Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пищевая промышленность как объект государственного регулирования

ПП представляет собой укрупненную отрасль промышленности (по ОКОНХ) и включает около 40 подотраслей, объединенных в четыре блока: пищевкусовая (сахарная, плодоовощная, винодельческая, ликероводочная и т.д.), мясомолочная, рыбная и макаронно-крупяная. В своем составе насчитывает более 5 000 крупных предприятий и около 15 000 средних и малых. Специализируется на производстве продовольственных товаров путем переработки как первичного (сахарная, мясная, молочная, мукомольная, рыбная), так и вторичного сырья (хлебопекарная, кондитерская). За счет продукции пищевой промышленности на 80-85% формируются продовольственные фонды и создаются стратегические запасы продовольствия (мука, сахар, зерно [норма 1 000 кг на человека]).

Качественная оценка продовольственного рынка во всех странах определяется удельным весом в его структуре пищевой продукции, прошедшей глубокую переработку (США – 92-98%, в развивающихся странах – 10-15%, в России – 30-35%). В конечном счете от количества и качества продовольствия, ассортимента и цены на него зависит не только уровень жизни населения, но и его физическое выживание. Поэтому ПП в системе народно-хозяйственного комплекса относится к числу особых стратегически важных отраслей народно-хозяйственного комплекса, которые совместно с сельским хозяйством обеспечивают продовольственную, а через нее экономическую и национальную безопасность, в конечном счете – государственность.

На современном этапе развития экономики России ПП рассматривается в системе АПК, в составе Министерства сельского хозяйства РФ и с 2004 г. управляется Департаментом регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Конкретно в Департаменте есть отдел пищевой и перерабатывающей промышленности, который курирует отрасль по основным вопросам ее деятельности.

ППП уже в 1993-1994 гг. были полностью реформированы (приватизированы), все они стали частными и получили полную свободу своей деятельности. С учетом того, что ПП рассматривается как сложный народно-хозяйственный комплекс в тесной взаимосвязи с сельским хозяйством, потребительским рынком, уровнем жизни населения, ее регулирование является весьма сложным, многоаспектным и проблематичным.

1) Все ППП – частные, следовательно, государство не обязано их финансировать и поддерживать, тем более, сейчас, когда госбюджет испытывает острый дефицит.

2) Эффективность функционирования ППП зависит от двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. С одной стороны, это относительно дорогое (но убыточное для сельского хозяйства) сырье. С другой стороны, особенность ПП состоит в том, что ее продукция предназначена только для потребительского рынка и полностью зависит от уровня жизни населения, который формирует спрос на эту продукцию (в России 40 млн. пенсионеров). Все это приводит к тому, что ППП не имеют возможности полностью возместить затраты на производство пищевой продукции. В результате до 40% этих предприятий убыточны, остальные имеют низкий уровень рентабельности, особенно, предприятия муниципальных образований. И только отдельные из них, которые получили частные инвестиции или привлекли иностранных инвесторов, имеют возможность функционировать с достаточно высоким уровнем рентабельности. Низкая эффективность деятельности основной массы пищевых предприятий (отсутствие собственных источников для воспроизводства, недостаточный уровень государственных инвестиций и отсутствие нормальных условий для привлечения иностранных) тормозят инновационный процесс в воспроизводстве потенциала отрасли.

3) Особенностью функционирования ППП является то, что все они практически потеряли своих бывших поставщиков сельскохозяйственного сырья.

4) На рынке появилось множество оптовых и розничных сетей, усложнилось движение товаров и денежных средств. Предприятия получили полную свободу в выборе поставщиков и потребителей.

Учитывая значимость отрасли, ее стратегическую роль в формировании продовольствия в стране, уровень развития ПП необходимо отнести к одному из социально значимых индикаторов, характеризующих эффективность реформирования экономики регионов и страны в целом. Потеряли продовольственную независимость, но не безопасность. Обеспеченность страны – 60%. Поэтому была принята Продовольственная доктрина.

Причиной сложившейся ситуации, при которой Россия теряет продовольственную независимость, является то, что отраслевая структура ПП регионов была заложена еще в советское время (до 90-го года), когда она управлялась из центра, и строительство новых объектов ПП осуществлялось только за счет государственных средств. Начиная с 1990-го г. в стране не построено ни одного государственного пищевого предприятия. Несовершенство хозяйственного механизма в части государственного регулирования привели к формированию теневой экономики.

Несмотря на все сложные условия функционирования ПП и практическом отсутствии государственного регулирования, она имеет более устойчивый характер своего развития, чем другие отрасли народно-хозяйственного комплекса и занимает одно из первых мест (3-4) среди обрабатывающих производств, к которым она сейчас относится в соответствии с ОКВЭД.

Государственное регулирование деятельности ППП должно заключаться в создании условий (в основном, в смежных сферах) для эффективного развития ППП.

1. Это означает, что должен быть в стране отрегулирован дотационный механизм продукции и сельскохозяйственного сырья (в первую очередь, мясо и молоко).

2. Необходимо повысить уровень жизни основной массы населения, т.е. увеличить потребительский спрос.

3. Для развития отдельных отраслей необходимо принятие целевых государственных программ.

4. Необходимо создать механизм для привлечения частных инвестиций, включая иностранные.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы государственного регулирования экономики | Емпірична соціологія в Україні
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.