Для крупных и крупнейших городов наиболее перспективен внеуличный преимущественно рельсовый пассажирский транспорт – метрополитен, скоростной трамвай, а также сверхскоростные линии монорельсовых дорог. Соответствующие трассы и сооружения могут быть частично расположены в уровне поверхности земли на эстакадах или насыпях, но главным образом – ниже уровня земли.
В зависимости от их глубины различают подземные сооружения мелкого заложения (10-15 м от уровня поверхности земли) и глубокого заложения, расположенные ниже 15 м.
Метрополитен включает в себя обширный комплекс сооружений, главными из которых являются станции, которые необходимы практически во всех основных пунктах образования массовых потоков пассажиров в крупных городах: на главных площадях и перекрестках магистральных улиц, в центрах жилых районов, у крупнейших предприятий, универмагов, стадионов, вокзалов, на пересечениях линий метро с железными дорогами и между собой.
По назначению различают станции конечные, пересадочные (узловые) и промежуточные.
Станции мелкого заложения сооружаются «открытым» способом – со вскрытием поверхности земли. В таких станциях применяются конструктивные стоечно-балочные системы с одним, двумя или несколькими рядами опор или сводчатые конструкции.
Станции глубокого заложения часто представляют собой сочетания двух, трех или нескольких тоннелей. Тоннели состоят из замкнутых и соединенных между собой колец, образованных чугунными или железобетонными тюбингами. Станции глубокого заложения делятся на пилонные и колонные. Пилоны (массивные опоры) образуются 2, 3, 4 или большим числом тюбинговых колец.
По объемно-планировочным решениям станции метро бывают одноплатформенные с пассажирской платформой «островного» типа, расположенной между путями; двухплатформенные – с платформами «берегового» типа, расположенными с обеих сторон путей, или, что встречается реже, многоплатформенные, используемые чаще всего только в пересадочных узлах или в подземных железнодорожных станциях.
Большое значение для населения имеет расположение не только станций, но и вестибюлей метрополитена. Под этим термином подразумевается вся система входов в метро, включая кассовые залы, подходные коридоры и те или иные средства вертикального транспорта пассажиров (лестницы, эскалаторные или лифтовые тоннели). Как правило, эскалаторы проектируются не менее чем с 3 лентами-лестницами (для подъёма, спуска и резерва). При высоте подъёма от 5 до 10 м допускается устройство одноленточных эскалаторов, работающих только на подъём.
В комплексе со входами в метро часто размещаются небольшие магазины, кафе-закусочные и туалеты. Отдельные входы в метро иногда встраиваются в крупные общественные здания. Нередко переходы связывают сооружения метрополитена непосредственно с залами универсальных магазинов, вестибюлями крупных административно-деловых комплексов и операционными залами вокзалов.
Здания коммунального хозяйства.
Здания гостиниц, мотелей и кемпингов.
Гостиничные здания предназначаются для кратковременного проживания людей и их культурно-бытового обслуживания. В зависимости от назначения и контингента проживающих гостиницы могут быть:
- общего типа;
- курортные;
- туристические;
- спортивные;
- для транзитных пассажиров;
- гостиницы крупных предприятий и НИИ;
- гостиницы для автотуристов (кемпинги).
Гостиницы общего типа предназначаются для всех категорий граждан и могут быть любой категории. Курортные гостиницы, как правило, строятся в живописной местности. Так как люди в них пребывают достаточно длительное время, их необходимо обеспечить максимумом комфорта. Туристические гостиницы предназначаются для размещения и обслуживания туристических групп. В таких гостиницах должны быть предусмотрены помещения для сбора туристических групп и помещение для сотрудников туристических фирм. Гостиницы для спортсменов, как правило, размещаются в районах спортивных комплексов и могут иметь средний уровень комфорта и номера вместимостью до 4 человек. Гостиницы для транзитных пассажиров предназначаются для кратковременной остановки пассажиров, ожидающих тот или иной транспорт, и для отдыха персонала, обслуживающего транспорт. Они обычно располагаются возле различных видов вокзалов и, как правило, имеют средний уровень комфортности. Они должны иметь предприятие общественного питания круглосуточного режима работы. Гостиницы при крупных предприятиях или НИИ предназначаются преимущественно для командировочных. Такие гостиницы должны иметь помещения для проведения различного рода совещаний и пресс-конференций и не менее 50% одноместных номеров.
