Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частные акты: основные разновидности




 

Частные акты обязаны своим происхождением развитию сфе­ры социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, день­ги, люди и т.д.), так и условий, на которых достигалась догово­ренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов от­ражает это разнообразие.

Большинство частных актов, возникших до конца XV в., свя­зано с перераспределением земельного фонда. Письменно оформ­ленные договоры, объектом которых была земля, раскрывают процесс образования феодальной собственности на землю, пока­зывают различные пути формирования этой собственности и т.д.

Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные, куп­чие и меновные грамоты. Эти акты фиксировали различные фор­мы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых совершались сделки.

Если земли даровались, сделка оформлялась данной {вкладной) грамотой. Дарителями в данном случае выступали светские лица, а получавшими дар — церкви, монастыри. Вклады были одним из основных путей формирования церковного и монастырского зем­левладения. Эта разновидность грамот начинались формулой: «Се аз (такой-то) дал есмь в дом (название монастыря) игумену с братьею...».

О времени появления данных грамот в источниковедении нет единой точки зрения. Древнейшей подобной грамотой некото­рые исследователи считают новгородскую данную игумена Ан­тония Римлянина, несмотря на то что она сохранилась в списке второй половины XVI в. Они датируют ее не позднее 1147 г., основываясь на годе смерти вкладчика. К настоящему времени высказаны и другие мнения о грамоте Антония Римлянина: Валк и Ю.Г.Алексеев считают ее подделкой. Янин относит ее состав­ление к более позднему периоду — концу XIII — середине XIV в. Тихомиров, признавая раннее происхождение грамоты (XII в.), объясняет ее позднюю терминологию появлением текста при копировании.

Данные грамоты на землю оформлялись до 80-х гг. XVI в., ког­да законодательно были запрещены земельные вклады в монас­тыри.

Если земля покупалась, то приобретение недвижимости фик­сировалось в купчей грамоте. В сделке типа «купля-продажа» с обе­их сторон могли участвовать как светские, так и духовные лица. Купчие грамоты на землю сохранились, начиная со второй поло­вины XIV в. В тексте купчей суть сделки передавала фраза: «Се аз (такой-то) купил есми (то-то)...». Обмен землей отражался в меновной грамоте. Первые меновные Грамоты появились в Пскове в XIV в., а со второй четверти XV в. они распространились и в Северо-Восточной Руси. Характер сдел­ки передавала формула: «Се аз (такой-то) променил есми (такоуто) СВОЮ ВОТЧИНКУ...».

Тексты этих трех групп актов близки по форме и отчасти по содержанию. В них назывались стороны, участвовавшие в сделке, ее объект и условия. В удостоверительной статье грамот перечислялись свидетели (послухи) оформления документа, назывался писец, в нее включилось замечание о печати. Помимо статей, характеризующих суть сделок, главные разли­чия касались конкретных условий передачи земли новому соб­ственнику. В данной грамоте сторона, получавшая вклад, была обязана поминать умерших родственников дарителя. В одних гра­мотах это условие обозначалось кратко, в других вносилось уточ­нение о том, что имена родственников должны быть записаны в синодик. Особенностью поздних текстов данных грамот является указание прежних владельцев и условий, на которых была полу­чена земля дарителем.

В купчей грамоте обязательно указывалась сумма, выплачен­ная продавцу земли. В текстах купчих XVI в. стала фиксироваться «обязанность продавца очищать» землю, т. е. при возникновении претензий третьих лиц на землю доказывать свое право на ее продажу и освобождать покупателя от судебных издержек. Это обязательство свидетельствовало о значительном развитии пре­сса отчуждения земли, многократной смене землевладельцев желании покупателя обезопасить себя в случае появления третьих лиц, претендовавших на купленную землю. Например, вот как письменно оформлена в 1569/1570 г. договоренность об «очи­щении» вотчинной земли в Боровском уезде, проданной Раковыми «в дом Михаилу Арханилу, что на Москве на площади в старом городе, архангельскому протопопу Григор(ь)ю Иванову (ы)ну з брат(ь)ею...»:

«А у кого выляжет на ту н(а)шю вотчину упчая или кабала, или запис(ь), или иная какая крепость нибу, и нам та своя вотчина очищати, а протопопа Григор(ь)я з рат(ь)ею в той своей вотчине не довести ни которого убытка. что ся протопопу Григор(ь)ю з брат(ь)ею в той н(а)шеи вотчи­ме учинит убытка, и нам ему те убытки платити». В купчих можно встретить запись о праве покупателя поступать с землей по своему усмотрению, а также замечание об отчуждении продавца от земли навечно.

