КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика экономики стран ЕС
Изначально рассмотрим столь важный показатели как бюджет экономики рассматриваемого блока. Бюджет Европейского союза (ЕС): 1) межгосударственный централизованный фонд денежных средств стран - членов Европейского Союза; 2) основной финансовый документ (финансовый план), в соответствии с которым происходит мобилизация и расходование средств Европейского Союза. Впервые составлен на 1958. Функционирование ЕС в 2007 году обеспечивал бюджет в €116 миллиардов, и €862 миллиарда на период 2007-2013, что составляет около 1% от ВВП Евросоюза. Для сравнения, расходы одной Великобритании за 2004 год по оценкам, составили около € 759 млрд. и Франции, около € 801 млрд. В 1960 году, бюджет тогдашнего ЕЭС составлял всего 0.03% от ВВП. Европейский парламент одобрил проект бюджета Европейского Союза на 2010 год. Его объем составит почти 123 миллиарда евро. 47% всей суммы - 58 миллиардов евро - выделяется на поддержку сельского хозяйства ЕС. Еще 36 миллиардов евро - на помощь наименее развитым регионам стран Европы. Таким образом, на две крупнейших расходных статьи приходится 76% общеевропейского бюджета. Бюджет формируется за счет отчислений каждой из 27 стран Европейского Союза в размере примерно 1% объема национального ВВП. Крупнейшим донором европейского бюджета является Германия, доля которой составляет 20%. Доля ЕС в мировом валовом продукте (МВП) стабильно составляет примерно одну пятую часть. Темпы роста ВВП, сильны в новых государствах-членах, в настоящее время упали по причине вялого роста во Франции, Италии и Португалии. Экономическая эффективность варьируется от государства к государству. Пакт о стабильности и росте регулирует финансово-бюджетную политику с Европейским союзом. Он распространяется на все государства-члены, с конкретными правилами, которые применяются в отношении членов еврозоны, предусматривающие, что дефицит бюджета каждого государства не должен превышать 3% ВВП и государственный долг не должен превышать 60% от ВВП. Тем не менее, многие крупные участники рассчитывают свой будущий бюджет с дефицитом значительно превышающим 3%, и страны еврозоны в целом имеют долг, превышающий 60%). Двенадцать новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы, имеют более высокий средний процент роста, чем их западноевропейские партнеры. В частности, страны Балтии добились стремительного роста ВВП, в Латвии он составляет до 11%, что на уровне мирового лидера Китая, чей средний показатель равен 9% за последние 25 лет Причины такого массового роста заключаются в проведении государством стабильной денежно-кредитной политики, экспортно-ориентированной политики, торговли, низкой фиксированной налоговой ставки и использование сравнительно дешевой рабочей силы. За последний год, в Румынии был самый большой прирост ВВП среди всех государств ЕС. Текущая карта роста ВВП в ЕС наиболее контрастна по регионам, где сильные экономики страдают от стагнации, в то время как в новых государствах-членах наблюдается устойчивый экономический рост. В целом же влияние ЕС27 на увеличение валового мирового продукта сокращается в связи с появлением экономических держав, таких как Китай, Индия и Бразилия. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, ЕС будет искать пути для увеличения темпов роста ВВП в странах центральной Европы, таких как Франция, Германия и Италия и стабилизации роста в новых странах Центральной и Восточной Европы для обеспечения устойчивого экономического процветания. В таблице 3 приведены основные макроэкономические показатели Евросоюза в период 2007-2010г: Комиссия ЕС в начале ноября обнародовала доклад, в котором говорится, что в целом в нынешнем году экономика ЕС сократится на 4,1 проц, это наихудший показатель после официального создания ЕС в 1993 году.
Таблица 14.3. Основные макроэкономические показатели Евросоюза в период 2007-2010г:
К счастью, после того, как экономика ЕС 4 квартала подряд демонстрировала отрицательный рост по сравнению с предыдущим периодом, в третьем квартале этого года соответствующая ситуация изменилась, и экономика вышла из спада. Ряд показателей, опубликованных в последнее время, свидетельствует о том, что благодаря предпринятым ЕС и его странам-членам, крупномасштабным мерам по стимулированию экономики тенденция экономического восстановления в ЕС усиливается с каждым днем. Хотя экономика ЕС выходит из спада раньше прогнозируемых сроков, тем не менее, аналитики предупреждают, что экономическое восстановление ЕС будет проходить трудно, и в краткосрочной перспективе рост экономики будет оставаться вялым. Согласно прогнозу Комиссии ЕС, в 2010 и 2011 гг. экономический рост ЕС составит соответственно 0,7 и 1,6 проц, что ниже уровня предыдущих годов, когда рост держался на уровне около 3 проц. В 2009 году ВВП стран Европейского Союза сократится на 4,1 процента. Однако в 2010 и 2011 гг. в ЕС и Германии ожидается небольшой рост, отмечается в прогнозе Еврокомиссии. Больше всего кризис затронул страны Балтии. Европейский союз является крупнейшим экспортером в мире и вторым по величине импортёром. Внутренней торговле между государствами-членами способствует устранение барьеров, таких, как тарифы и пограничный контроль. В еврозоне, торговле также помогает, наличие единой валюты среди большинства членов. Соглашение Ассоциации Европейского союза делает нечто похожее для более широкого спектра стран, частично в качестве так называемого мягкого подхода, чтобы влиять на политику в этих странах.
Рис. 14. 1. Торговый баланс Еврозоны
Европейский союз представляет интересы всех своих членов в рамках Всемирной торговой организации, и действует от имени государств-членов при решении любых споров. Высокий уровень безработицы - еще одна проблема властей большинства европейских государств. Согласно данным европейского агентства Eurostat, количество безработных в большинстве стран ЕС достиг очередного максимума. В ноябре 2009 года уровень безработицы в 16 странах Европы, использующих евро, вырос до максимального значения с августа 1998 года и составил 10,0% против 9,9% в октябре. Уровень варьируется среди государств-членов. В последние месяцы было сильное повышение уровня безработицы по причине мирового финансового кризиса. Самыми низкими среди стран ЕС показатели безработицы были в ноября в Нидерландах — 2,9%, в Дании — 3,2%, на Кипре — 3,8%, в Литве — 4%, в Ирландии, Австрии и Словении — 4,3%, в Чехии — 4,8%. Самая высокая безработица была в Словакии — 11%, в Польше — 8,5%, в Португалии, Испании и Греции (в 3-ем квартале) — 8,2%, во Франции и Германии — 7,9%. При этом уровень безработицы в крупнейшей экономике Европы, Германии, в ноябре 2009 года увеличился на 0,5%, до 7,6%. Несмотря на некоторое предновогоднее увеличение деловой активности в Европе, работодатели продолжают сокращать численность сотрудников и их зарплаты в надежде снизить издержки
Рис. 14.2. Уровень безработицы ЕС
Если обратится к отраслям хозяйства, то сфера услуг является наиболее важным сектором в странах Европейского союза, что составляет 69,4% от ВВП, по сравнению с обрабатывающей промышленностью с 28,4% ВВП и сельским хозяйством с лишь 2,3% от ВВП. В сельскохозяйственном секторе поддерживается субсидиями со стороны Европейского союза в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Это в настоящее время составляет 40-50% от общих расходов ЕС, что гарантирует минимальные цены для фермеров в ЕС. Это критикуется как проявление протекционизма, препятствующее торговле, и наносящее ущерб развивающимся странам. Одним из самых ярых противников является Великобритания, третья по величине экономика блока, которая неоднократно отказывалась давать ежегодную Великобританскую скидку, если в ЕСП не будет произведено значительных реформ. Франция, вторая по величине экономика блока, является наиболее ярым сторонником ЕСП. Основа хозяйства Зарубежной Европы – индустрия. Однако это правильно только для Европы, взятой в целом. В ряде стран, особенно в группе так называемых малых (Австралия, Швейцария и др.) доля непроизводственной сферы (услуги, торговля, финансы) в создании национального продукта выше, чем промышленности. А, например, в