Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование гражданской защиты информации




1.1 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает лицензирование следующих видов деятельности в области шифрования, защиты информации и ЭЦП:

1) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

2) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

3) предоставление услуг в области шифрования информации;

4) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

5) деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

6) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

7) деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей,

8) деятельность по регистрации владельцев электронных цифровых подписей,

9) деятельность по оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей

10) деятельность по подтверждению подлинности электронных цифровых подписей.

Положения данного закона не распространяются на деятельность, связанную с защитой государственной тайны.

1.2 Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. # 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" содержит общую норму о запрете деятельность юридических и физических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией шифровальных средств, а также защищенных технических средств хранения, обработки и передачи информации, предоставлением услуг в области шифрования информации, без лицензий, выданных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Хотя ФЗ “О лицензировании...” покрывает эту область и предусматривает приведение законодательства в соответствии со своими нормами, Указ # 334 формально не отменен и на него продолжают ссылаться.

1.3. В настоящее время приняты следующие подзаконные акты, устанавливающих основания и порядок получения лицензий на деятельность по защите конфиденциальной информации:

1) положение о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

2) положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации;

3) положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;

4) положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

5) положение о лицензировании деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации;

6) положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

1.4 Лицензирование деятельности связанной с защитой конфиденциальной информации, осуществляет Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Лицензирование разработки и (или) производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах высших федеральных органов власти, осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Лицензирование деятельности, связанной с криптографическими средствами, осуществляет ФАПСИ.

В случае осуществления деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, лицензируемой ФАПСИ, к соискателям лицензии предъявляются требования:

1) соблюдения лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны по работе: обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и установление обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

2) наличия условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации, обеспечивающих хранение нормативной и эксплуатационной документации, инсталляционных дискет и дистрибутивов программных и программно-аппаратных средств защиты конфиденциальной информации в металлических шкафах (хранилищах, сейфах), оборудованных внутренними замками, а также хранение дубликатов ключей от металлических шкафов (хранилищ, сейфов) и входных дверей в сейфе ответственного лица, назначенного руководством лицензиата;

3) аттестование средств обработки информации, используемых для разработки средств защиты конфиденциальной информации, а также для автоматизированного учета в соответствии с требованиями по защите информации с использованием лицензионных программного обеспечения для электронно-вычислительных машин и баз данных;

4) выполнение требований государственных стандартов Российской Федерации, конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, в соответствии с которыми конструкторская документация лицензиата имеет номер, зарегистрированный в государственном реестре разрабатывающих предприятий, а нормативные правовые акты по разработке, конструкторская документация и технические условия обеспечивают соответствие показателей продукции нормам и требованиям, установленным Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в пределах его компетенции;

5) наличие системы учета изменений, внесенных в техническую и конструкторскую документацию, и системы учета готовой продукции;

6) наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего образования и (или) профессиональной подготовки в области защиты информации с квалификацией "специалист по защите информации" и производственным стажем в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет.

Эти требования не предъявляются при осуществлении деятельности, лицензируемой Гостехкомиссией.

1.5 Федеральный закон от 10 января 2002 г. # 1-ФЗ "Об ЭЦП" предусматривает, что лицензированию подлежит деятельность удостоверяющего центра. При этом ФЗ содержит положение о том, что удостоверяющий центр должен обладать необходимыми материальными и финансовыми возможностями, позволяющими ему нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписей за убытки, которые могут быть понесены ими вследствие недостоверности сведений, содержащихся в сертификатах ключей подписей.

Требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, определяются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фактически это означает, что данные требования должны включаться в лицензионные условия.

1.6 ФЗ "Об информации…", статья 5, устанавливает, что право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Эти положения (как и положения ст.5 ФЗ "Об ЭЦП") корреспондируют перечню лицензируемых видов деятельности в области ЭЦП, установленному ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

1.7 Лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, а по результатам таких проверок составляется акт о выполнении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий с указанием конкретных нарушений и сроком их устранения, с которым обязательно знакомится лицензиат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.