во всем мире и содействует тем самым развитию международной торговли.

Таким образом, на практике реализуется принцип: «Единый стандарт, одно испытание, признаваемые повсюду».

ИСО проводит активную работу по созданию терминологических словарей. Деятельность практически каждого технического комитета (ТК) ИСО начинается с создания терминологического словаря, который постоянно совершенствуется и дополняется. В последнее время в рамках процедуры совместного голосования ИСО и СЕН разрабатываются терминологические словари на четырех языках (английском, французском, немецком и русском). В ряде случаев в процессе работы над стандартом готовится также испанская версия.

 

Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission, IEC) – международная организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий – создана в 1906 г. и является одной из старейших международных неправительственных организаций. МЭК разрабатывает международные стандарты в области электротехнической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики, медицинской техники. Особое внимание в последние годы уделяется разработке международных стандартов в области безопасности, надежности и электромагнитной совместимости используемого оборудования, а также его безопасности для окружающей среды.

И хотя международные стандарты разрабатываются на основе консенсуса и добровольного признания заложенных в них требований, на практике соответствие им продукции, по существу, обязательно, так как является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

Членство в Международной Электротехнической Комиссии открыто только для признанных организаций национальных стандартов. В составе МЭК – 56 стран (51 в качестве полноправных и 5 – ассоциированных членов). В ее рамках функционирует 186 технических комитетов и профильных комитетов, около 700 рабочих групп.

По линии МЭК разработано около 4,5 тыс. стандартов, технических отчетов и рекомендаций. Стандарты МЭК имеют номера в диапазоне 60 000 — 79 999, и их названия имеют вид типа МЭК 60411 Графические символы. Номера старых стандартов МЭК были преобразованы в 1997 году путём добавления числа 60 000, например, стандарт МЭК 27 получил номер МЭК 60027.

Широкое развитие в последнее время получила сертификация. В 1982 г. начала работать Система сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК). В 1985 г. в МЭК сформирована Система по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ).

 

 

Международный союз электросвязи (англ. International Telecommunication Union, ITU) – международная организация, определяющая стандарты (точнее, по терминологии МСЭ – Рекомендации, англ. Recommendations) в области телекоммуникаций и радио. Это, вероятно, старейшая из ныне существующих международных организаций, она была основана в Париже ещё 17 мая 1865 года под названием Международного телеграфного союза (фр. Union internationale du télégraphe). В 1934 году МСЭ получил своё нынешнее название, а в 1947 г. стал специализированным учреждением Организации Объединённых Наций.

В настоящее время в МСЭ входит 191 страна (по состоянию на сентябрь 2008 года). Стандарты МСЭ не являются обязательными, но широко поддерживаются, так как облегчают взаимодействие между сетями связи и позволяют провайдерам предоставлять услуги по всему миру.

Руководящий орган – Полномочная конференция, которая созывается раз в четыре года и избирает Совет МСЭ в составе 46 членов, который проводит свои заседания ежегодно. Представители всех стран-членов МСЭ на конференции по стандартизации в области телекоммуникаций (англ. World Telecommunication Standardization Conference, WTSC) определяют основные направления деятельности каждого сектора (см. Структуры МСЭ), формируют новые рабочие группы и утверждают план работ на следующие четыре года.

В основном МСЭ занимается распределением радиочастот, организацией международной телефонной и радиосвязи, стандартизацией телекоммуникационного оборудования. Целью Союза является обеспечение и расширение международного сотрудничества в региональном использовании всех видов связи, совершенствование технических средств, их эффективная эксплуатация. Сейчас МСЭ официально является специализированным учреждением ООН и имеет штаб-квартиру в Женеве (Швейцария) прямо рядом со зданием ООН. В декабре 1992 г. была определена его новая структура, которая представлена ниже:

· ITU-T (МСЭ-Т) – Сектор стандартизации электросвязи. Является преемником МККТТ (CCITT).

· ITU-R (МСЭ-Р) – Сектор радиосвязи. В прошлом – МККР (CCIR).

· ITU-D (МСЭ-Д) – Сектор развития электросвязи.

Все секторы имеют исследовательские комиссии. Сектор стандартизации электросвязи (МСЭ-Т) в наибольшей степени связан с волоконно-оптическими сетями. Сектор образован организациями пяти классов:

· класс A: национальные министерства и ведомства связи;

· класс B: крупные частные корпорации, занимающиеся связью;

· класс C: научные организации и предприятия, производящие оборудование связи;

· класс D: международные организации, в том числе международная организация по стандартизации (ISO);

· класс E: организации из других областей, но заинтересованные в деятельности сектора.

 

За последние пять лет уровень использования международных стандартов вырос с 15 до 35%, а в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, транспорт, связь – превысил 40%.

Из региональных организаций также общепризнанными являются:

- АСЕАН –ассоциация стран (8 стран) Юго-Восточной Азии (1994);- АВС – региональная система Америка-Британия-Канада (1952);- INSTA – международная организация по стандартизации (1953);- CEN – Европейский комитет стандартизации (1961);- СЕНЭЛЕК – Европейский комитет стандартизации электротехнических стандартов (1971);- ЕТSI – Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;- КООМЕТ – региональная организация стран Центральной и Восточной Европы (бывшие страны члены СЭВ, а также ФРГ);- EASC - Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;- PASC – Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна;- RDC – региональная система Турция-Иран-Пакистан (1961);- NOPMAPME – Европейская организация по стандартизации среднего и малого бизнеса;- COPANT – Панамериканская (15 стран) комиссия по стандартизации (1961);- ARSO – Африканская организация по стандартизации;- ASMO - Арабская организация по стандартизации и метеорологии.

Новые задачи, вставшие перед европейской стандартизацией в связи с переходом к единому рынку, выполнением директив нового и глобального подходов, определили необходимость совершенствования взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ЕТSI, основанного на стремлении к повышению эффективности процесса стандартизации и призванного облегчить производителям этот переход.

В 1991 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между МЭК и СЕНЭЛЕК, получившее название Дрезденского соглашения, а в 1996 г. – Соглашение о параллельном голосовании между СЕН и ИСО, названное Венским соглашением.

СЕН, СЕНЭЛЕК и ЕТSI рассматривают вопрос об издании совместного каталога и бюллетеня европейской стандартизации. Страны европейского сообщества в последние годы практически все национальные стандарты принимают на основе европейских.

Стандартизация в Украине. Основные положения

 

Законодательство Украины в сфере стандартизации состоит из Закона Украины «Про стандартизацію» и других нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения и устанавливающих правовые и организационные основы в этой сфере, в частности

ДСТУ 1.0:2003 Національна стандартизація. Основні положення;

ДСТУ 1.1:2001 Національна стандартизація. Стандартизація та суміжні види діяльності. Терміни та визначення основних понять;

ДСТУ 1.2:2003 Національна стандартизація. Правила розроблення національних нормативних документів;

ДСТУ 1.3:2004 Національна стандартизація. Правила побудови, викладання, оформлення, погодження, прийняття та позначення технічних умов;

ДСТУ 1.4-93 Державна система стандартизації України. Стандарт підприємства. Основні положення;

ДСТУ 1.5:2003 Національна стандартизація. Правила побудови, викладання, оформлення та вимоги до змісту нормативних документів;

ДСТУ 1.6:2004 Національна стандартизація. Правила реєстрації нормативних документів;

ДСТУ 1.7:2001 Національна стандартизація. Правила і методи прийняття та застосування міжнародних та регіональних стандартів;

ДСТУ 1.11: 2004 Національна стандартизація. Правила проведення експертизи проектів національних нормативних документів;

ДСТУ 1.12:2004 Національна стандартизація. Правила ведення справ нормативних документів;

ДСТУ ISO/IEC Guide 59:2000 Кодекс усталених правил стандартизації.

Стандартизация – деятельность, состоящая в установлении положений для всеобщего и многоразового использования касательно решения существующих или возможных проблем и направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в данных условиях. В частности эта деятельность проявляется в процессах разработки, издания и применения стандартов. Существенные выгоды от стандартизации состоят в повышении степени соответствия продукции, процессов и услуг их назначению, устранении преград в торговле и содействии научно-техническому сотрудничеству.Стандартизация может быть международной, региональной или национальной.Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой доступно соответствующим органам всех стран.Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой доступно соответствующим органам стран только одного географического, политического или экономического региона.Национальная стандартизация – стандартизация, проводящаяся на уровне одной конкретной страны. Цель, основные принципы и задачи стандартизации Целью стандартизации в Украине является обеспечение рационального использования природных ресурсов, соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению, информирование потребителей о качестве продукции, процессов и услуг, поддержка развития и международной конкурентоспособности продукции и торговле товарами и услугами.Объектами стандартизации (объектами, которые должны быть стандартизированы) являются продукция, процессы и услуги, в частности материалы, составляющие, оборудование, системы, их совместимость, правила, процедуры, функции, методы или деятельность.Важнейшие объекты стандартизации:а) организационно-методические и общетехнические объекты, в частности: 1) организация проведения работ по стандартизации; 2) терминологические системы разных отраслей знаний и деятельности; 3) классификация и кодирование информации; 4) методы испытаний (анализа), системы и методы обеспечения качества, контроль качества и управление качеством; 5) метрологическое обеспечение (защита граждан и национальной экономики от последствий недостоверных результатов измерений); 6) системы физических величин и единиц измерений; 7) стандартные справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов; 8)системы технической и другой документации общего использования; 9) типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного использования; 10) условные обозначения, в частности графические, и их системы, размерные геометрические системы (допуски, посадки, геометрия поверхности и т.д.); 11) информационные технологии, в частности программные и технические средства информационных систем общего назначения;б) продукция, предназначенная для использования в разных видах экономической деятельности, продукция для государственных закупок и широкого потребления;в) системы и хозяйственные объекты, имеющие важное значение, и их составляющие, в частности транспорт, связь, энергосистема, использование природных ресурсов и т.д.;г) требования к защите прав потребителей, охране труда, эргономике, технической эстетике, охране природной среды;д) строительные материалы, процессы, типовые детали и дома, системы функционального обеспечения домов, сложные строительные сооружения и методы контроля в строительстве;е) потребности обороны, мобилизационной готовности и государственной безопасности.Стандартизация может ограничиваться определенными характеристиками какого-либо объекта, например, относительно обуви размеры и критерии прочности могут быть стандартизированы отдельно.Сфера деятельности, охватывающая взаимосвязанные объекты стандартизации, называется сферой стандартизации. Сферой стандартизации можно считать, например, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, величины и единицы.К субъектам стандартизации относятся органы стандартизации.Орган стандартизации – орган, деятельность которого в сфере стандартизации является общепризнанной и основная функция которого состоит в разработке, утверждении или принятии стандартов, доступных широкому кругу потребителей. Орган стандартизации, признанный на национальном уровне и имеющий право национального членства в соответствующей международной и региональной организациях по стандартизации, называется национальным органом стандартизации.Организации по стандартизации бывают региональными и международными. Региональная организация по стандартизации – орган стандартизации, признанный на региональном уровне и членство в котором является доступным соответствующему национальному органу каждой страны в рамках одного географического, политического или экономического региона. Международная организация по стандартизации – орган стандартизации, признанный на международном уровне и членство в котором доступно соответствующему национальному органу каждой страны.Субъектами стандартизации (органами стандартизации) законодательством Украины установлены:1) центральный комитет исполнительной власти в сфере стандартизации (Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики);2) совет стандартизации;3) технические комитеты стандартизации;4) другие субъекты, занимающиеся стандартизацией.Полномочия и функции субъектов стандартизации устанавливаются законодательством, положениями и статутными документами этих субъектов.Государственная политика в сфере стандартизации базируется на таких принципах:1) обеспечение участия физических и юридических особ в разработке стандартов и возможности свободно выбирать виды стандартов для изготовления или доставки продукции, если иное не предусмотрено законодательством;2) открытости и прозрачности процедур разработки и принятия стандартов с учетом интересов всех заинтересованных сторон, повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей;3) доступности стандартов и информации о них для потребителей;4) соответствии стандартов законодательству;5) адаптации к современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики;6) приоритетности прямого внедрения в Украине международных и региональных стандартов;7) соблюдении международных и европейских правил и процедур стандартизации;8) участие в международной (региональной) стандартизации;9) принятии и использовании органами стандартизации на территории Украины Кодекса благотворительной практики по разработке, принятию и применению стандартов соответственно с Соглашением Всемирной организации торговли «О технические барьеры в торговле», которое является дополнением к Марракешскому соглашению «Об основании Всемирной организации торговли» 1994 г.Основные задачи стандартизации заключаются обеспечении:1) безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, животных, растений и охраны окружающей среды;2) защиты и сохранения имущества и продукции, в частности во время их транспортирования и сбережения;3) качества продукции, процессов и услуг соответственно уровню развития науки, техники, технологии и потребностей людей;4) реализации прав потребителей;5) соответствия объектов стандартизации своему назначению;6) технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости;7) сходимости и воспроизводимости результатов контроля;8) установления оптимальных требований к общественно важным продукции, процессам и услугам;9) сохранности всех видов ресурсов, улучшения технико-экономических показателей производства;10) внедрения новейших технологий, обновления производства и повышения его продуктивности;11) безопасности хозяйственных объектов, сложных технических систем с учетом допустимого риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;12) развития международного и регионального сотрудничества;13) устранения технических барьеров в торговле. Организация работ по стандартизации Работы по стандартизации, выполняемые определенными законодательством субъектами стандартизации, принадлежат к их основным работам. Заказчиками работ по стандартизации за средства Государственного бюджета Украины являются центральные органы исполнительной власти, на которые законодательством наложена ответственность за техническое регулирование в определенных сферах деятельности.Управление и координация деятельности в сфере стандартизации. Для того, чтобы стандарты были непротиворечивыми со стороны большинства пользователей надо активно, но добровольно координировать деятельность в сфере стандартизации на международном и региональном уровнях и между ними, а также в каждой стране.Ответственность за координацию на международном уровне должна брать на себя каждая международная организация по стандартизации. Ответственность за координацию на региональном уровне должна брать на себя каждая региональная организация по стандартизации. Ответственность за координацию на национальном уровне должен брать на себя национальный орган стандартизации.Ответственность за координацию между деятельностью в сфере стандартизации на региональном уровне и деятельностью на международном уровне должны брать на себя соответствующие органы. В частности, региональные органы стандартизации должны делать все, чтобы предотвратить дублирование или перекрывание работ соответствующих международных органов стандартизации.Координацию деятельности в сфере стандартизации между региональными организациями по стандартизации и национальными органами стандартизации, не принадлежащими данному региону, надо организовывать под ответственность этих органов и с консультациями международной организации по стандартизации, в которой они вместе являются членами.Руководят и координируют деятельность в сфере стандартизации Украины центральные органы исполнительной власти в рамках их компетенции и в закрепленных сферах деятельности.Центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в рамках своих полномочий выполняет следующие функции:1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере стандартизации;2) принимает меры по гармонизации разрабатываемых стандартов с соответствующими международными или региональными стандартами;3) принимает участие в разработке и согласовании технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам стандартизации;4) устанавливает правила разработки, одобрения, принятия, пересмотра, изменения и прекращении действия национальных стандартов, их обозначений, классификации по видам и другим признакам, кодирования и регистрации;5) принимает меры относительно исполнения обязательств, обусловленных участием в международных или региональных организациях по стандартизации;6) сотрудничает в сфере стандартизации с соответствующими органами других стран;7) формирует программу работ по стандартизации и координирует их реализацию;8) принимает решения относительно создания и прекращения деятельности технических комитетов стандартизации, определяет их полномочия и порядок создания;9) организует создание и ведение Национального фонда нормативных документов и Национального центра международной информационной сети ISONET WTO (Международная информационная сеть Всемирной организации торговли);10) организовывает предоставления информационных услуг по вопросам стандартизации.Субъекты стандартизации, руководящие отраслями (подотраслями), разрабатывают, принимают, изменяют и отменяют стандарты организаций.Перечисленные субъекты стандартизации обязаны обеспечивать пользователей информацией о соответствующих действующих НД, изменениях и поправках к ним, программами работ по стандартизации. Информация должна быть доступной, и ее необходимо предоставлять на одинаковых условиях национальному и иностранному пользователю.Работы по стандартизации касательно информации, имеющей ограниченный доступ, выполняют соответственно Закону Украины «О государственной тайне».Совет стандартизации осуществляет свою деятельность в сфере стандартизации в рамках полномочий, установленных действующим законодательством и соответствующим положением. Основной функцией Совета является изучение, анализ и разработка предложений по совершенствованию деятельности в сфере стандартизации относительно:1) создания технических комитетов стандартизации и изучения направлений их деятельности;2) принятия международного, регионального или другого стандарта в качестве национального стандарта;3) проведения экспертиз проектов технических регламентов и других нормативных документов по вопросам технического регулирования;4) программ работ по стандартизации.Создавая технические комитеты стандартизации, номенклатуру и сферу их деятельности гармонизируют с номенклатурой и сферами деятельности международных и региональных организаций по стандартизации и потребностями национальной экономики. Технические комитеты формируют, учитывая принцип представительства всех заинтересованных сторон. К работе в технических комитетах стандартизации приобщают на добровольных началах уполномоченных представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования и их объединений, научно-технических и инженерных товариществ или союзов, товариществ или союзов потребителей, общественных организаций, передовых ученых и специалистов. На технические комитеты возложены функции разработки, рассмотрения и согласования международных (региональных) и национальных НД.Для гармонизации стандартизации на возможно более широкой основе орган стандартизации должен, в рамках своих возможностей, принимать активное участие вместе с соответствующими международными организациями по стандартизации в подготовке международных стандартов по каким-либо вопросам.Участие национальных органов в процессе стандартизации на международном уровне организует соответствующих национальный орган стандартизации – член соответствующей международной организации по стандартизации. Национальные члены должны делать все необходимое, чтобы их участие отображало соотношения национальных интересов по вопросам, с которыми связана международная деятельность в сфере стандартизации.Необходимо, чтобы на региональном уровне участие в процессе стандартизации на принципах консенсуса отображала равновесие национальных и региональных интересов в региональной работе по стандартизации. Для стран, не принадлежащих данному региону, возможности осуществлять значительные результативные вклады должны обеспечивать национальные органы стандартизации этих стран совместно с международными организациями по стандартизации, членами которых они являются.Участие в стандартизации на национальном уровне должны организовывать национальные органы стандартизации согласно соответствующим процедурным правилам на принципах консенсуса, которые должны звешенно представлять интересы таких категорий населения, как изготовители, покупатели, потребители и т.п. Возможности для значительных результативных вкладов от других стран должны создавать национальные органы стандартизации этих стран совместно с международными и региональными организациями по стандартизации, в которых принимают участие обе стороны. Нормативные документы Нормативным документом (НД) называется документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики разного вида деятельности или ее результатов. Под выражением «документ» понимают любой носитель с записанной на нем либо на его поверхности информацией.