Исландии основу хозяйства все еще составляет рыболовство. Наконец, многие страны наряду с развитой промышленностью обладают высокотоварным сельским хозяйством, являясь крупными экспортерами продовольствия (Дания, Нидерланды, Франция, Венгрия). Тем не менее, промышленность была и остается «лицом» Европы. Из 20 крупнейших индустриальных держав мира 9 находятся в Зарубежной Европе – Бельгия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Швеция. С 70/х годов разрыв в техническом уровне производства между странами Европы и США стал сокращаться. Европа опять начала выступать как поставщик особо высококачественных товаров и пионер в таких областях, как, например, авиастроение. Одновременно внутри Европы наблюдается своеобразное «разделение труда». Средиземноморские страны, которые позже стали на путь капиталистической индустриализации – Греция, Испания, Португалия и в какой-то степени Италия – поставляют на внутриконтинентальные рынки дешевую, но трудоемкую и массовую продукцию. Так, Португалия, выступает на рынках Европы поставщиком дешевых швейных изделий, а Испания превратилась в крупного экспортера обуви. Европа – родина машиностроения. В настоящее время это крупнейшая отрасль промышленности почти во всех европейских странах. Но уровень развития машиностроения в отдельных странах весьма различен. Так в Европе выделяется группа лидеров, имеющих весь комплекс машиностроительных отраслей, которые не только удовлетворяют внутренние потребности этих стран, но и экспортируют продукцию на внешний рынок. Есть также группа стран, имеющих одно или несколько высокоразвитых машиностроительных производств, потребности же во многих остальных видах машиностроения они удовлетворяют за счет импорта. В целом на государства Европы приходится около 25% мировой продукции машин и оборудования. Страны Европы крупнейшие в мире экспортеры станков, технологического, электротехнического и текстильного оборудования, научных и контрольно-измерительных приборов, легковых и грузовых автомобилей, а также тракторов. Еще одна авангардная отрасль современной индустрии – химическая промышленность. Как и машиностроение, весь послевоенный период она развивалась темпами, намного превышающими средние по промышленности. При этом химическая промышленность сменила свою сырьевую базу, перейдя на нефть и ее полупродукты как главный источник органических химикатов, ставших основой продукции химической индустрии. Некоторые страны – Бельгия, Нидерланды, Швейцария – хотя и специализируются лишь на узкой гамме производств (Швейцария на фармацевтике, Бельгия и Нидерланды – на нефтехимикатах), все же тесно связаны с внешним рынком, экспортируя до 65% выпускаемой продукции. Европейские страны в целом крупнейшие в мире экспортеры пластмасс, синтетических и искусственных волокон, красителей, изделий фармацевтики, азотных удобрений, лаков и красок. Однако при всем этом европейским государствам приходится в большом количестве импортировать много новых и новейших продуктов химии. Страны Европы все больше импортируют текстильных и швейных изделий, обуви и другой продукции, требующей массового, но малоквалифицированного труда, из стран с дешевой рабочей силой. Упадок легкой промышленности не может компенсироваться ростом производства изделий «узкого спроса»: мехов, ковров, ювелирных изделий Одна из крупнейших отраслей промышленности – пищевая – в настоящее время все сильнее смыкается с сельским хозяйством, формируя ядро агропромышленного комплекса. Однако уровень развития этого комплекса во многом определяется уровнем развития сельского хозяйства. Европейский союз является крупным туристическим центром, привлекающим посетителей из-за пределов ЕС, а также граждан путешествующих внутри него самого. Внутренний туризм является более удобным для граждан некоторых государств-членов ЕС, входящих в Шенгенское соглашение и еврозону. Все граждане Европейского союза имеют право на поездку в какую-либо страну-члена, без необходимости получения визы. Если рассматривать отдельные страны, то Франция является мировым лидером по привлекательности иностранных туристов, за которой следуют Испания, Италия и Великобритания, занимающие 2ое, 5ое и 6ое места соответственно. Если рассматривать ЕС как единое целое, то число иностранных туристов меньше, так как большинство путешествующих это внутренние туристы из других