По вместимости гостиницы подразделяются на малые (до 100 мест), средние (до 500 мест) и большие (свыше 500 мест). При необходимости возводятся гостиничные комплексы, состоящие из группы гостиниц, имеющих некоторые общие предприятия культурно-бытового обслуживания.
По этажности гостиницы бывают малоэтажными (1-2 этажа), средней этажности (3-5 этажей), многоэтажными (до 16 этажей) и высотными (более 16 этажей).
В зависимости от комфортабельности и технической оснащенности, а также от объема предоставляемых услуг гостиницы делятся на 5 категорий (1*, 2*, 3*, 4* и 5*). Главным критерием в определении категории гостиницы является номер, качество которого в свою очередь зависит от уровня его комфорта, характеризующегося степенью его оборудования, площадью, количеством мест, меблировкой, отделкой и т.п. Немаловажное значение имеет местоположение гостиницы, а также вид, открывающийся из окон. (в Харькове гостиницы «Националь», «Киевская» и «Харьков» - 3*-ные, «Мир» и «Дружба» - 2*-ные и «Турист» - 1*-ная).
Номера делятся на однокомнатные и двухкомнатные (апартаменты и люксы), одноместные и многоместные (но не более четырех). Санитарно-техническое оборудование номера может быть полным (умывальник, унитаз, ванна, биде) или сокращенным (умывальник, унитаз, ванна или душ).
Современная гостиница представляет собой сложный организм, состоящий из нескольких функциональных основных групп помещений:
- помещения приема и обслуживания (вестибюльная группа);
- помещения жилой группы;
- группа помещений общественного питания и культурно-бытового обслуживания;
- группа помещений администрации;
- группа служебных подсобных и хозяйственных помещений;
- группа помещений инженерного оборудования.
Вестибюльная группа является связующим звеном для всех основных групп помещений гостиницы. Ее основными функциями являются прием, оформление и размещение приезжающих, хранение и транспортировка багажа и т.п. Все категории гостиниц должны иметь помещение службы приема с зоной отдыха и ожидания. В крупных гостиничных комплексах приемно-административная группа иногда выделяется в отдельный блок или даже здание.
Помещения жилой группы состоят из жилых номеров, помещений хозяйственного обслуживания, гостиных-холлов и помещений дежурных по этажам. Планировочное построение жилой части гостиниц имеет различные схемы, в основе которых лежат коридоры с различной их компоновкой с номерами. Ширина основных коридоров должна быть не менее 1,8 м, а расстояние между двумя эвакуационными лестницами не должно превышать 80 м.
Жилая часть 5*-ной гостиницы состоит из 100% одноместных и двухместных номеров, оборудованных цветными телевизорами, холодильниками и телефонами с международной и междугородней связью. При гостинице должен быть ресторан с несколькими залами и отдельными кабинетами и ночным клубом, кафе, спортивно-оздоровительный центр с тренажерами или спортивным залом, плавательный бассейн с сауной, бизнес-центр, универсальный зал для различных мероприятий, парикмахерская с салоном, медицинский кабинет. Номера имеют полное сантехническое оборудование.
Жилая часть 4*-ной гостиницы состоит из 100% одноместных и двухместных номеров, оборудованных холодильниками, цветными телевизорами и телефонами с междугородней и международной связью. При гостинице должен быть универсальный зал для различных мероприятий, бизнес-центр, спортивно-оздоровительный комплекс с тренажёрным или спортивным залом, плавательный бассейн или сауна, ресторан с несколькими залами и отдельными кабинетами, кафе и парикмахерская с салоном. Номера имеют полное сантехническое оборудование.
Жилая честь 3*-ной гостиницы состоит из 100% одноместных и двухместных номеров, имеющих сокращенное сантехническое оборудование (унитаз, умывальник, душ). Все номера оборудованы цветными телевизорами, холодильниками и телефонами прямой связи с городской сетью. При гостинице должен быть универсальный зал для различных мероприятий, бизнес-центр, ресторан или кафе и парикмахерская.
Жилая часть 2*-ной гостиницы имеет 80% одноместных и двухместных номеров. Не менее 50% всех номеров должны быть оборудованы санузлами с сокращенным сантехническим оборудование и все номера - телефонами внутренней связи. Номера без санузлов должны быть оборудованы умывальниками. При гостинице должен быть ресторан или кафе и помещение для просмотра телепередач.