НД, действующие в Украине. В Украине действуют следующие НД:

1) межгосударственные стандарты, установочные документы, рекомендации. Это те нормативные документы (прежде всего, государственные стандарты бывшего СССР), действующие на территории стран СНГ, которые подписали Конвенцию о взаимном признании этих стандартов;

2) государственные стандарты Украины;

3) республиканские стандарты бывшего СССР, утвержденные до 01.08.1991 г., приравниваются (до их отмены) к государственным стандартам Украины;

4) государственные классификаторы;

5) установочные документы Госпотребстандарта Украины;

6) отраслевые стандарты (ОСТ) и технические условия (ТУ) бывшего СССР, утвержденные до 01.01.1992 г., если они не противоречат действующему законодательству Украины;

7) отраслевые стандарты Украины;

8) технические условия, зарегистрированные территориальными органами Госпотребстандарта Украины – центрами стандартизации, метрологии и сертификации;

9) нормативные документы министерств и ведомств Украины.

НД, разрабатываемые в Украине. В соответствии с уровнями субъектов стандартизации в Украине различают национальные НД и НД организаций.НД национального уровня разрабатывают на объекты стандартизации государственного значения и принимают на принципах консенсуса (общего согласия всех заинтересованных сторон). НД национального уровня на продукцию, процессы и услуги, для которых установлены требования техническими регламентами и законодательством, необходимо составлять и излагать таким образом, чтобы их можно было использовать для подтверждения соответствия указанных продукции, процессов и услуг.Международные и региональные документы в сфере стандартизации принимают на принципах приоритетности и преимущественно через НД национального уровня. Принятые в установленном порядке международные и региональные документы являются составляющими действующего Национального фонда нормативных документов.НД общественных организаций (научных, научно-технических и инженерных товариществ и союзов) разрабатывают, если есть необходимость расширить результаты фундаментального и прикладного исследования или практического опыта, полученных в определенных отраслях науки или сферах профессиональных интересов.НД на уровне субъектов хозяйствования и их объединений разрабатывают на продукцию, процессы и услуги, используемых для собственных нужд. Эти стандарты разрешено использовать для продукции, процессов и услуг, предназначенных для самостоятельных поставок, если в них установлены положения, регламентирующие отношения между производителем и потребителем, и при согласии последнего.НД других субъектов стандартизации разрабатывают на продукцию, процессы или услуги, если национальных стандартов нет или есть необходимость установления требований, превышающих либо дополняющих требования национальных стандартов.Рекомендуется обеспечивать согласованность НД всех уровней на одни и те же или связанные между собой объекты стандартизации с учетом приоритетности положений документов национального уровня.Право собственности на НД устанавливает и регулирует действующее законодательство. Издания НД должны содержать легковыявимые и понятные положения касательно прав собственности на документы и необходимые реквизиты для обращения заинтересованных лиц касательно урегулирования прав собственности. Во всех НД, кроме национальных, следует указывать код согласно «Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины» юридического лица, которой принадлежит право на соответствующий документ.НД необходимо согласовать с органами государственного надзора, если НД касается сферы их деятельности, в соответствии с действующими техническими регламентами, действующим законодательством и положениями про эти органы. НД, связанные с безопасностью жизни или здоровья людей, нужно обязательно согласовать с Министерством охраны здоровья Украины.За соответствие НД действующим техническим регламентам и действующему законодательству, а также за их научно-технический уровень отвечают разработчики НД, организации и учреждения, проводившие их экспертизу, и субъекты стандартизации, одобрившие и принявшие НД.В зависимости от объекта стандартизации, положений, которые содержит документ, и процедур вступления в силу различают такие НД:1) стандарты;2) кодексы установленной практики (постановления, правила, своды правил);3) технические условия;4) регламенты.Стандарт – созданный на основе консенсуса и принятый признанным органом нормативный документ, устанавливающий для общего и многоразового использования правила, установочные указания или характеристики разного вида деятельности или ее результатов, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области и доступный широкому кругу потребителей. Стандарты должны базироваться на обобщенных достижениях науки, техники и практического опыта и быть направленными на повышение общественной выгоды.В зависимости от статуса стандарты делятся на:1) международные – стандарты, принятые международной организацией по стандартизации;2) региональные – стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации;3) национальные – стандарты, принятые национальным органом стандартизации;4) ведомственные – стандарты, принятые органом стандартизации определенного ведомства.Перечисленные стандарты по статусу представляют собой признанные технические правила.Стандарты можно принимать и на других уровнях, например, центральных органов исполнительной власти, отраслей, субъектов хозяйствования и их объединений.Стандарт, применение которого является обязательным под действием основного закона или непременного ссылки в регламенте, называется обязательным стандартом.В зависимости от специфики объекта стандартизации установлены следующие виды стандартов:1) основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую сферу распространения или содержащий общие положения для определенной области. Основополагающий стандарт может использоваться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для других стандартов. К основополагающими стандартами относятся организационно-методические, общетехнические и терминологические – стандарты, которые распространяются на термины и соответствующие им определения;2) стандарт на методы (методики) испытания (измерения, анализа, контроля) – стандарт, устанавливающий методы испытания, например, использование статистических методов и порядок проведения испытаний;3) стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должно удовлетворять изделие (группа изделий), чтобы обеспечить свою соответствие назначению. Кроме требований соответствия назначению стандарт на продукцию может содержать непосредственно или через ссылку такие элементы, как термины и определения понятий, отбор проб, испытания, упаковка и этикетка и иногда технические требования. Стандарт на продукцию может быть полным или неполным в зависимости от того, устанавливает он все или только часть необходимых требований. К последним относятся, например, стандарты на размеры, на материалы, на техническое обеспечение;4) стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, чтобы обеспечить свое соответствие назначению;5) стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворить услуга, чтобы обеспечить свое соответствие назначению. Стандарты на услуги разрабатывают в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автоуслуги, телесвязь, страхование, банковское дело, торговля;6) стандарт на совместимость продукции, услуг или систем в их совместном использовании – стандарт, устанавливающий требования к совместимости изделий или систем в местах их сочетание;7) стандарт общих технических требований – стандарт, содержащий перечень характеристик, значения которых или другие данные устанавливаются для изделия, процесса или услуги в каждом случае отдельно. В некоторых стандартах в основном предусмотрены данные, указанные поставщиком, в других – потребителем.

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами стандартизации, обеспечивающие взаимозаменяемость изделий, процессов и услуг или общее однозначное понимание результатов испытаний или информации, которые подают в соответствии с этими стандартами, называются гармонизированными или эквивалентными стандартам. В рамках этого определения гармонизированные стандарты могут иметь различия в представлении и даже в смысле, например, в пояснительных примечаниях, указаниях по выполнению требований стандарта и преимуществах тех или иных альтернатив и разновидностей. В зависимости от этого гармонизированные стандарты могут быть унифицированными, т.е. идентичными по содержанию, но не идентичными по форме представления, или идентичными, т.е. идентичными по содержанию и форме представления. Стандарты могут быть международно гармонизированными, т.е. гармонизированными с международным стандартом, и регионально гармонизированными, т.е. гармонизированными с региональным стандартом. По количеству органов стандартизации, участвующих в гармонизации, стандарт может быть двусторонне гармонизированным, т.е. гармонизованным между двумя органами стандартизации, или многосторонне гармонизированным, т.е. гармонизированным более чем двумя органами стандартизации.

Стандарт, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, указанные в первом стандарте, отвечали требованиям второго стандарта, а не наоборот, называется односторонне согласованным стандартом. Стандарт, односторонне согласованный с другим стандартом, не является гармонизированным с ним.

Стандарты на одинаковые продукцию, процессы или услуги, утвержденные различными органами стандартизации, в которых сходные требования основаны на одинаковых характеристиках и оцениваются одинаковыми методами и которые позволяют однозначно сравнивать различия в требованиях, называются сравнимыми стандартами. Сравнимые стандарты не являются гармонизированными.

Пробный стандарт, то есть стандарт, принятый временно органом стандартизации и доведенный до широкого круга пользователей, чтобы накопить нужный опыт в процессе его применения, который может использоваться как база стандарта, разрабатывают в следующих случаях:1) в сферах, где объекты стандартизации быстро изменяются;2) при необходимости накопить опыт использования изделия или стандарта с целью опробовать положения стандарта или обосновать выбор из возможных предложенных альтернатив определенных положений;3) при необходимости на основе проектов международных и региональных стандартов, находящихся на завершающих этапах разработки.Пробные стандарты могут иметь меньший уровень консенсуса, в частности его можно достичь на уровне технического комитета стандартизации или даже на уровне его рабочей группы. В качестве пробных стандартов можно применять новые документы международной организации стандартизации:PAS – общедоступные технические условия;TS – технические условия;ITA – отраслевые технические условия.Порядок применения стандартов для обеспечения нужд обороны Украины определяет Министерство обороны Украины согласно возложенных на него функций, учитывая особенности сферы обороны.Порядок применения и разработки стандартов для обеспечения нужд государственной безопасности и мобилизационной готовности определяют центральные органы исполнительной власти в соответствии с возложенными на них функциями.В случае, когда разработку проекта стандарта невозможно завершить в качестве стандарта, его оформляют как технический отчет. Технический отчет не является нормативным документом.Кодекс установившейся практики – документ, содержащий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Кодекс установившейся практики может быть стандартом, частью стандарта или отдельным документом.Кодексы установившейся практики разрабатывают на оборудование, конструкции, технические системы, изделия одного и того же или подобного назначения, но отличающихся конструктивным исполнением или принципом действия, и для которых аспекты проектирования, изготовления или установки (монтажа), эксплуатации или утилизации являются определяющими для их безопасного функционирования (жилые, промышленные здания и сооружения, котлы, сосуды, работающие под давлением, компрессорное оборудование и т.п.). В кодексах установившейся практики также отмечают правила и методы решения задач по организации и координации работ по стандартизации и метрологии, а также реализации определенных требований технических регламентов или стандартов и т.д.В кодексы установившейся практики относятся постановления (своды правил, правила).Постановление (свод правил, правила) – НД, рекомендующее практические приемы или методы проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации или утилизации оборудования, конструкции или изделий. Постановление может быть стандартом, частью стандарта или другим не зависящим от стандарта документом.Технические условия (ТУ) – НД, устанавливающий технические требования, которым должно соответствовать изделие, процесс или услуга. В ТУ в случае необходимости нужно указывать методику (-и), по которой (-ым) можно определить, соблюдены ли данные требования. ТУ могут быть стандартом или частью стандарта.ТУ устанавливают требования к продукции, предназначенной для самостоятельных поставок, к выполнению процессов или оказания услуг заказчику и регулируют отношения между производителем и потребителем. ТУ устанавливают требования к качеству, исполнению, размерам, сырью, составляющих единиц, безопасности, охватывая требования к торговому фирменному знаку, терминологии, условному обозначению, методам испытаний (измерений, контроля, анализа), упаковке, маркировке и этикетке, предоставлению услуг, а также определяют при необходимости способы оценки соответствия установленным обязательным требованиям.Стандарты, кодексы установившейся практики и ТУ действуют в соответствии с уровнями субъектов стандартизации, установленными законодательством.Национальные стандарты, кодексы установившейся практики и государственные классификаторы применяют на добровольной основе, если иное не установлено законодательством.Регламент – принятый органом власти НД, предусматривающий обязательность правовых положений.Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно или через ссылки на стандарт, ТУ, постановление или их содержание. Технический регламент может быть дополнен техническим постановлением, определяющим способы соблюдения требований регламента, то есть исчерпывающим положением. Обозначения нормативных документов Обозначение НД состоит из индекса, номера и года принятия.Для НД национального уровня установлены такие индексы:

• ДСТУ – національний стандарт. Отдельный индекс – ДСТУ Б – имеют государственные стандарты в области строительства («будівництва») и строительных материалов, утвержденные Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Гармонизированные стандарты имеют двойные, а иногда и тройные индексы. Например, ДСТУ ISO – государственные стандарты, через которые введены стандарты Международной организации по стандартизации (ISO). Номер стандарта соответствует номеру международного стандарта. По такому же принципу обозначены государственные стандарты с прямым введением стандартов Международной электротехнической комиссии (IEC) или стандартов, принятых сообща этими организациями (с индексом ISO/IEC). Если обозначение государственного стандарта содержит индекс ГОСТ или ГОСТ… ISO..., то такой государственный стандарт Украины принят Межгосударственным Советом в качестве международного и используется государствами – участниками Соглашения, которые приняли этот стандарт как национальный стандарт;

• ДСТУ-П – пробний стандарт;• ДСТУ-Н – настанова, правила, звід правил, кодекс усталеної практики, що не являються стандартом;• ДК – державний класифікатор;• ДСТУ-ЗТ – технічний звіт.Для НД других уровней установлены такие индексы:• СОУ – стандарт організації;• ТУ У – технічні умови, що не являються стандартом;• СТУ – стандарт наукового, науково-технічного або інженерного товариства чи спілки.Другие НД, используемые в Украине, имеют такие индексы:

- ГОСТ – межгосударственные стандарты, а также действующие стандарты бывшего СССР (стандарты Российской федерации имеют индекс ГОСТ Р);

- РСТ УРСР – республиканские стандарты бывшей УССР;

- ГСТУ – отраслевые («галузеві») стандарты Украины;

- КНД – руководящие («керівні») нормативные документы;

- Р – рекомендации.

Обозначения государственных стандартов Украины дают с индексом ДСТУ, а обозначение республиканских стандартов – без индекса.

Буквой Е обозначают стандарты на продукцию для внутреннего и внешнего рынка, а буквой Э – для экспорта.

 

Примеры обозначений нормативных документов:

ДСТУ 3230-95 Управление качеством и обеспечение качества. Термины и определения.

ДСТУ ISO 9001-95 Системы качества. Модель обеспечения качества в процессе проектирования, разработки производства, монтажа и обслуживания.

ДСТУ 2458-94 (ГОСТ 2144-93) Передачи червячные цилиндрические. Основные параметры.

ГОСТ 25346-82 Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.

1107-88 Бигуди металлические. Технические условия.

473-83 Е Посуда кухонная из жаростойкого стекла. Технические условия.

ДК 003-95 Классификатор профессий.

Р 50-025-94 Система сертификации УкрСЕПРО. Организация работ по проведению проверки и испытательных лабораторий (центров) с целью их аккредитации.

КНД 50-029-94 Аттестация технологических процессов изготовления изделий. Основные положения.

ГСТУ 3-04-90-95. Конвейеры подвесные. Условные изображения оборудования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История и этапы развития стандартизации | Применение НД

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2728; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.015 сек.