стран-членов Страны Европейского союза являются родиной многих крупнейших в мире транснациональных компаний, а также домом их штаб-квартир. Среди них также есть компании, занимающие первое место в мире в своей отрасли, например Allianz, которая является крупнейшим в мире поставщиком финансовых услуг; Airbus, который производит около половины мировых реактивных авиалайнеров; Air France-KLM, который является крупнейшей в мире авиакомпанией с точки зрения общего объема операционных доходов; Amorim, лидер по обработке пробок; ArcelorMittal, крупнейшая в мире стальная компания, группа "Danone", занимающая первое место на рынке молочных продуктов; Anheuser-Busch InBev, крупнейший производитель пива; Группа L'Oreal, ведущий производитель косметики; LVMH, крупнейший конгломерат по производству товаров роскоши; корпорация Nokia, которая является крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов; Royal Dutch Shell, одна из крупнейших в мире энергетических корпораций, и Stora Enso, которая является крупнейшим в мире целлюлозно-бумажным заводом-изготовителем в плане производственного потенциала. В ЕС также функционирует ряд крупнейших компаний финансового сектора, в частности HSBC и Grupo Santander крупнейшие компании с точки зрения рыночной капитализации. Далее рассмотрим научно-технический потенциал стран Евросоюза. Конкурентоспособность экономики, ориентированной на знания, зависит не только от технологических, но и от организационных и рыночных инноваций. В настоящее время ЕС переходит к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей увеличение расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление ее регионального уровня. В инновационной экономике все большее значение наряду с технологическими нововведениями приобретают организационные и маркетинговые, а сфера НИОКР перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования. Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные, прежде всего на распространение инноваций. Во всех странах Западной Европы были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. По оценке Европейской Комиссии, наиболее благоприятный климат для развития инновационного предпринимательства создан в странах Северной Европы, что позволило им стать лидерами в инновационном развитии в западноевропейском регионе. Страны Северной Европы, а также Великобритания, Германия, Франция являются самыми активными участниками инновационного сотрудничества по линии ЕС. В ЕС накоплен наиболее обширный опыт развития инновационного сотрудничества в гражданской области среди региональных экономических интеграционных объединений. Стимулирование инновационного развития осуществляется посредством нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих каналов, включая Рамочную программу НИОКР, программу «Эврика», Структурные фонды. Рис. 14. 2. Распределение занятых по секторам экономики, Европейский Союз, 2005 и 2009 годы,% В настоящее время ЕС переходит к новой стратегии стимулирования инноваций, предусматривающей рост расходов на НИОКР, создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства, расширение горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики, усиление регионального уровня инновационной политики. Европейский опыт по стимулированию интеграционных процессов в научно-технической деятельности, нацеленный на усиление конкурентных позиций на мировых рынках современной технологии, может быть полезен при конструировании моделей инновационного сотрудничества государств - участников СНГ. Приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области деятельности: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей пятилетней Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую программу по конкурентоспособности и инновациям (2007 – 2013 годы). В развитие этой стратегии предусмотрено: - принятие кардинальных мер по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% ВВП до 3,0% ВВП (на 1/3 за счет государственных расходов и на 2/3 - инвестиций частной промышленности); - развитие вертикальной и горизонтальной координации инновационной политики в ЕС; - дальнейшее углубление кооперации, создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом реалий расширения ЕС; - повышение эффективности государственной инновационной политики. Основное значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций. Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования. Одна из очевидных особенностей стран ЕС, связанная с экономическим кризисом - это сильная взаимозависимость экономик входящих в него стран. Грубо говоря, спад ведущих экономик интеграции ведет за собой спад в экономиках менее значимых стран. А учитывая то, что 16 стран из 27 используют Евро как официальную валюту, изменение курса Евро (а точнее его падение более чем на 20% по отношению к доллару в течение трех первых месяцев кризиса) оказывает одновременное влияние на все эти страны, что приходится учитывать ЕЦБ при проведении денежно-кредитной политики. Огромное значение для последствий экономического кризиса имеет вышеупомянутая неоднородность экономики ЕС. Ввиду его недавнего расширения на восток и вступления в него таких стран, как Словакия, Венгрия, Латвия, Литва и т.д., переходная экономика стала неотъемлемой частью экономики ЕС. А, как известно, кризис в переходной экономике проходит несколько иначе, чем в развитой, вызывая тем самым ассиметричный шок. Другой важной чертой кризиса для ЕС является то, что он особенно сильно ударил по банковской сфере экономики интеграции. В отличие от США, в развитых странах Европы основным источником кредитования реального сектора является именно банковский сектор. Таким образом, потрясение банковской сферы, вызвавшее недоверие и проблему ликвидности, оказало значительно большее воздействие на экономику Евросоюза, чем США. Не стоит также забывать о неизменных проблемах экономики Евросоюза в докризисный период. Таковой на протяжении уже многих лет является проблема со стратегическим планированием развития экономики, вызванная несостоятельностью принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии и необходимостью ее пересмотра в 2005 году. Невозможность выполнения намеченных планов и разногласия по поводу их принятия являются на данный момент причиной отсутствия четкой стратегии развития экономики Евросоюза. Отсюда вытекает и другая проблема – длительный период бюджетного дефицита экономики и невозможность уменьшения его расходной части по ряду экономических и социальных причин. А невероятно высокий уровень безработицы (третья хроническая проблема) является еще одним фактором, препятствующим устойчивому выходу из кризиса. В декабре 2008 года был утвержден План экономического восстановления ЕС, который базировался на двух основных принципах. Первое направление деятельности – стимулирование потребительского спроса и доверия, на которое было предложено выделить около 200 млрд. евро. Второе направление – усилить конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе. Была разработана программа «умных» инвестиций, предполагавшая повышение эффективности использовании энергии, развитие чистых технологий, машиностроения и исследовательской инфраструктуры с целью повышения эффективности НИОКР. Основной идеей плана названа солидарность и социальная ответственность, предполагающая политику сохранения и создания долгосрочных рабочих мест, эффективное использование ресурсов и создание массового доступа различных категорий граждан к Интернету. В общей сложности с начала кризиса на поддержку населения и реального сектора было выделено более 400 млрд евро. Что касается финансового сектора экономики, он находится под жестким контролем ЕЦБ. С начала кризиса Европейский Центральный Банк понизил ставку рефинансирования до 1% в мае, что во многом способствовало улучшению ситуации на рынке кредитов предприятиям и населению. Для обеспечения банкам доступа к ликвидности ЕЦБ активно использовал операции на открытом рынке, ставшие основным средством его антикризисной политики. Начали активно продвигаться и неиспользуемые ранее операции, а именно увеличение ликвидности посредством стандартных недельных тендеров и суточных кредитов. А сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования были расширены до 12 месяцев. Для увеличения возможности банков получать кредиты были снижены требования к залоговым активам и увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг. По расчетам экспертов, данная рецессия будет самой глубокой в послевоенной истории стран нынешней Еврозоны. Согласно прогнозам, ВВП стран ЕС сократится в 2009 году на 4% и продолжит падать в 2010 году. Что касается инфляции (гармонизированный индекс потребительских цен), то в 2009 году она составит порядка 0.9% и немного вырастет в 2010 году. Причиной падения темпов роста потребительских цен является снижение покупательной способности населения и сокращение спроса практически во всех отраслях экономики. Огромной проблемой для стран ЕС является хроническая безработица на уровне 9.8% (на декабрь 2009). Другой хронической проблемой является постоянный бюджетный дефицит, который по прогнозам достигнет 6% от ВВП в 2009 году и 7.3% от ВВП в 2010. Допустимый потолок бюджетного дефицита для стран, входящих в ЕС, был установлен на уровне 3%. Однако в условиях кризиса эта проблема отодвигается на задний план, если принимать во внимание, что экономика многих стран в данный момент переживает период бюджетного дефицита, выделяя огромные средства из бюджета на принятие антикризисных мер. Как видно из антикризисной программы ЕС, ее приоритетными направлениями являются как разрешение основной проблемы, породившей кризис, – недостатка спроса, так и стабилизация финансовых рынков в условиях кризиса ликвидности. Рассмотрим итоги действия антикризисного урегулирования стран ЕС. Далее представлены несколько важнейших макроэкономических индикаторов и показателей, по которым можно отследить отдельные аспекты восстановления экономики стран ЕС: Индекс уверенности потребителей показывает настроение потребителей в отношении экономических условий. Несмотря на то, что значения этого индекса остаются крайне низкими, их возрастающая тенденция начиная с апреля 2009г указывает на повышающиеся темпы потребительского спроса. Рис 14. 3. Индекс уверенности потребителей Индекс экономических настроений Германии (ZEW), определяющий настроения инвесторов в экономической сфере, вышел на позитивную территорию (доминирование оптимистов над пессимистами) в апреле 2009 и продолжает уверенно расти. Это говорит о том, что условия для инвестиций в целом становятся все более благоприятными: Рис. 14. 4. Индекс экономических настроений Германии (ZEW)[7] Несмотря на положительные тенденции двух предыдущих индикаторов, коэффициент розничных продаж Еврозоны продолжает оставаться волатильным, не демонстрируя роста. В случае показателя ВВП уже можно видеть свет в конце туннеля - валовой внутренний продукт еврозоны официально вернулся на позитивную территорию, продемонстрировав в 3-м квартале 2009г рост на 0,4%. Однако в целом динамику ВВП Еврозоны пока можно назвать неопределенной, так как общий рост последних месяцев вызван скорее ускорением роста нескольких наиболее развитых стран ЕС. Рис. 14.5. Динамика ВВП Еврозоны[8] Таким образом, о начале всецелого восстановления экономики Евросоюза говорить пока рано. При растущих индикаторах потребительского спроса индикаторы продаж и производства практически не подают признаков уверенного восстановления. Однако если отойти от показаний индикаторов, то существуют такие сферы, в которых антикризисное урегулирование принесло видимый успех. Прежде всего можно говорить об успехе в стабилизации финансовых рынков. Большинство стран ЕС осуществили масштабные программы поддержки банковского сектора, увеличили государственные гарантии по вкладам, усилили надзор за банками и страховыми компаниями. Таким образом удалось предотвратить панику и массовое банкротство банков (подобно американскому), несмотря на то что условия кредитования населения до сих пор остаются неблагоприятными. Отдельного внимания заслуживает развитие малого и среднего бизнеса в кризисный период. Для его кредитования был удвоен бюджет Европейского Инвестиционного Банка, а Еврокомиссия расширила возможности получения гарантий под кредиты для предприятия такого типа. Этого хватило для того, чтобы подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса в ЕС. Если рассматривать процесс восстановления в отдельных странах, то локомотивами восстановления экономики Евросоюза являются Франция и Германия, демонстрирующие экономический рост уже второй квартал подряд. Однако менее развитые страны Восточной Европы, наряду с некоторыми развитыми европейскими странами (например, Испанией) до сих пор продолжают переживать активный экономический спад. Таким образом, неоднородность экономического развития разных стран Евросоюза сказывается и на сроках выхода стран из кризиса. Здесь все логично: первыми начинают восстанавливаться более развитые страны.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |