Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №1: сущность и организация финансового менеджмента, место на предприятии

Вопросы:

1. Сущность и функции финансового менеджмента.

2. Базовые концепции финансового менеджмента.

Вопрос № 1. Сущность и функции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это управление финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, направленное на реализацию стратегических целей и тактических задач.

Будучи широким и многогранным по своему содержанию, финансовый менеджмент может рассматриваться в различных контекстах:

- как научная дисциплина;

- как система управления финансами хозяйствующего субъекта;

- как вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как научная дисциплина представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Теория и практика финансового менеджмента находятся в непрерывном развитии, реагируя на различные изменения, происходящие в экономической сфере.

В долгосрочной перспективе цели финансового менеджмента должны соответствовать общей стратегии развития предприятия, обеспечивать ее реализацию.

К традиционным и распространенным на практике целям управления следует отнести:

1. максимизацию прибыли;

2. поддержание финансовой устойчивости;

3. максимизацию объемов реализации товаров и услуг.

В классической теории фирмы предполагается, что главной целью предпринимательства является превышение полученных выгод над понесенными затратами, которое выражается в форме прибыли. Таким образом, конечная цель коммерческого предприятия может быть выражена в виде максимизации прибыли от его деятельности. Безусловно, в своей деятельности предприятию необходимо стремиться к увеличению прибыли, однако, концентрация усилий на достижение только этой цели может привести к негативным последствиям в будущем. Поскольку критерий прибыли прежде всего не учитывает риски, связанные с ее получением., ориентирован на краткосрочную перспективу, не учитывает взаимосвязь ожидаемых доходов с временем и риском их получения.

В качестве еще одной сравнительно простой и популярной цели управления часто указывается на наращивание объемов производства и сбыта, т.е. максимизация роста. Ее популярность связана с тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение с размерами хозяйствующего субъекта, а не с прибыльностью. Однако при ближайшем рассмотрении цель максимизации роста, по сути, сводится к максимизации прибыли.

В настоящее время считается, что основная цель функционирования хозяйствующего субъекта заключается в максимизации благосостояния его собственников. Поскольку собственники являются остаточными претендентами на прибыль предприятия, максимизация их доходов приводит к удовлетворению потребностей и повышению благосостояния всех заинтересованных в его деятельности сторон: потребителей, поставщиков, кредиторов, работников, государства и общества в целом.

Собственники заинтересованы в повышении своего благосостояния не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

На практике данная цель формулируется в виде максимизации рыночной стоимости предприятия. Поскольку с экономической точки зрения рыночная стоимость предприятия – это реальное богатство, которым обладают его собственники.

Любые управленческие решения следует рассматривать прежде всего с точки зрения их влияния на стоимость предприятия. Т.е. менеджмент должен принимать только такие решения, которые обеспечивают в перспективе рост рыночной стоимости предприятии и соответственно, рост благосостояния собственников.

Таким образом, целью финансового менеджмента является максимизация богатства акционеров предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Предмет финансового менеджмента – это финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

Методами финансового менеджмента можно считать систему теоретических категорий, фундаментальных концепций, научного аппарата и регулятивных принципов управления финансовой деятельностью предприятия.

Категории финансового менеджмента наиболее общие ключевые понятия данной науки (например: ставка, процент, дисконт, финансовый инструмент, денежный поток и др.).

Фундаментальные концепции являются аксиомами финансового менеджмента.

Научный аппарат – совокупность общенациональных и конкретно научных способов управления финансовой деятельностью предприятия.

К основным принципам финансового менеджмента относятся: регулярность, системность, комплексность, объективность и другие принципы.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т.е. управляемую и управляющую подсистемы.

В качестве субъекта финансового менеджмента рассматриваются должностные лица финансовой службы, либо работники в компетенцию, которых входит управление финансами предприятия, а также собственники предприятия. Управление финансами может быть разделено между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. В составе управляющей полсистемы действует правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Объектами финансового менеджмента являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ними и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.

Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях.

Можно выделить две основные группы функций:

1. функции субъекта управления

2. специальные функции

В состав функций субъекта управления входят: организация, планирование, анализ, мотивация, контроль.

Например, организация предполагает структурирование объекта управления, определение прав и обязанностей соответствующих подразделений. В процессе реализации данной функции финансового менеджмента достигаются соответствие и интеграция его содержательной и функциональной сторон с действующей структурой системы управления на предприятии.

Следующая группа функций характеризует специфику финансового менеджмента как особого вида управленческой деятельности. К ним относят:

1. управление активами;

2. управление капиталом;

3. управление инвестициями;

4. управление денежными потоками;

5. управление финансовыми рисками.

 

Сущность первой функции заключается в определении реальной потребности в различных активах исходя из предусматриваемых объемов хозяйственной деятельности предприятия, оптимизации их структуры с позиции максимальной эффективности использования, обеспечении ликвидности, разработке и проведении определенной амортизационной политики.

Управление капиталом направлено на обеспечение финансовыми ресурсами текущих и перспективных видов деятельности предприятия в соответствии со стратегией его развития. Оно включает выявление общей потребности в капитале, поиск наиболее приемлемых источников и форм финансирования, поддержание оптимальных пропорций между ними с целью минимизации стоимости капитала и его наиболее эффективного использования.

Управление инвестициями заключается в формировании инвестиционной политики. В рамках данной функции осуществляются оценка инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов с целью отбора наиболее эффективных, разработка бюджетов капитальных вложений, формирование и управление портфелем ценных бумаг.

Управление денежными потоками играет важную роль, поскольку от эффективности реализации данной функции зависит платежеспособность, ликвидность и финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта. Сущность функции заключается в формировании входящих и исходящих потоков денежных средств предприятия, в синхронизации их по объему и времени, оптимальному использованию временно свободных денежных активов.

В процессе реализации функции управления рисками выявляются их основные виды, проводится оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных потерь. На основе результатов анализа формируется система мероприятий по комплексному управлению рисками, минимизации их отдельных видов, диверсификации, страхованию и хеджированию.

 

Вопрос № 2. Базовые концепции финансового менеджмента.

Базовые концепции финансового менеджмента: 1) концепция денежного потока; 2) концепция временной ценности денежных средств; 3) концепция компромисса между рисками и доходностью; 4) концепция стоимости капитала; 5) концепция эффективности рынка капитала; 6) концепция асимметричности информации; 7) концепция агентских отношений; 8) концепция альтернативных затрат; 9) концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.

1) Концепция денежного потока. Любой хозяйствующий субъект функционирует как некий «черный ящик» для производства денег. То есть как на входе в этот «черный ящик», так и на выходе из него всегда присутствует некая величина денежных средств или распределенный во времени поток денежных средств. Вкладывать средства в этот черный ящик можно только в том случае, если величина денежного потока на выходе превышает величину денежного потока средств на входе и величину всех расходов, связанных с функционированием данного черного ящика. Таким образом, ценность хозяйствующего субъекта определяется теми денежными потоками, которые он способен создавать для своих настоящих или потенциальных владельцев.

Любой денежный поток обладает рядом характеристик, а именно его продолжительность и вид; факторы, определяющие величину денежного потока; коэффициент дисконтирования, позволяющий сопоставить потоки, появляющиеся в различные моменты времени; риск, связанный с данным потоком и способ его учета.

2) Концепция временной ценности денежных средств. Временная ценность является объективной существующей характеристикой денежных ресурсов. Согласно данной концепции деньги, которыми обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность. Соответственно время получения денег играет не менее главную роль, чем их величина. Денежные средства, полученные сегодня можно либо потратить на удовлетворение текущих потребностей, либо инвестировать с перспективой получения дохода в будущем. Однако, для того, чтобы оценить целесообразность и величину инвестирования необходимо уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, что осуществляется с помощью дисконтирования денежных потоков.

Неравноценность денежных единиц определятся действием следующих факторов:

1) Инфляция;

2) Риск неполучения ожидаемой суммы. Любой договор, согласно которому, в будущем ожидается поступление средств, имеет ненулевую вероятность быть неисполненным, либо исполненным частично;

3) Оборачиваемость. Заключается в том, что денежные средства должны с течением времени приносить доход поставке, которая является приемлемой для владельца средств, т.е. сумма, ожидаемая к получению через некоторое время должна превышать аналогичную сумму которой располагает инвестор в момент принятия решения, на величину приемлемого дохода.

3) Концепция компромисса между рисками и доходностью..

Суть концепции заключается в том, что получение дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между доходностью и риском прямо пропорциональна. Т.е. чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения как полезных, так и негативных результатов. Поэтому данная концепция акцентирует внимание на том, что необходимо при оценке результатов хозяйственной операции детально анализировать риски, связанные с ее осуществлением, а также разрабатывать адекватные меры по их минимизации. В любом случае, в управлении финансами всегда необходимо стремиться к достижению разумного соотношения (компромисса) между доходностью и риском.

4) Теория структуры капитала. Изучение положений данной теории позволяет определить и исследовать все факторы, которые нужно учитывать при принятии решений об источниках финансирования деятельности хозяйствующего субъекта.

5) Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономики большинство компаний связаны с рынком капитала. Крупные предприятия выступают там, как в роли кредиторов, так и инвесторов, малые предприятия в основном в роли заемщиков. Эффективность рынка капитала понимается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка капитала характеризуется информационной насыщенностью и доступностью информации всем участникам рынка. Предположим, что на рынке находящимся в равновесии появилась информация, что цена акций некоторого предприятия занижена, это приведет к повышению стоимости акций этого предприятия до уровня соответствующего реальной стоимости этих акций. Время, через которое отразится влияние информации на стоимость акций, характеризует эффективность данного рынка капитала.

6) Концепция асимметричности информации. Суть концепции заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, которая недоступна всем участникам рынка. Такую информацию называют асимметричной. Носителями подобной информации чаще всего выступают менеджеры и собственники предприятия. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) будет иметь обнародование этой информации. Практически любой рынок капитала характеризуется наличием асимметричной информации, но чем более этот рынок эффективен, тем меньше на нем асимметричной информации.

7) Концепция агентских отношений. С позиции управления финансами наиболее важными отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и собственниками. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (принципал) передает другому (агенту) свои функции. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

Большинству крупных предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления, т.е. владельцы предприятия не должны заниматься оперативным управлением. Однако интересы владельцев и управляющих совпадают далеко не всегда, особенно в случае выбора между перспективной и сиюминутной прибылью. Собственники предприятия пытаются ограничить возможность нежелательных действий управляющих и при этом несут определенные издержки, которые называются агентскими.

8) Концепция альтернативных затрат. Принятие любого решения финансового характера практически всегда связано с отказом от какого-то альтернативного варианта. В данном случае решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Альтернативные затраты называемые также ценой упущенных возможностей представляют собой доход, который могло бы получать предприятие если бы предпочло иной вариант использовании имеющихся у него ресурсов (то же самое касается затрат при принятии решений).

9) Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта. Суть концепции заключается в том, что предприятие однажды возникнув должно существовать вечно, естественно в любой стране ежегодно создается и ликвидируется большое число предприятий, но в рамках этой концепции речь идет не о конкретном предприятии, а о развитии экономики путем создания большого количества конкурирующих между собой предприятий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Тактика проведения обыска и выемки | Тема №2: цена и структура капитала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.