КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5 Денежно-кредитная политика
Сущность и содержание местных бюджетов Государственный бюджет Республики Беларусь Налоговая система Республики Беларусь Особенности фискальной политики Республики Беларусь Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь. Эффективность фискальной политики государства.
Бюджетно-налоговая политика имеет некоторые достоинства и прежде всего быстроту воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Изменение налогов, государственных трансфертов и закупок быстро сказывается на темпе развития экономики. К достоинствам следует отнести и мультипликативный эффект, позволяя при сравнительно небольших издержках добиваться значительных результатов. К достоинствам можно отнести автоматизм фискальной политики, так как в этом случае не требуется от правительства принимать какие-либо меры и совокупный спрос автоматически изменяется в зависимости от стадии экономического цикла. Бюджетно-налоговая политика имеет ряд проблемв применении: 1) Фактор времени. Он проявляется в том, что происходит запаздывание между экономической ситуацией, принимаемым решением и эффективным воздействием этого решения на субъекты хозяйствования, что связано с тем, что: а) требуется время для распознания проблемы и выявления причин; б) административная задержка; она связана с тем, что механизм принятия поправок к государственному бюджету и налогам требует длительного процесса обсуждения и принятия в законодательном органе; в) функциональная задержка; существует временной разрыв между принятием решения и началом действия принятого решения, заставляющего изменить хозяйство субъекта свое поведение;
2) Политическая проблема: фискальная политика используется политиками для решения проблем, которые являются достаточно противоречивыми и содействие одной, вызывает обострение другой проблемы. Одновременно политики используют фискальную политику для решения своих политических целей, которые идут вразрез с экономическими целями о чем свидетельствует проблема политического цикла, рассмотренная в микроэкономике.
С обретением Республики Беларусь суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны. За последние годы Министерство финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Дело в том, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени. Это затрудняло процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: * уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; * уровень выполнения бюджетных обязательств;
* величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; * объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; * величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; * динамику валового внутреннего продукта; * уровень безработицы; * степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В соответствии со статьей 24 Бюджетного кодекса Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам: 1. налоговые доходы, которые включают: - республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; - пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); - проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом. Пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджета по подразделам классификации доходов бюджета, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит. 2. взносы на государственное социальное страхование; 3. неналоговые доходы, к которым относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; - штрафы; - другие неналоговые доходы. 4. безвозмездные поступления, к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: - иностранных государств; - международных организаций; - другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются. Доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов. В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя: - налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; - взносы на государственное социальное страхование, зачисляемые на постоянной основе; - неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; - безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов. К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов. Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета. В республиканский бюджет зачисляются следующие налоговые доходы: 1. налог на прибыль; 2. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; 3. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям; 4. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; 5. налог на добавленную стоимость; 6. акцизы; 7. налог на приобретение автомобильных транспортных средств 8. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; 9. патентные пошлины; 10. сбор за предоставление права ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
11. экологический налог; 12. таможенные пошлины и таможенные сборы; 13. оффшорный сбор; 14. государственная пошлина, зачисляемая в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами; 15. консульские сборы; 16. гербовый сбор. В республиканский бюджет могут также зачисляться другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами. Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности; 3. средства, полученные от проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для строительства автозаправочных станций; 4. плату за использование радиочастотного спектра – 100 процентов; 5. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности; 6. административные платежи; 7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством; 8. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации; 9. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства; 10. удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством; 11. штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, – 100 процентов; 12. возмещение потерь, вреда сельскохозяйственному и лесохозяйственному хозяйству, в результате вредного воздействия на окружающую среду и другого вреда, причиненного имуществу, находящемуся в республиканской собственности; 13. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет. Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. В областные бюджеты зачисляются следующие налоговые доходы: 1. подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности; 2. налог на прибыль, за исключением зачисляемого в республиканский бюджет и бюджеты базового уровня; 3. налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; 4. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по областным лотереям; 5. налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории городов областного подчинения; 6. налог на добавленную стоимость; 7. экологический налог: 8. местные налоги и сборы. Неналоговые доходы местных бюджетов включают в себя: 1. доходы от размещения денежных средств областного бюджета; 2. дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в областной коммунальной собственности; 3. плату за право заключения договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством; 4. средства, полученные от проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды охотничьих, рыболовных угодий; 5. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной коммунальной собственности; 6. административные платежи; 7. средства, поступающие в областной бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством; 8. доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в областной коммунальной собственности, кроме средств от реализации имущества в соответствии с законодательством о приватизации; 9. плату от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам в соответствии с законодательными актами; 10. штрафы, подлежащие уплате в областной бюджет в соответствии с Кодексом и иными актами законодательства 11. возмещение вреда, причиненного имуществу, находящемуся в областной коммунальной собственности; 12. добровольные взносы, поступающие в областной бюджет. Налоговая реформа в республике должна решить следующие задачи: замедлить темпы инфляции; содействовать устойчивому росту производства; сократить дефицит консолидированного бюджета; содействовать рациональному использованию ресурсов; стимулировать развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест; ускорить структурную перестройку экономики. В процессе реформирования налоговой системы Республики Беларусь осуществляются следующие мероприятия: - снижение доли налогов в ВВП; - унификация количества и состава налогов в рамках европейских стандартов и требований, предъявляемых крупнейшим экономическим партнером – Россией, что проявляется в уменьшении числа налогов, приведении их перечня в соответствие с европейскими нормами, разделении доходной базы центрального и местных бюджетов, включении в бюджет внебюджетных фондов; - унификация ставок налогообложения; - унификация основных пропорций налоговой системы; - унификация льгот; - гармонизация технологии взимания налогов; - создание и развитие системы стимулирования малого бизнеса.
В Законе РБ "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. В стране был принят Закон о "О бюджетной классификации Республики Беларусь", который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", который заложил принципы функционирования бюджетной системы страны. Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов. В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями реформы бюджетной системы являются: - обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; - прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов; - создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса; - снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами; - реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов. Итоги исполнения бюджета. Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что в 2008 г. динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу.
Таблица 4.1 Доходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг., (тыс. руб.)
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.
Таблица 4.2 Расходы бюджета Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (тыс. руб.)
Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%. Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за 2008 год возрос в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Таблица 4.3 Внешний долг Республики Беларусь в 2006 - 2008 гг. (млн. долл. США)
Парламент принял финансовый план страны на 2009 год. Параметры доходной части республиканского бюджета-2009 разработаны на основе Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы, ожидаемого исполнения бюджета в текущем году, реализации задач в денежно-кредитной сфере и налогообложении. Расходы, в свою очередь, определены исходя из реальных возможностей доходов бюджета и политики оптимизации уровня его дефицита. Основные показатели бюджета на предстоящий год следующие: по доходам - 54,9 трлн. руб. (35,4% ВВП), расходам - 57,7 трлн. руб. (37,2% ВВП). Предельный уровень дефицита установлен в размере -2,8 трлн. руб. (-1,8% ВВП). Темпы роста доходов (117,3%) и расходов (125,7%) в 2009 году по отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2008 году заметно превышают прогнозируемый уровень инфляции на 2009 год (110%). Наиболее значительные темпы роста доходов (в разрезе групп бюджетной классификации) по сравнению с 2008 годом характерны для взносов на государственное социальное страхование -126,9%. Рост налоговых доходов составит 114,3%, в т.