Крупные землевладельцы собирали свои владения в течение многих лет, осуществляя и другие сделки, которые оформлялись закладными и деловыми (дельными, раздельными) грамотами.

Закладные грамоты, которые появились еще в начале XV в. и период феодальной раздробленности, оформляли получение де­нежной суммы в долг под заклад (залог) земли. В качестве заем­щиков выступали и феодалы, и крестьяне, и церковнослужи­тели. Закладные грамоты обычно начинались формулой: «Се яз (такой-то) занял есми у (такого-то) (столько-то) денег, а в тих деньгах заложил есми... (описание земли)». Важным пунктом в условиях такой сделки был срок, на который брались деньги взай­мы. В закладной грамоте он обычно обозначался церковными праздниками. Кроме того, в закладной зачастую указывались раз­мер процентов («рост»), способ их взимания, права кредитора во время залога и в случае не выкупа должником своих земель в срок.

Деловые грамоты фиксировали раздел вотчины светского фео­дала между его наследниками. Эти акты были тесно связаны с духовными грамотами, в которых завещатель отдавал распоряже­ния относительно всего своего движимого и недвижимого иму­щества. Однако в дельной грамоте отражался только раздел земли в соответствии с распоряжением завещателя. В дельной грамоте раздел мог быть расписан более подробно, чем в духовной.

Развитие товарно-денежных отношений и связанный с ним процесс формирования категорий несвободных людей отражены во многих разновидностях частных актов, среди которых полные грамоты, служилые кабалы, порядные, ссудные грамоты, жилые записи и др. В историографии на основе этих грамот изучались происхождение крепостного права, экономическое положение различных категорий крестьян и т.д.

Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-про­дажи, и ее объектом являлись люди. Первые сведения о таких гра­мотах относятся к XV в. Сегодня известны две подлинные пол­ные грамоты — грамота 1494 г., составленная в Суздале, и грамо­та 1511 г., написанная в Пскове. Другие полные грамоты сохра­няются в списках конца XVI в. в новгородских записных книгах старых крепостей. Последняя известная сегодня полная грамота датируется 1554 г.

Название этой группы грамот происходит от слова «полница», обозначающего переход свободного человека в полное холопство («в полницу»). В полное холопство человек продавал себя сам (или его продавали) за определенную денежную сумму. Суть данной сделки передавала фраза «Се аз (такой-то) купил есмь (такого-то) в полницу себе и своим детем... на нем полтора рубли. А про­дал есми по своей воле без пристава...».

Докладными назывались полные грамоты о самопродаже людей «в полницу», совершенной с доклада наместнику.

С начала XVI в. и до конца XVII в. похолопление оформлялось служилыми кабалами. Слово «кабала» обозначало письменное долговое обязательство, долговую расписку. Служилые кабалы фик­сировали заем денег с обязательством должника «служити по вся дни и всякое дело делати» во дворе заимодавца. В отличие от за­кладных, в заемных кабалах заем не обеспечивался залогом земли. Поэтому заемные кабалы заключались с представителями тех со­циальных слоев, которые не располагали свободно отчуждаемой землей. В роли кредитора мог выступать светский или церковный феодал, а в роли заемщиков — монастырские слуги, крестьяне, посадские люди. Поступавший в кабалу заемщик имел право пос­ле погашения долга выйти из кабалы, однако это случалось край­не редко. С конца XV в. получают распространение акты крестьянского поряда, т.е. акты, оформлявшие поступление в крестьяне к част­ному феодалу. К ним относятся оброчные, порядные и ссудные грамоты.

Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для об­работки. Эти акты появились в конце XV в. Они начинались фор­мулой: «Се яз (такой-то) дал есми на оброк...». Далее описывалась земля, размер ренты, которую должен был выплатить крестьянин феодалу с этой земли.

Арендаторами вотчинной земли выступали и другие сословия.

Порядные записи происходили в основном из северных монас­тырей. Свое название документ получил от слова «ряд» (договор). В период феодальной раздробленности в Новгородской республи­ке рядной наименовался договор между двумя сторонами по како­му-либо спорному делу. Она заключалась «полюбовно», без суда или согласно судебному решению. Самой ранней рядной считает­ся псковская рядная Тешаты и Якима 1266— 1291 гг. Сравнение рядной периода феодальной раздробленности и порядной записи периода Русского централизованного государ­ства показывает, что эти акты, несмотря на схожесть наименова­ний, отражают различные договорные отношения.

На Северо-Востоке в XVI —XVII вв. порядная оформляла вступ­ление в феодальную зависимость обедневших и обезземеленных крестьян. Порядные заключали также церковнослужители (дьяч­ки, попы). Порядчик обязывался освоить выделенный ему земель­ный надел и нести повинности в пользу землевладельца, а фео­дал давал на определенный срок льготу на оброк и барщину.

