Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение. Коммуникативная компетентность




Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает

необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное

формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств

человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения

определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены

взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность

которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет

организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и

отношениями между людьми [1,2].

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды общения: невербальное (бессловесное) общение — общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Выделяют три уровня общения.

Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.

Межличностное — общение между двумя и более людьми.

Общественное — общение человека с большой аудиторией.

Стороны общения:

Первая — коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения (интерактивная) — взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.

Третья сторона общения (перцептивная) — восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для медицинского работника. Существует единство совместной деятельности и общения, В совместной деятельности человек должен, по необходимости, объединяться с другими людьми, общаться с ними. Устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. В данном случае, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается, через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям. Данный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) — это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой — средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов. В нем закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Например. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой печатной продукции и т.д.

Зоны комфорта. Общение в основном происходит в зонах комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой, однако, у большинства людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта — 0,46 — 1,2 метра. Интимная зона, размер — 15 — 46 сантиметров.

Необходимо внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое расстояние. Существуют и такие зоны, как социальная — размер от 1,2 до 3,6 метра, и общественная зона — более 3,6 метров.

Вербальное общение. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить «на одном языке», если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности.

Библейская история о строительстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного «смешения языков» строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

Для передачи друг другу значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения. Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — происходит обмен мыслями, передача информации

 

 

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди,

отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира,

оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек

должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально

полноправным членом общества [8]. Другими словами, общение будет эффективно

лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в

данной ситуации [3].

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие

адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом

потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче [5].

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека

является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет

важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в

целом.

 

Глава1

Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её

повышения.

1. Понятие социально-психологической компетенции.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения [6].

Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении

веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека

протекает в постоянном общениии. Человек всегда дан в контексте с другим –

партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки

зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество

человеческой жизни, в судьбу в целом [5].

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних

ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в

определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в

общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в

тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд

принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития

коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как

служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия

является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты

контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение

становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии

партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений,

например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3].

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить

контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой.

Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением

какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от

характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении

обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве

наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной

смене психологических позиций – один из существенных показателей

компетентного общения [9].

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх

уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и

перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности

в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой

многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают

полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности –

перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием

у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в

которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь

на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения

в коммуникативной ситуации [10].

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на

уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа

поведения личности в процессе общения. Уровень установки может

прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов

партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение

к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного

взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных

контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических

предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности

целесообразно рассмотреть общение как системно -интегрирующий процесс,

который имеет следующие составляющие [10].

. Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической

ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление

возможных социальных, социально-психологических и других

противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в

общении)

. Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения,

разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции

общения

. Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по

общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)

. Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в

которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой

ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной

программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального социотехнологического

анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться

только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как

коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два

взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти

адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели

общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в

общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику

общения [10]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности

проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-

психологического саморегулирования как управление своей психофизической

органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-

исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в

соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения,

означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность,

соответствующую ситуации взаимодействия [10].

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать

три фазы: длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и

материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую

идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы

предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку

в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер

целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными

навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-

исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно

реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом

перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие,

эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и

результативности общения [10].

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим

восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический

настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому

впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно

оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже

прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели

общения [2].

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности

принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых,

мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По

своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-

исполнительской деятельности

Связь эмоционально-психологической саморегуляции с выразительностью

есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это

стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия

личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как

культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и

пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого

тона и речевой громкости [1,3].

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются

такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность

обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр,

какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения,

владения его технологией, является составной частью более широкого понятия

«коммуникативный потенциал личности» [10].

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека,

которые и определяют качество его общения. Он включает на ряду с

компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства

личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к

способу общения и коммуникативные способности – способность владеть

инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально

откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать

собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции

и к взаимной стимуляции в общении [3,10].

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре

личности как о системе качеств, включающей:

1. Творческое мышление;

2. Культуру речевого действия;

3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции

своего состояния;

4. Культуру жестов и пластики движений;

5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6. Культуру эмоций.

Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность,

не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования

составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения

коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной

культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт

межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия

искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента

коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем

реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на

соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения,

заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние

когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм

общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация

конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-

психологического торможения активности личности в общении. Личность

выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического

напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания

[10].

Опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной

компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает

интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален,

поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и

психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и

индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие

человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их

своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями:

организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия

искусства [10].

Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого

общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной

эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной

компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень

самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным

субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и

свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное

пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию.

Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как

овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в

импровизациях, уместности конкретных средств общения.

Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым

условием успешной реализации личности [9,10].

 

 

7. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом

взаимопонимания между людьми, осуществляется посредством знаков, точнее

знаковых систем. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой

системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые

знаковые системы). Однако невербальная коммуникация требует более

детального деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинесика,

паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них имеет свою

собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов

коммуникативного процесса [1]:

1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы

человеческую речь. Речь является самым универсальным средством

коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи

менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна

сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми

участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации:

коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность

понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для

коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей»,

т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст

знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1].

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник

информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью

описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру

коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся,

их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым

системам, которые включены в речевое общение, помимо речи [1].

Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53%

[12].

Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный

процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его

средств [14].

Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что

включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека

способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические варажения

несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную

нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и

губы.

Жесты при общении несут также много информации, в языке жестов, как и в

речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить

на 5 групп.

I Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; указатели, пиктографы -

образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы –

свободные движения руками.

II Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к

чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда,

целенаправленные движения руками.

III Жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в

общении, например, поднятая над головой рука означает – «до свидания».

IV Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с

движением рук.

V Жесты-афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы

лица определённые эмоции.

Значимость оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько

велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований –

кинестика [12].

Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество

голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система –

включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача,

смеха, наконец сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически

значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а

«околоречевыми» путями, приёмами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают

также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты

коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых

пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по

коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных культурах,

относительно временных характеристик общения выступают как своего рода

дополнения к семантически значимой информации.

Проксемика как специальная область, занимающаяся пространственной и

временной организации общения, располагает в настоящее время уже большим

экспериментальным материалом. Её основатель Э. Холл проксемику

«Пространственной психологией» [1].

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических

наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, они

получили название «хроиотопов» [1].

Следующая специфическая знаковая система, используемая в

коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном

общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой,

значение которой весьма ограничено. Английский исследователь М. Аргайл и

его сотрудники разработали далее определённую «формулу интимности», выяснив

зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как

дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз.

Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки,

представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций

общения [1].

Речь — это вербальная коммуникация. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений. Так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу.

Невербальное общение. Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.

Как правило, люди в меньшей степени способны контролировать канал невербального общения. Мимика не всегда сообщает то, что человек говорит. Иногда все тело участвует в передаче информации, например, походка человека. Она может демонстрировать благополучие, гнев или наоборот, сдержанность, страх. Можно получить много информации по выражению лица, мимики, жестам. Взгляд человека дополняет то, что не сказано словами, жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе, кроме того, выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. В языке жестов большую роль играют руки, руки могут передавать и эмоциональное состояние. Например, беспокойство может проявляться в непрерывном движении рук, «заламывании пальцев» и т.д.

Средства невербальной коммуникации являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут

не совпадать в разных национальных культурах. Например, болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту.

Вербальное и невербальное общение может существовать одновременно. Например, происходит общение в виде беседы, оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербального общения.

На процесс общения во многом влияет предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяет и его социальное окружение и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.