Жилая часть 1*-ной гостиницы имеет 60% одноместных и двухместных номеров. Не менее 25% номеров должны быть оборудованы санузлами с сокращенным сантехническим оборудованием. Все остальные номера оборудуются умывальниками. Все номера имеют внутреннюю телефонную связь. При гостинице должно кафе и помещение для просмотра телепередач.
Площадь одноместного номера в зависимости от категории гостиницы колеблется от 8 до 14 (20) м2, а двухместных – от 12 до 16(25) м2.
Размещение предприятий питания предусматривается, как правило, в составе главного здания на первом этаже или в отдельном блоке, примыкающем к основному зданию.
Группа помещений администрации размещается обычно на первом или втором этаже и имеет удобную связь с жилыми блоками, группой питания и вестибюльной группой.
В общей архитектурной композиции гостиничного комплекса его жилая и общественная части имеют различные объемы: жилая, как правило, многоэтажная, общественная – один-три этажа. При этом общественная часть примыкает к жилому корпусу или группа общественных помещений частично входит в объем жилой части и частично находится вне её.
Мотели или гостиницы для автотуристов, как правило, располагаются на больших транспортных магистралях, на маршрутах к излюбленным автотуристами местам, или же в местах отдыха. Это, как правило, малоэтажные здания с изолированными друг от друга номерами, в непосредственной близости от которых размещаются стоянки для автомобилей. Мотели рассчитаны главным образом на непродолжительное пребывание туристов. Жилые номера большей частью проектируются однокомнатными и состоят из жилой комнаты и совмещенного санузла с ванной или душем.
При проектировании мотелей большое значение имеет связь жилого номера со стоянкой автомобиля. Существует ряд приемов устройства автомобильных стоянок в мотелях. Самым простым является размещение автомобилей перед номерами, которое целесообразно при однорядной блокировке жилых номеров. Удобен также вариант, когда автомобили размещаются между жилыми номерами. Совершенно иным вариантом является устройство двухэтажных мотелей, когда стоянка автомобиля находится под жилым помещением, что повышает плотность застройки, улучшает вид из окон номеров и дает возможность использовать рельеф местности. В этом случае жилые номера располагают с двух сторон блока. Входы в жилые номера в этом случае могут осуществляться с общей галереи или по внутренним лестницам каждого номера, ведущим из гаража или передней.
Все обслуживающие помещения мотеля, кроме бензозаправочной станции, как правило, располагаются в общественном центре мотеля.
Промышленные здания и сооружения.
Производственные здания как градостроительный фактор.
Промышленные предприятия формируют одну из основных функциональных зон города. Город в целом представляет собой рациональную комплексную архитектурно-планировочную организацию зон: промышленной, селитебной и зоны отдыха. В малых и средних городах промышленная зона может состоять из одного или двух, а в больших и крупных городах – из нескольких промышленных районов.
По видам размещения относительно селитьбы, в зависимости от характера производств и их санитарной классификации (степени выделения вредностей), их транспортных связей и грузооборота все многообразие промышленных предприятий можно свести к 3 основным группам. Первую группу составляют промышленные предприятия, располагаемые на значительном удалении от селитебной территории. В них размещаются все виды вредных производств, имеющие грузооборот по железнодорожному транспорту (металлургические и химические заводы, нефтеперерабатывающие комбинаты и т.п.). Санитарные разрывы от селитебной территории составляют 10-15 км. Вторую группу составляют промышленные предприятия, располагаемые около границ селитебной территории. В них располагаются предприятия, для которых требуются санитарные разрывы 100-300 м, а также предприятия, не выделяющие производственных вредностей, но требующие железнодорожных вводов. Третью группу составляют промышленные предприятия, располагаемые в пределах селитебной территории, не выделяющие вредностей, а также предприятия, требующие санитарных разрывов 50 м с пожаровзрывобезопасными производствами, не использующие железнодорожный транспорт, с небольшим грузооборотом автотранспорта, не создающие шума и не выделяющие вредностей, превышающих нормативы для жилой застройки.
Но в последнее время возникла еще одна группа промышленных производств (электронной промышленности и т.п.), к микроклимату в производственных помещениях которых предъявляются высокие требования защиты от влияния окружающего эти производства обычного микроклимата селитебной зоны.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление