Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика информации как продукта и предмета труда




 

 

Проблеме определения роли, места и специфики информации как экономического ресурса уделяется много внимания в научных разработках последнего времени.

По мере своего развития экономика информационного общества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, которые являются необходимым условием эффективного использования экономикой остальных ресурсов. Структура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения информационных товаров и услуг.

Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная, или первичная, информация. Именно на ее основе создается информационный продукт, нужный для пользователя.

Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме. Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

•в процессе производства информации не создается вещественных продуктов;

•информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;

•имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании информации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;

•при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с использованием этой информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства информацией ее стоимость переносится на готовый продукт частями;

•потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительная стоимость могут изменяться во времени;

•в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивается, и следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;

•производство информации однородно для всех сфер управления.

Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат, связанных с получением информации, а также на ее ценность приведены в табл. 1.1. Здесь использован подход к экономической оценке информации на качественном уровне на основе анализа отношения затраты/эффективность.

Таблица 1.1 -Влияние характеристик информации на величину затрат

и на ее ценность

 

Характеристики информации Влияние на затраты, связанные с получением информации Влияние на ценность информации
1. Характеристики формы
Общее количество информации Затраты на сбор, восстановление и ввод в память непрерывно снижаются Рост количества информации вызывает увеличение се потенциальной полезности
Доступность Затраты на кодирование находятся в асимптотической зависимости от степени доступности Экономический оптимум находят между затратами на легкий доступ и вызываемыми такой легкостью субъективными изъянами
Гибкость Модульная концепция информации все меньше противоречит экономичному достижению этой характеристики Решающее и часто главное условие
2. Характеристики сроков
Скорость сбора данных Затраты на сбор данных, в реальном масштабе времени постепенно сближаются с затратами па сбор данных со сдвигом времени Менее полезна, чем можно было думать
Скорость запроса/ответа Экономические показатели улучшаются Чрезвычайно полезна
3. Характеристики места
Условия доступа Прогресс дистанционной обработки, но затраты на нее высоки и снижаются мало Бесспорно, играют определяющую роль
Свобода доступа (с юридической точки зрения) Не влияет на затраты Имеет косвенное значение
4. Характеристики содержимого
Выборочное содержимое Не связано со значительными затратами Не играет такой решающей роли, как принято об этом думать
Структурное содержимое (категории) Вероятно, сопряжено с трудностями и еще долго будет обходиться дорого Очень важно
Метрическое содержимое (точность) Обходится все дороже и дороже Не столь полезно, как об этом принято думать

 

В практике обработки данных приняты следующие единицы измерения:

•машинописные страницы (листы), представляющие собой стандартные листы объемом в 1,8 тыс. печатных знаков;

•печатный лист, являющийся типографским термином для измерения объема печатных полиграфических изданий, который соответствует 24–25 машинописным листам, или примерно 40 тыс. печатных знаков;

•документострока выделяется в документации, подлежащей обработке;

•знак — любой, применяемый для отображения информации значок, отображаемый на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке;

•символ, включающий в себя кроме знаков, имеющих отображение в виде значка, также (невидимые) специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста);

•байт является компьютерным эквивалентом знака и символа (комбинация из 8 бит);

•бит представляет собой один двоичный разряд.

Эти единицы измерения лежат в основе определения объемов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям. В процессе преобразования нашей экономики очень важны вопросы юридического характера по информационным правоотношениям.
С одной стороны, согласно принятой в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина, «каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию». С другой стороны, ограничения этого права устанавливаются законом в целях охраны личной, профессиональной, коммерческой и государственной информации.

На рис. 1.2 представлены элементы информационных правоотношений, где перечислены основные права, обязанности, ограничения прав на информацию и ответственность пользователя.


Рис. 1.2. Классификация элементов правоотношений в информационной сфере

 

Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе материальным, ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

На рис. 1.3 представлена классификация информационных ресурсов по признаку собственности, по доступу информации и по ее использованию. Классификация информационных ресурсов проведена с учетом требований и в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».

Рис. 1.3. Классификация информационных ресурсов (по признаку собственности, по доступу к информации и по ее использованию)

 

Порядок формирования и доступа к информационным ресурсам должны определяться их собственником или другим законным владельцем. В то же время определенные массивы информации, необходимые для обеспечения деятельности государства и общества, могут в установленном законом порядке изыматься из товарного обращения, что предусмотрено соответствующим законом РФ.

Информационные ресурсы могут быть государственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Собственниками и владельцами информационных ресурсов на территории государства могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, а также иностранных государств и лица без гражданства.

При создании единого информационного пространства РФ следует придерживаться государственных стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.

В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях — держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов и по видам информационной продукции и услуг.

Это может быть обеспечено путем создания:

•регионального центра для накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;

•региональных и межрегиональных государственных коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.

Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимают:

•создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления;

•создание единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.