ч. налогов на доходы и прибыль - 118,6%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности-118,3% и налогов на товары (работы, услуги) - 110,7%, из них налога на добавленную стоимость - 121,9%, акцизов - 116,7%. Увеличение неналоговых доходов по отношению к предшествующему году запланировано на уровне 106%. Следует отметить, что структура доходной части по сравнению с предыдущими годами не претерпела существенных изменений. Основную долю в ней занимают налоговые доходы (63,4%), в т.ч. налоги на товары (работы, услуги) - 29,5%, из них НДС и акцизы соответственно - 17,9% и 7,5%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - 22,4%.налоги на доходы и прибыль -7,3%, другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи - 4,2%. Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 году, равно как и в 2007-2008 гг., оказал рост цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы. С учетом этого фактора предусмотрены расходы: - на предоставление субсидий нефтеперерабатывающим предприятиям для возмещения стоимости импортируемого углеводородного сырья в размере 6,9 трлн. руб.; на жилищно-коммунальное хозяйство (с учетом оказываемых населению услуг) в сумме 3,4 трлн. руб.; - на оплату коммунальных услуг бюджетными организациями в размере 2,5 трлн. руб. На поддержку отраслей национальной экономики страны из средств бюджета запланировано выделить 17,3 трлн. руб., что выше уровня 2008 года на 21,8% и 2007 года - на 88%. Удельный вес расходов возрастает с 25,5% в 2007 году до 31% и 30,1% соответственно в 2008 и 2009 годах. На развитие сельского хозяйства, рыбохозяйственной отрасли предусматривается направить 3,5 трлн. руб., что составляет 6,1% к общему объему средств бюджета; на дорожное хозяйство - 2,3 трлн. руб. (4%), промышленность, строительство и архитектуру - 1,5 трлн. руб. (2,6%). Лесное хозяйство и связь запланировано дотировать всего по 0,4% от расходов бюджета, транспорт - 0,2%. Незначительное выделение средств на финансирование многих отраслей материального производства в условиях перехода к рыночной экономике является вполне обоснованным и закономерным явлением. Ориентация только на бюджет недопустима, он должен поддерживать лишь важные объекты производственного назначения, связанные с экспортом продукции, внедрением новых высоких технологий. В современных условиях устойчивость национальной экономики невозможно представить без динамичного развития социальной сферы. Наблюдаемый в настоящее время один из самых затяжных и тяжелых в мировой истории финансовый кризис всерьез угрожает стабильности экономик ряда государств и такой ее важной составляющей, как социальная безопасность. С учетом этого, а также исходя из того, что бюджет в большинстве стран обычно выступает главным источником поддержки развития социальной сферы, в настоящее время резко возросла актуальность сохранения социальной направленности государственных расходов. Расходы республиканского бюджета предназначены для реализации законодательно закрепленных за ними задач, важнейшей из которых является обеспечение финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Кроме того, с включением с 2004 года в состав республиканского бюджета средств государственного внебюджетного ФСЗН он еще приобретает и ярко выраженную социальную направленность. Анализ динамики и структуры расходной части республиканского бюджета указывает на изменения, которые произошли за последние годы. Так, темпы роста расходов республиканского бюджета в 2009 году по отношению к 2007 году составляют 160,7%, в 2008 году – 125,6%. Удельный вес в ВВП за 3 последних года практически не претерпел изменений: 37,4% в 2007 году, 37,1% и 37,2% соответственно в 2008 и 2009 годах. Наиболее высокие темпы роста расходов в 2009 году по отношению к 2008 году в разрезе разделов бюджетной функциональной классификации расходов запланированы на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства – 237,4%, здравоохранения – 150,3%, образования – 138,0%, судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности – 133,5%, физической культуры, спорта, культуры и СМИ – 131,7%, общегосударственной деятельности – 126,2%, социальной политики – 125,7%. Самые низкие темпы роста расходов (ниже, чем по расходам бюджета в целом) предусматриваются на национальную экономику -121,9%, в т.ч. промышленность, строительство и архитектуру – 200,5%, дорожное хозяйство – 126,9%, сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность – 119,8%, топливо и энергетику – 115,4%. Значительное влияние на динамику расходов бюджета в 2009 году оказал рост цен на импортируемые в страну топливно-энергетические ресурсы. В 2009 году расходы бюджета носят социально ориентированную направленность. Так, в социальную сферу страны из средств республиканского бюджета запланировано направить 23,4 трлн. руб., или 40,5% всех его расходов (без учета различного рода субсидий, льгот, компенсаций населению и др.), что на 0,7 процентного пункта выше уровня 2008 года. Наибольший удельный вес в расходах на социальную сферу занимают расходы на социальную политику – 83,1%, или 33,7% от всех расходов республиканского бюджета, в т.ч. расходы ФСЗН соответственно 72,1% и 29,2%. На долю расходов на образование приходится 3,1 %, здравоохранение – 2,7%, физическую культуру, спорт и СМИ – 1,1% от расходов республиканского бюджета. В целом объем бюджетных расходов на социальную сферу на 2009 год определен с учетом необходимости поэтапного достижения важнейших параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. Одной из важных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, явится запланированное в 2009 году изменение порядка и условий применения подоходного налога. Вместо действующей прогрессивной годовой шкалы ставок подоходного налога будет линейная (единая) ставка. По новой схеме налог будет уплачиваться по ставке 12 % в отношении доходов граждан, полученных как по месту основной работы, так и в других организациях. В целях недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, будет увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35 до 250 тыс. рублей. Данная сумма, соответствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться вычетом смогут только те граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн. рублей (то есть та категория граждан, чья заработная плата будет находиться на уровне средней по стране и ниже). Применение единой ставки 12 % и налоговых вычетов на указанных условиях не приведет к росту налоговой нагрузки и позволит увеличить размер средств, остающихся в распоряжении населения. Укрепление здоровья людей является одним из важнейших направлений социальной политики белорусского государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем слоям населения. Благодаря поддержанию и развитию лучших традиций в области охраны здоровья наша страна по таким показателям, как младенческая и материнская смертность, темпы снижения продолжительности жизни, уровень инфекционной заболеваемости, выгодно отличается от всех республик бывшего СССР. В области финансирования здравоохранения расходы консолидированного бюджета на 2009 год определены в сумме 6,5 трлн. рублей, или с ростом к уточненному плану 2008 года на 34,7 %. На 2009 год минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя запланирован в размере 677,5 тыс. рублей и увеличен по сравнению с 2008 годом на 35 %. Одной из приоритетных задач государственной политики остается социальная защита молодежи - поддержка учащихся, содействие занятости несовершеннолетних, трудоустройство молодых специалистов, решение их жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В этих целях из средств республиканского бюджета финансируются мероприятия республиканской программы «Молодежь Беларуси». Поддержка молодежи неразрывно связана с финансированием высшего образования. Расходы республиканского бюджета на развитие и содержание высших учебных заведений ежегодно увеличиваются. Так, на 2009 год они запланированы в сумме 1156,6 млрд. рублей, что выше расходов 2008 года на 33,9 млрд. рублей.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается» а сфера их применения расширяется. Величина местных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. С помощью местных финансов государства осуществляют выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Также местным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.). Местные бюджеты - финансовая база местных Советов депутатов. К местным бюджетам в Республике Беларусь относятся областные, районные, городские, районные в городах, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов. № местных бюджетов осуществляется финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения, осуществляемых местными органами власти. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти и т.п. В настоящее время из местных бюджетов финансируются социальная поддержка населения, развитие пассажирского транспорта, коммунальное хозяйство, народное образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и другие объекты социальной инфраструктуры. Также покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков и содержатся местные административные органы, милиция и суд. В Республике Беларусь местные бюджеты покрывают более 95% ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство, 86% на здравоохранение, свыше 60% на просвещение. Местные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с коммунальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения административно-территориального образования. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти. Местные финансы основываются на принципах: - самостоятельности; - государственной финансовой поддержки; - гласности формирования й использования финансовых ресурсов. Местные органы власти самостоятельно разрабатывают бюджеты административно-территориальных образований в пределах имеющихся полномочий. При этом не допускается вмешательство вышестоящих органов власти и управления в процесс формирования и выполнения бюджетов. В числе новых прав местных органов власти следует подчеркнуть право на участие их во внешнеэкономических связях: способствуют расширению внешнеэкономических связей предприятий, расположенных на их территории, проведению мероприятий по развитию экспортной базы и увеличению производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, работ, услуг. Каждое административно-территориальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из республиканского бюджета и из вышестоящих местных бюджетов. Местные финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, созданных и используемых на социально-экономическое развитие территорий. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии заключается в следующем: - сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти; - формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона (обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения); - с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этойцелью формируются и реализуются программы социально-экономического развития, благоустройства сел и городов, развития сети дорог, содержания исторических памятников и учреждений культуры и др. - имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы административно-территориальных образований могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание бесплатных услуг в учреждениях непроизводственной сферы; - концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы - местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад а решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |