КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9 Социальная политика государства
Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь Рассмотренные модели экономического роста устанавливают причинно-следственные зависимости между различными факторами, влияющими на динамику развития страны. Модель экономического роста является составной частью общей модели национальной экономики и выступает в виде национальной концепции экономического развития. В ней отражаются не только общечеловеческие ценности и закономерности функционирования народного хозяйства, но и особенные, национальные факторы развития. В качестве указанных факторов могут выступать политические, социальные, географические, природные, демографические, экологические, культурные, социально-психологические, религиозные, исторические и другие условия. Однако любая теоретическая модель содержит значительные упрощения и не может быть непосредственно применена на практике. В экономике существует множество обстоятельств, которые невозможно формализовать, количественно интерпретировать и включить в конкретную модель экономического роста страны. Со второй половины 1980-х гг. в Беларуси наблюдалось замедление экономического роста, обусловленное неэффективностью административно-командной системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития. Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Беларуси, являются ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, ее сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ, а также неразвитость рыночной инфраструктуры. После обретения страной самостоятельности в условиях кризиса на государственном уровне было принято решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении данной проблемы возник ряд трудностей: – были разрушены прежние экономические связи; – резко снизился платежеспособный спрос покупателей; – в условиях гиперинфляции государственные предприятия утратили оборотные средства; – нарушилось денежное обращение, усилился бартерный обмен; – возросла конкуренция со стороны иностранных фирм; – проявился недостаток знаний в области функционирования рынка. В этих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен. Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост (Табл.8.5). Вместе с тем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободных производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению. Таблица 8.5 - Состояние экономики Беларуси (в % к предыдущему году)
На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются также проблемы существенного повышения качества отечественной продукции в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики. Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство. Таблица 8.6 – Состояние экономики Республики Беларусь (в сравнении с предыдущим годом)
В 2000 году была разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР–2020). Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в биосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающему гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений. Длительность периода потребовало выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001-2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетные направления: – технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; – стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; – обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; – создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе обусловила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития. Первый сценарий (инерционный) основывается на формирующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использовании действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обновления основного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления институциональных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиции и кредитов, сохранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции. Второй сценарий (оптимистический) предусматривает создание благоприятных внутренних и внешних условий для экономического развития; предусматривает ускорение институциональных и структурных преобразований экономики, повышение уровня ее либерализации, государственной поддержки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внешних рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое развитие интеграционных связен со странами СНГ, Евросоюза и другими государствами. Основными слагаемыми нового качества экономического роста в Республике Беларусь выступают: • ориентация национальной экономики на высокие конечные результаты, соответствие объемов и структуры ВВП общественным потребностям; • придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровня обновления выпускаемой продукции; • ускорение инновационного процесса, кардинальное возрастание роли ресурсосбережения, доминирование фондосберегающих форм интенсификации производства; • усиление социальной ориентации — всестороннее развитие рабочей силы, обеспечение направленности производства на удовлетворение потребностей человека, ускорение темпов производства потребительских товаров и сферы услуг, создание безопасных условий труда, улучшение среды обитания человека; • формирование единой социально-экологической и экономической системы воспроизводства; учет текущих и отдаленных последствий реализуемых инноваций, производственно-экономических и социально-экологических проектов; создание рациональной экономики природопользования; • усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полное использование преимуществ международного разделения труда, глобализация экономики. В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения. Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество. Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс. Важными задачами являются институциональное строительство, включающее преобразование отношений собственности; выработка и закрепление в общественном сознании определенных правил поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка, новой экономической морали и этики; переквалификация и повышение ответственности управленческих кадров. В данном контексте иностранные инвестиции важны не только как способ увеличения выпуска продукции, обновления ее ассортимента и повышения качества, но и как заимствование передового опыта хозяйствования, прогрессивных методов организации и управления. Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются: • рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов; • развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями; • расширение производства конкурентоспособной продукции; • энерго- и ресурсосбережение; • обеспечение занятости населения. Реализация промышленной политики предполагает совершенствование государственного регулирования экономики путем осуществления налоговых, таможенных и инвестиционных мер по стимулированию отечественного производителя, поддержки развития мелкого и среднего бизнеса, содействия продвижению отечественных товаров на внешних рынках (реклама, организация тематических и постоянных выставок, развитие инфраструктуры). Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций. Механизм обеспечения устойчивого экономического роста включает законодательно-нормативную базу, нормативные акты министерств и других республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, макроэкономические, отраслевые и региональные регуляторы устойчивого развития (Табл.8.7) Таблица 8.7 - Инструменты макроэкономической корректировки
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |