КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законодательные источники Древнерусского государства (XI — НАЧАЛО XII В.)
Источниковедческий анализ законодательных источников Кодификация законов в XVIII — первой половине XIX в. Законодательные источники периода абсолютизма (XVIII в.) Законодательные источники русского централизованного государства (конец XV — XVII В.) Законодательные источники периода феодальной раздробленности (30-е гг. XI — конец XV в.) Законодательные источники Древнерусского государства (XI — начало XII В.) ЛЕКЦИЯ 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ Сравнительно-текстологический метод изучения летописей Современный сравнительно-текстологический (историко-текстологический) метод изучения летописей складывался благодаря усилиям многих поколений исследователей — филологов и историков. Он демонстрирует наиболее значительные результаты в выявлении летописных сводов, отражающих отдельные этапы русского летописания XI—XV вв. Основные положения этого метода представлены в трудах Шахматова и Приселкова, а затем развиты их последователями. Соблюдение принципов сравнительно-текстологического метода требует значительных усилий со стороны исследователя. Этот метод включает следующие основные этапы: 1) отбор для исследования конкретных летописей, сходных по содержанию; 2) изучение отобранных летописей как остатков прошлого, т.е. определение времени их создания, происхождения, состава, назначения; 3) полное сравнение текстов анализируемых летописей; 4) определение степени зависимости изучаемых летописей друг от друга, восстановление их общего протографа — гипотетического летописного свода; 5) установление состава и содержания выявленного гипотетического свода; 6) сравнение реконструированного свода с другими подобными гипотетическими сводами и определение их общего летописного источника, т.е. свода сводов. Выводы, к которым приходит историк на разных этапах исследования, имеют различную степень вероятности: если текстологическое сравнение летописных текстов позволяет выдвигать гипотезы, то сравнение сводов в большинстве случаев — только догадки.
(4 ЧАСА) ПЛАН:
Первым письменным сборником законов раннефеодальной монархии является Русская Правда. Термин «правда», широко встречающийся в древнерусских письменных источниках, означал правовые нормы, на основании которых вершился суд. Отсюда родились такие выражения, как «судить в правду», «судить право», т. е. судить в соответствии с судебно-процессуальными нормами своего времени. Неслучайно от слова «правда» происходит современное понятие «право», обозначающее совокупность законов и постановлений государства, относящихся к какой-либо стороне устройства, жизни и деятельности общества. Источниками кодификации в Русской Правде были нормы обычного права и княжеская судебная практика. Этот первый письменный закон представлен в настоящее время многими списками, которые на основе различных чтений разделяются на несколько групп, соответствующих его редакциям. Самая ранняя редакция получила название Краткая Правда. Ее текст дошел до нашего времени в двух списках Новгородской первой летописи младшего извода — Академическом и Археографическом. В летописи под датой 1016 (6524) г. сказано о том, что князь Ярослав Мудрый пожаловал новгородцам «правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: по се грамоте ходите, якоже списахъ вамъ, такоже держите, после этих слов помещен текст Русской Правды: «А се есть правда рускаа. Убяеть мужь мужа...». Хотя текст Краткой Правды помещен в летописи под датой 1016 г., отнести его возникновение к этому году нельзя. Отдельные статьи этого документа возникли очень рано, еще в период разложения родового строя, другие — после 1016 г. По мнению ученых, в состав Краткой Правды входят 43 статьи, которые оформлялись постепенно. В разное время в единый текст были включены четыре самостоятельные части: «Правда Ярослава», или «Древнейшая Правда» (ст. 1— 18), «Правда Ярославичей» «Древнейшая Правда» содержит и архаичные нормы права, которые в XI —XII вв. отмирали трансформировались, превращаясь в нормы классового общества, и нормы, возникшие только в новых исторических условиях. Временем появления самой древней части краткой редакции Русской Правды многие ученые считают 1016 г. После смерти князя Ярослава Владимировича (скончался в 1054 г.) «Древнейшая Правда» была дополнена новыми статьями. Этот текст, получивший название «Правда Ярославичей», и был составлен, по мнению большинства исследователей, в 70-х гг. XI в. На протяжении последней четверти XI в. она продолжала пополняться новыми статьями (ст. 27—41). «Покон вирный» является третей составной частью краткой редакции Русской Правды. Он определял порядок кормления вирника — княжеского слуги, собиравшего виру — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. «Покон» как самостоятельный закон датируется в науке по-разному: С.В.Юшков (1888-1952), А.А. Зшин (1920-1980) и Л.В.Черепнин относили появление текста ко времени княжения Ярослава Владимировича, т.е. до 1054 г., а М.Н.Тихомиров — после смерти этого князя. «Урок (правило, плата, налог, судебная пошлина.) мостникам» также касается порядка выплат княжеским слугам. В науке обсуждаются вопросы о месте и времени создания этой статьи. Юшков называет «Урок мостникам» новгородским памятником, а Тихомиров — киевским. Большинство исследователей связывает время появления «Урока» и «Покона вирникам» с правлением Ярослава Владимировича и датирует их 20-ми или 30-ми гг. XI в. Поскольку краткая редакция Русской Правды состоит из разновременных частей, возникают вопросы о том, когда и почему их объединили в единый текст. Ученые считают, что Краткая Правда представляет собой сознательную переработку самостоятельных частей, но время и место этой переработки исследователи определяют по-разному. Существует мнение о том, что краткая редакция Русской Правды возникла в Киеве в последней четверти XI в. Его разделяли Приселков и Юшков. Тихомиров датировал краткую редакцию этого документа первой третью XII в. и считал новгородской по происхождению. Черепнин уточнил обстоятельства, при которых была составлена Краткая Правда. По его мнению, эта редакция возникла в условиях острой классовой и политической борьбы в Новгороде в 30-х гг. XII в. Эту же точку зрения разделял Зимин. Кроме краткой существует пространная редакция Русской Правды, которая представлена более чем в 100 списках. Широкое распространение списков этой редакции объясняется восстановлением законодательных документов, потерявших силу в первый период татаро-монгольского ига на Руси. Возникновение этой редакции свидетельствовало о переработке Русской Правды в XIV и XV вв., в соответствии с изменениями в социально-политической и экономической жизни общества. Списки пространной редакции имеют заглавие, во всех вариантах которого упоминается имя Ярослава Владимировича: «Суд Ярославль Володимерич. Правда русьская»; «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и уроцех»; «Суд Ярославль Володимерич о душегубстве» и т.