Особенностью содержания порядных грамот является подроб­ное перечисление повинностей крестьян, садившихся на чужой земле.

В порядных указывалось следующее: 1) кто поряжается; 2) к кому; 3) на какой участок; 4) с какого времени и на какой срок; 5) подмога (натуральная или денежная субсидия); 6) условия эксплуатации участка; 7) трудовые повинности и подати в пользу
феодала; 8) государственные повинности; 9) неустойка в случае невыполнения поставки; 10) удостоверительная часть, где назва­ны имена свидетелей сделки и писца.

Порядные записи по своей сути являлись договорами, но они не получали удостоверения в государственных учреждениях. Су­ществует мнение о том, что они представляли собой внутрен­нюю документацию монастырей. В формуляре отсутствует указа­ние на пошлины за совершение сделки. В качестве писца поряд­ных могли выступать или монастырский дьячок, или больнич­ный старец и т.д. Местом хранения порядных являлась монас­тырская казна.

Порядные записи иногда делались в двух экземплярах. Сначала оформлялась порядная от лица монастырского собора, затем со­ставлялся крестьянский «противень» порядной.

Получив порядную, крестьяне давали покладное письмо. Его назна­чение состояло в том, чтобы при возможном отказе крестьянина от условий «ряда» или утрате им «противеня» можно было предъ­явить документ, исходящий от самого рядившегося крестьянина.

Приведем образец покладного письма 4 февраля 1671 г.:
«Се аз Богословской вотчины Пинежской волости монастырской крестьянин Иван Артемьев сын Осокин дал есми сие покладное пись­мо того ж Богословского монастыря в казну игумену Ионе да келарю старцу Сергию, да казначею старцу Матфею з братиею в том, что оне, игумен Иона з братиею, в нынешнем 179 году порядили меня, Ивана, в свой монастырской пашенной починок на Березнике, где преж сего жил я ж, Иван. И тому оу меня, Ивана, от них порядная следует. И как им, игумену Ионе з братею, та порядная смотрить понадобитца, и мне, Ивану, та порядная им смотреть давать, за собой не таить, да в том я, Иван, им, игумену Ионе и всей братии Богослов­ского монастыря, в Богословскую казну сие и покладное писмо дал. На то послуси отец мои Иванов родной Артемеи Никитин сын Осока. Писал сие писмо по его Иванову велению в Богословском монас­тыре казенной дьячек Оська Степанов 1179-го году (7179 г., т.е. 1671 г. — Т.К.) февраля в 4 день».

Появление покладного письма как документа, констатировав­шего только факт заключения порядной и некоторые новые усло­вия, касающиеся самого документа (не таить порядную, при не­обходимости показать ее монастырю), отражает стремление фео­далов фиксировать информацию о сделках как можно в большем числе документов, чтобы затем использовать их для удержания крестьянина в зависимости. Ссудные грамоты появились в 20-е гг. XVII в. Ими оформлялась выдача денежной ссуды вступавшему в крестьяне. Получив ссуду, подрядчик должен был «жить... безвыходно», т. е. без отсрочек платить оброк, нести тягло, трудиться на хозяина.

В период становления и существования крепостного права ((ко­нец XVI —середина XIX в.) стали свершаться новые сделки, объектами которых были холопы и крестьяне. Акты, оформлявшие эти сделки, регулировали обмен распределение крестьян и холопов. В конце XVI в. появились так называемые поступные (от слова «поступиться», т.е. уступить) грамоты. В них владелец бег­лых крестьян уступал их другому феодалу, у которого крестьяне жили «в бегах». Крестьяне без земли стали объектом купли-продажи с сере>еди-ны XVII в. Эти сделки оформлялись в купчихе на крестьян.

Отпускные грамоты освобождали кабальных людей, холопов, крестьян от личной зависимости. Они появились в XVII в. Купчие и отпускные просуществовали до отмены крепостного права в 1861 г. Жилая запись была прообразом договора найма рабочей силы. В условиях господства крепостнических отношений найм носил полукабальный характер. Жилые записи распространились с на­чала XVII в., самая ранняя из них датируется 1607 г. В текст жилой записи включались, как правило, сведения о с}сумме денежной оплаты труда человека, дававшего на себя записать, и срок, в течении которого хозяин будет пользоваться его трудом. Кроме того, записывались обязательства нанимавшегося выполнять оговоренную в жилой записи работу, не приносить хозяину убытков. Самостоятельными пунктами условий были характер дополнительного воз­награждения труда, а также неустойка в случае неисполнения до­говора.

В XVII в. зарождаются и в дальнейшем получают распространение акты трудового и имущественной найма, акты на совместное предпринимательство и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.