д. Следующую за этим заглавием ст.1 о кровной мести связывают с нормами, принятыми этим князем и отраженными в «Правде Ярослава». Помимо имени этого законодателя, в ст. 2 упоминаются его дети: «По Ярославе же паки совкупишеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Заглавие и обе статьи показывают, что пространная редакция использовала в качестве источника краткую редакцию Русской Правды. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью с дополнительными статьями. По мнению ученых, этот законодательный текст возник в результате единовременной переработки многих источников. Одним из них, как было указано, стала краткая редакция Русской Правды, а точнее — «Правда Ярославичей». В ряде статей пространной редакции ученые видят следы княжеского законодательства Святополка Изяславича, сидевшего на киевском столе с 1093 до 1113 г. Еще одним источником пространной редакции Русской Правды был Устав киевского князя Владимира Мономаха. Об этом княжеском законе говорит ст. 53 Пространной Правды: «Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора киевьского тысячьского, Прокопью белгородьского тысячьского, Станислава переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны (куна — денежная единица.); аже кто возметь два реза, то ему взяти исто (т. е. деньги, данные взаймы); паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти». Данный устав определял размеры процентов (рез), взимавшихся по долгосрочным займам. Статья интересна описанием того, как проходило принятие закона. Среди лиц, участвовавших в совещании в Берестове, были высшие городские чиновники. Время возникновения Устава определяется 1113 г., когда Киев и его сельская округа были охвачены восстанием против тысяцкого, сотских и ростовщиков. Сопоставление статей обеих редакций Русской Правды показывает расширение сферы действия нового кодекса в соответствии с изменившимися условиями. Появляются новые субъекты права: например, если в краткой редакции субъектами законодательства выступали княжеские слуги, то в пространной редакции есть статьи, защищающие не только княжеских, но и боярских слуг. Иногда называют еще один источник Пространной Правды — протограф Сокращенной Правды. Ученые по-разному решают вопрос о времени возникновения пространной редакции Русской Правды. Зимин полагал, что весь текст этой редакции сложился при Владимире Мономахе, княжившем в Киеве с 1113 по 1125 г. Юшков считал, что Пространная Правда была создана в 1113 г. Почти на сто лет позднее отодвигали создание пространной редакции Русской Правды Тихомиров и Черепнин. Они связывали окончательное оформление этого документа с волнениями, произошедшими в Новгороде в 1209 г. (по уточненным В.Л.Яниным данным — в 1207 г.). Третья редакция Русской Правды получила название Сокращенная Правда. Она дошла до нас в двух списках XVII в., которые еще плохо изучены. Ряд исследователей считает ее памятником позднего происхождения, появившемся в результате сокращения Пространной Правды. Тихомиров, однако, возводил текст Сокращенной Правды к протографу, возникшему во второй половине XII в. и использованному при создании Пространной Правды. Как уже указывалось, княжеское законодательство являлось одним из источников сборника законов, каким была Русская Правда. Княжеское законодательство X —XV вв. оформлялось в виде уставных грамот, уставов. Княжеская уставная грамота отражала прецедентный характер древнерусского законодательства. Она возникала в связи с конкретным случаем на определенной территории и в определенное время. Например, в уставной грамоте определялись повинности феодально-зависимого населения или закреплялись экономические и судебные интересы светской и церковной властей. Таким образом, уставные грамоты приближались к документам договорного характера. Устав — источник более сложного состава и происхождения, чем грамота. В его основе могли лежать одна или несколько уставных грамот. Особую группу составляют княжеские уставы, касавшиеся взаимоотношений светской и церковной властей и отражавшие земельные, финансовые и иные интересы государства и церкви. Они стали выдаваться церкви в связи с учреждением в Киевской Руси епископских кафедр. Самым ранним подобным документом считается Устав киевского князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных, созданный, по-видимому, в начале XI в. Устав определял место церковной организации в государстве: источники ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. В течение XI —XII вв. по мере укрепления церкви и увеличения числа ее институтов изменялось и содержание Устава. Некоторые положения Устава о десятинах, судах и людях церковных были развиты в Уставе киевского князя Ярослава Владимировича о церковных судах. Он был создан в период между 1051 и 1054 гг. Новый устав трактовал последствия нарушения норм церковного права в области семейных отношений. Тексты уставных грамот, послуживших источниками обоих уставов, до настоящего времени не дошли. В целом уставы обобщали нормы отношений светской власти, церкви и населения, действовавшие длительное время на различных территориях. В уставах было меньше указаний на конкретные место и время их создания, чем в уставных грамотах, но они отличались широтой содержания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |